За гранью физических возможностей
С приближением очередной олимпиады и болельщики, и сами спортсмены делают прогнозы: каких новых достижений ждать? Какие новые рекорды будут установлены и будут ли установлены вообще? Конечно, можно себе представить олимпиаду, во время которой все спортсмены покажут достижения хуже или, как минимум, не лучше предыдущих. Всё равно это будет праздник, всё равно будут победители… и всё-таки чувство досады останется. А такие времена могут настать. Все чаще ученые говорят, что в олимпийских видах спорта человек вплотную подошел к пределу своих физических возможностей.
Многочасовых регулярных тренировок скоро может оказаться недостаточно, чтобы ставить новые мировые рекорды.
12 февраля начинаются зимние олимпийские игры 2010 года в Ванкувере. Зрители ждут от спортсменов не только побед, но и новых рекордов. И, скорее всего, их ожидания не будут обмануты. Фото: Jack L. Gillund/US Army
На это любой, кто следит за событиями в мировом спорте, может легко возразить: какой же тут максимум, если каждую олимпиаду устанавливаются десятки новых мировых рекордов? Но давайте разберемся. Иной раз новые результаты отличаются от старых на сотые доли секунды или доли сантиметра. В велосипедном спорте и атлетике счет идет на тысячные доли секунды, и без современных технологий их просто невозможно зафиксировать. Есть простая статистика спортивных достижений.
В 1961 году Боб Бимон (Robert Beamon) поставил мировой рекорд по прыжкам в длину — 8,9 м. Побить его удалось лишь тридцать лет спустя: в 1991-м Майк Пауэлл (Michael Anthony Powell) улучшил его результат на 5 см. А вот рекорд Пауэлла не побит до сих пор, хотя прошло уже почти двадцать лет. Американец Дональд Липпинкотт (Donald Fithian Lippincott, 1893–1963) установил в 1912 году олимпийский рекорд в беге на стометровку — 10,6 с. Его превзошли лишь в прошлом году в Пекине: Усэйн Болт (Usain St. Leo Bolt) показал время 9,69 с. За почти столетнюю историю «большого спорта» результат смогли улучшить лишь на 7%!
Что делать: прочность кожи, костей, мышц и суставов не беспредельна! В 1977 году Американский биомеханик Гидеон Ариэль (Gideon Ariel) рассчитал предел скорости в беге на 100 м — 9,6 с. Современный мировой рекорд отличается на сотые секунды. Максимальная скорость концов некоторых мышц относительно друг друга достигает при этом 1 м/с. При большей скорости начинается физическая деструкция мышечной ткани. Предел в прыжках в длину, по мнению того же Ариэля, составляет 896 см — то есть прыжок Майка Пауэла можно считать почти идеальным.
Однако подобные выводы вселяют уныние не только в спортсменов, но и во владельцев спортивного бизнеса. Новые мировые рекорды сулят большие деньги, и поэтому компании из кожи вон лезут, чтобы улучшить результаты тех, на кого они делают ставку. Один из способов обмануть природу — особая экипировка. Например, на олимпиаде в Сиднее впервые была использована так называемая «акулья кожа» — новые комбинезоны для пловцов. Такой костюм сделан из особого материала и спаян ультразвуковой сваркой, поэтому у него совсем нет швов. Он «утягивает» тело пловца снижая сопротивление воды на 20–25%. В результате на каждые 100 м дистанции спортсмен тратил до 0,5 с меньше. Этого оказалось достаточно, чтобы сразу побить несколько мировых рекордов.
Майкл Фелпс после выигрыша восьмой золотой медали на Пекинской олимпиаде 2008 года. Всего на его счету четырнадцать олимпийских золотых медалей и тридцать семь побитых мировых рекордов. Немалую роль в его победах сыграл разработанный учеными NASA костюм Speedo LZR Racer. Фото (Creative Commons license): Bryan Allison
Однако на этом пути есть вполне понятные ограничения. Так, бегуны могли бы вставлять в подошвы пружинные амортизаторы, которые удлиняли бы время взаимодействия ноги с дорожкой, снижая тем самым нагрузку на суставы и кости ноги при той же полезной работе. Но это запрещено, так же как и использование различныхстимулирующих препаратов. Есть некоторые соображения относительно использования генной инженерии, но и на этом пути скорее всего возникнут препятствия юридического и морального характера. Некоторые перспективы для развития спортивных достижений могут быть связаны с общей эволюцией человеческой породы — увеличением роста людей и мышечной массы, — но и пока этого не произошло, основания для умеренного оптимизма еще остаются. Вполне вероятно, что подготовка спортсменов будет со временем не только учитывать новейшие открытия в анатоми и физиологии, но и включать в себя элементы, заимствованные из традиционных практик.
Не стоит унывать
Основания испытать силы организма человеку дает не только спорт. Знаменитая книга рекордов Гиннесса каждый год пополняется новыми феноменальными рекордами, доказывающими, что временами человеческий организм проявляет совершенно неожиданные способности. Например, в 2000 году в порту Гётеборга (Швеция) Джордж Олесен передвинул на 5,1 м пассажирский паром весом 10 300 т. В такое трудно поверить, но результат зафиксирован официально. В 2007 году мексиканец Эдуардо Эстрада (Eduardo Estrada) совершил не менее удивительный подвиг. На его груди одним мощным ударом разбили тридцать бетонных блоков.
Вполне вероятно, что речь просто об уникальных людях, способности которых по каким-то причинам оказались исключительными. Но такие же исключительные способности иной раз вдруг проявляются и у самых обычных людей, оказавшихся в необычных обстоятельствах. Примеров множество.
Советский летчик-испытатель Юрий Антипов выполнял в 1956 году тренировочный полет. Его самолет не смог выйти из штопора — нужно было катапультироваться. Но механизм не сработал, фонарь кабины не отстреливался. Спасая свою жизнь, Антипов вручную открыл фонарь, преодолевая сопротивление воздушного потока. Это спасло ему жизнь. Позднее выяснилось, что в экстренной ситуации он приложил усилие в 220 кгс.
Не менее удивительный случай рассказывает в своей книге «Резервы нашего организма»Николай Александрович Агаджанян:
Однажды полярный летчик, закрепляя лыжи у самолета, севшего на льдину, почувствовал толчок в плечо. Думая, что это шутит товарищ, летчик отмахнулся: «Не мешай работать». Толчок повторился снова, и тогда, обернувшись, человек ужаснулся: перед ним стоял громадный белый медведь. В одно мгновение летчик оказался на плоскости крыла своего самолета и стал звать на помощь. Подбежавшие полярники убили зверя. «Как ты влез на крыло?» — спросили они летчика. «Прыгнул»,— ответил тот. В это трудно было поверить. При повторном прыжке летчик не смог преодолеть даже половины этого расстояния. Оказалось, в условиях смертельной опасности он взял высоту, близкую к мировому рекорду.
Лаборатория биомеханики во Флоридском университете (University of Florida). Найти, что именно ограничивает возможности организма в том или ином случае, — непростая научная задача. Фото (Creative Commons license): Patrick Oscar Boykin
Нечеловеческие нагрузки
Помимо необыкновенной силы, скорости и выносливости, человеческий организм иногда проявляет и столь же неожиданную прочность. 26 января 1972 года произошел удивительный случай. В небе города Сербска Каменицке в Чехословакиивзорвался самолет DC-9-30. Бортпроводницу Весну Вулович (Vesna Vulović, Весна Вуловић) выбросило из салона, и она упала с высоты 10 160 м. Она осталась жива, хотя получила многочисленные переломы и 27 дней пролежала в коме. Однако уже через 16 месяцев она выздоровела и выписалась из больницы.
Похожий случай произошел с американским школьником Мэттом Сьютером (Matt Suter) из деревушки Фордлэнд в штате Миссури.Его подхватил смерч и, раскрутив, бросил на землю, как домик Элли из сказки о Волшебнике Изумрудного города. Пролетев более 400 м, Сьютер отделался всего лишь парой легких ушибов. Как такое возможно?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо помнить, что прочность человеческих костей близка к прочности бетона — кость бедра выдерживает нагрузку почти в тонну. В то же время кости наполовину состоят из мягких живых тканей, что придает им гибкость. Например, грудная клетка может прогибаться на 3 см. Таким образом, наши кости образуют природную броню, способную спасти нас от смертельного удара. Но чтобы механизм костной защиты работал эффективно, не надо делать лишних движений. Сьютер оказался во власти смерча, когда был без сознания: он ударился головой о тяжелую лампу.
Именно поэтому в момент приземления его тело не было сковано страхом, что и смягчило смертельное падение. А Весна Вулович находилась в состоянии шока, то есть ее сознание также было отключено. Хотя из этого, увы, вовсе не следует, что все люди, оказавшиеся в сходном положении в сходном состоянии, также спаслись. Выяснить, что стало решающим фактором для спасения в столь критических обстоятельствах, необычайно трудно в силу самой уникальности подобных событий.
Есть не менее удивительные примеры, когда человеческое тело выдерживало сильные перепады температуры. В уже упоминавшейся книге Агаджаняна рассказывается, как во время Второй мировой войны сержант советской армии Петр Голубев проплыл в ледяной воде 20 км за девять часов. А в наши дни рекорд поставил известный американский иллюзионист Дэвид Блейн (David Blaine White). Практически голый, он полтора дня простоял в ледяном саркофаге. Но самое удивительное заключается в том, что, казалось бы, насмерть замерзшего в ледяной воде человека можно в буквальном смысле разморозить и вернуть к жизни. Дело в том, что холод не столько убивает, сколько замедляет все внутренние процессы организма. Пульс замершего человека может вообще не прощупываться, но это еще не означает, что его сердце умерло, просто оно делает всего несколько ударов в минуту.
Стоит сказать и о нашем дыхании. Большинство людей не могут задерживать его дольше 1–2 мин, но и эту способность можно развивать. Мировой рекорд задержки дыхания, установленный Дэвидом Блейном в 2008 году, — 17 мин 4,5 с — спустя пять месяцев был побит немцем Томом Зитасом (Tom Sietas). Но, очевидно, со временем будет побит и он. Согласно записям английского антрополога и путешественника Джеффри Горера (Geoffrey Gorer, 1905–1985) ныряльщики из племени вольф в Сенегалеспособны находиться под водой до получаса, за что их прозвали «водяные люди».
Не менее кислорода нам нужна и вода. При обычной температуре человек может не пить до десяти дней, а в жару не продержится больше двух. Но известно много случаев, когда потерявшиеся в пустыне жили без воды две недели. Без еды человек может прожить значительно дольше. Немногие знают, что даже нетренированный организм способен обходиться без пищи в среднем два месяца. По мере того как снижается скорость поступления в организм питательных веществ (или оно прекращается вообще), метаболизм замедляется, а некоторые процессы останавливаются вообще — например, перестают расти волосы и ногти. Известны случаи, когда экономия подобного рода позволяла (правда, очень нехудым людям) обходиться без пищи более полугода.
Сила внушения
Мы имели возможность убедиться в том, что активировать резервные силы организма нам зачастую мешают психологические барьеры, исчезающие в экстремальных ситуациях. Но значит ли это, что их нельзя снимать и другими способами? Комплексные исследования, проводимые в течение последних пятнадцати лет, доказали, что физические возможности человека, находящегося в состоянии транса или под гипнозом, значительно увеличиваются.
Полученные данные активно используются и для подготовки спортсменов. И здесь уже есть свои открытия. Например, во время экспериментов по изменению сознания разным группам добровольцев давали две установки: «я — сильный, я легко подниму гирю», и «гиря ничего не весит, она легкая как перышко». Вторая установка давала гораздо более эффективный результат. Люди не просто начинали верить в собственные силы, но им начинало казаться, что они могут изменять окружающий мир. Это дает основания некоторым исследователям предполагать, что в этом случае, как и в случае сильного стресса, человек способен на короткое время выпасть из реальности, преодолев известные нам законы физики.
Американский иллюзионист Дэвид Блейн провел в наполненной водой сфере целую неделю с 1 по 7 мая 2006 года. Сфера располагалась на площади Линкольновского центра в Нью-Йорке, и любой желающий мог наблюдать, как Блейн освобождается от удерживающих его пут. Воздух, воду и пищу он получал по шлангу, однако выпутываться он мог, только выпуская шланг изо рта. Фото (Creative Commons license):Budi Akbarsjah
То, что является новшеством для нас, на Востоке имеет тысячелетнюю историю. Индийские и китайские практики позволяют творить просто чудеса, по крайней мере, так кажется нам — представителям западной цивилизации. Востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902–1960), например, описывал йогов-бегунов, живущих в Гималаях. Они могли за ночь пробежать по горным тропам до 200 км на высокой скорости, не сбавляя темпа. За эту способность их прозвали «небесными скороходами». А в восточных школах боевых искусств применяется прием «стальная рубашка». Человек впадает в особенное духовное состояние, в котором не чувствует боли. Его кожа не протыкается ножом, от ударов не остается синяков. Йог может спокойноходить по раскаленным углям, не получая ожогов. Регулярные медитации и тренировки позволяют им контролировать температуру своего тела.
В 2005 году непальский буддист Рам Бахадур Бомжон (Ram Bahadur Bomjon) медитировал в тени большого дерева без пищи и воды в течение более восьми месяцев. К нему приезжали ученые, его показывали по телевидению, но никакого трюка так и не было обнаружено. Он действительно ничего не ел и не пил более чем полгода. Согласно древним записям, монахи могли обходиться без пищи и воды десятилетиями. Но самое удивительное, что некоторые из них на несколько дней опускались под воду, закапывали себя в землю и обходились без кислорода, впадая в особое состояние, похожее на клиническую смерть.
Методы, которыми они достигали подобных результатов, не то чтобы понятны, но относительно хорошо известны. Те же йоги охотно делятся своими секретами, публикуя книги и читая лекции по всему свету. Все чаще этими методами пользуются и спортсмены. Дело не только в физических упражнениях, но и в умении контролировать свое тело, правильно дышать, следить за состоянием своего духа. Только на первый взгляд это может показаться простым. Даже техника медитаций совершенствуется только продолжительной практикой. А их благотворность уже опробована в некоторых американских школах.
Что же, спортивная медицина сделала на протяжении ХХ века значительные успехи. Но будем ли мы удивляться, если в XXI веке на авансцену выйдут традиционные практики, которые в числе прочего позволят спортивным состязаниям сохранить привлекательность, а участвующим в них людям перспективу дальнейшего совершенствования?
Георгий Алексеев, «Вокруг Света»
Tweet