В поиске лохов: запретят ли телелохотроны?
Если раньше нас обманывали, обвешивая на базарах или в магазинах, то теперь с развитием интерактивного телевидения дурят интерактивно, с помощью телефона или телевизора. Я о телевикторинах, которых в последнее время расплодилось на отечественных телеканалах видимо-невидимо.
За угаданное слово или правильно сложенную картинку наивному обывателю обещают довольно крупный денежный приз — от 200 до 2000 грн. На подобные обещания клюют тысячи граждан, но как показывает практика, такие программы — обычный лохотрон.
Недавно следственным управлением ГУ МВД Украины в Киеве было возбуждено уголовное дело против организаторов телешоу «Денежный дождь» и «Телешанс». Дирекцию этих программ обвиняют в том, что они, призывая телезрителей звонить в студию, не давали людям возможности дозвониться, точнее, выждав определенное время, обрывали звонок, хотя плата за несостоявшийся разговор начислялась исправно.
Программа была сделана так, чтобы телезритель не сомневался в том, что он дозвонится или же что останется без вознаграждения. Ведущая передачи все время «жаловалась», мол, никто в студию не звонит. Хотя, в этот же момент на линии «висели» десятки телезрителей. Через некоторое время людям сообщали, что их звонок зарегистрирован, после чего происходило разъединение. За каждую минуту несуществующего разговора взимали 7 грн.
В поиске лохов
Корреспондент на собственной шкуре испытал, насколько реально выиграть легкие деньги. Набрав номер, указанный на экране телевизора, мы услышали женский голос на автоответчике, который сообщил, что наш звонок принят и нужно ожидать соединения со студией. Но на протяжении нескольких минут соединение не происходило. Причем в это время миловидная ведущая на телеэкране все время повторяла: «Где же вы?! Звоните, угадывайте, это ваш шанс забрать 600 гривен!» Мы прождали еще чуть-чуть, но нас просто разъединили, в итоге пришел счет на уплату разговора в 50 гривен.
Прибыль — за семью печатями
Узнать, какую же прибыль получают организаторы телевикторин, практически невозможно, поскольку количество звонящих фиксируют только на самой программе. Телеканалы, как пояснили «Новой», такой информацией не владеют. А связаться с телешоу можно лишь по телефонам, указанным на экране телевизора. По ним и вовсе дозвониться нереально. Точные цифры могут знать лишь в налоговой инспекции, при условии, что викторина исправно платит налог. Однако в столичной налоговой администрации «Новой» отказали в такой информации, объяснив, что это конфиденциальные данные.
«На первый взгляд, организаторы телевикторины делали все в рамках закона. Указывали на экране стоимость звонка. Но, как правило, весь этот текст был написан очень маленькими буквами и мелькал на экране всего несколько минут, — рассказал «Новой» Владимир Дмитренко, заместитель начальника ЦОС ГУ МВД в Киеве. — Но это мелочи по сравнению с другими нарушениями. Когда человек набирал номер студии, его несколько минут «держали» на линии, не соединяя с ведущим. А через некоторое время принудительно разъединяли. Тем не менее телефонная компания включала в счет сумму за звонок на телешоу. Сейчас против организаторов телевикторины возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», идет следствие».
«Думайте сами»
Проблему с телелохотронами пытались решить специалисты Национального совета по вопросам телерадиовещания. Нацсовет принял решение «О рекомендациях Национального совета относительно трансляции в эфире передач, которые могут нанести финансовый ущерб телезрителям». Этого документа, по мнению авторов, вполне достаточно для того, чтобы регулировать данную сферу.
«Решение Нацсовета, на мой взгляд, является абсолютно достаточным. Что же касается полного запрета проведения платных викторин, то я считаю, что оснований для этого нет. Граждане должны сами решать, хотят ли они тратить деньги ради возможного выигрыша», — рассказала «Новой» Ольга Большакова, руководитель программ законодательных инициатив Независимой ассоциации телерадиовещателей.
По словам Большаковой, психически здоровый взрослый человек может и должен развивать силу воли и по собственному решению воздерживаться от вредных или опасных для него действий. А несовершеннолетние (именно они чаще всего звонят на подобные шоу) являются недееспособными лицами и должны находиться под надзором родителей или воспитательных учреждений. Кроме того, если подросток признался, что звонил на викторину, то родители вправе в судебном порядке отменить счет за переговоры.
Согласно документу, организаторы подобных телешоу должны указать на экране, что звонок к ним в студию является платным и обязательно «вывесить» стоимость минуты разговора. Остальное — только на ответственности самого телезрителя. Мол, если с чем-то не согласны — сами виноваты. Однако в Нацсовете не берут во внимание то, что создатели телевикторины злоупотребляют ситуацией, не соединяя зрителя со студией долгое время. Иногда стоимость звонка может даже превысить сумму выигрыша за правильный ответ.
Кому это выгодно?
Исправить ситуацию попробовали и народные депутаты. В парламенте пылится законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно недопущения злоупотреблений доверием телезрителей)». Документ может запретить трансляцию на телеканалах программ и шоу, которые выкачивают деньги из кошельков звонящих. Но пока этот документ не нашел поддержки среди народных избранников.
«Законопроект предлагает внести изменения в статью 62 Закона Украины «О телевидении и радиовещании». И запретить телерадиоорганизациям распространять программы и передачи, в которых зрителям предлагается получить любое материальное вознаграждение и при этом необходимо позвонить за свой счет. Однако этот документ был заблокирован и на рассмотрение ВР не подавался, — поделился с «Новой» Александр Мысенко, помощник автора законопроекта, народного депутата Александра Фельдмана. — Почему? Подобные программы приносят сверхприбыль не только организаторам, операторам связи, но и телеканалам».
По утверждению помощника нардепа, дело не только в деньгах. Ведь отечественным каналам нужно еще и транслировать определенные телепродукты исключительно на государственном языке. За счет подобных викторин они пытаются обойти закон.
«Телеканалы получают деньги не только за предоставление эфирного времени, но и «перекрывают» недостачу по количеству часов транслирования программ на украинском языке. То есть законодательно определено, что телеканалы должны иметь определенную долю продукта на украинском языке. На практике в прайм-тайм показывают только русскоязычные программы. А телевикторины, которые, как правило, работают в ночное время суток, на украинском языке. Вот и получается, что канал «отработал» нужный процент», — продолжает господин Мысенко.
Взятки гладки
Сами же телеканалы разводят руками. Практически все телевикторины не являются их продуктом. Телеканал просто предоставляет эфирное время организаторам телевикторин. А сама студия телешоу и вовсе может находиться в другом городе.
«Ситуация с интерактивными проектами на телевидении и радио требует дополнительного законодательного регулирования. А полный запрет таких викторин в настоящее время является неоправданным, — рассказал «Новой» Анатолий Максимчук, директор юридического департамента телеканала СТБ. — Интерактивные шоу являются едва ли не единственной формой непосредственного участия телезрителя в создании телепередач и его общения с телерадиокомпаниями. Их запрет лишит зрителя не только возможности общения, но и не позволит разнообразить свой досуг».
P.S. Эксперты не склонны считать, что в ближайшем будущем ситуация с подобными программами кардинально изменится. Тем более, при таком количестве заинтересованных сторон решить ситуацию именно в пользу телезрителя практически не реально.
Андрей Литвиненко, газета «Новая»
Tweet