Парламент дал старт судебной реформе Владимира Зеленского. Депутаты поддержали закон, способствующий исправлению ошибок, допущенных предыдущей властью. Но и в новом документе есть статьи, которые могут очернить благие намерения изменить систему.
На днях Верховная Рада одобрила президентский законопроект №1008 о судебной реформе. Он предусматривает сокращение состава Верховного суда с двухсот до ста судей, вводит новый порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей, создает при Высшем совете правосудия комиссию добродетели и этики. В то время как во фракции «Слуга народа» радуются победе, а общественные активисты называют документ «не идеальным», международные партнеры пытаются его скорректировать. Почему – разбирались в журнале Фокус.
Полная перезагрузка
Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) – орган, который проводит конкурсы на вакантные должности в судах. Именно он в недавнем времени отбирал судей нового Верховного суда (ВС). Комиссии помогал Общественный совет добропорядочности – он анализировал кандидатуры претендентов в наивысшую судейскую инстанцию страны. Несмотря на замечания общественников, ВККС пропустила в ВС 44 недоброчестных кандидата.
Кроме того, квалификационное оценивание в ВККС успешно прошли и несколько десятков судей времен президента Виктора Януковича, в том числе те, кто бросал за решетку по надуманным делам майдановцев и лишал их прав. При этом представители предыдущей власти закрывали глаза на такую псевдоочистку судебной системы и говорили об успехах в этой сфере.
После победы на президентских выборах Владимир Зеленский пообещал, что исправит ошибки Петра Порошенко, перезапустит судейскую реформу, а в первую очередь инициирует роспуск старого состава ВККС.
Именно об этом идет речь в новом законе. Документ предусматривает, что формированием новой ВККС будет заниматься конкурсная комиссия, состоящая из трех представителей Совета судей и трех международных экспертов.
«Минус в том, что полномочия действующей ВККС прекратятся полностью, и она не сможет закончить даже конкурсы, – говорит Роман Куйбида, эксперт Центра политико-правовых реформ. – А это значит, что кадровый голод в судах первой и апелляционной инстанций продлится, а обещание президента до конца года заполнить две тысячи вакансий останется невыполненным».
Сформированная новая комиссия получит тройную нагрузку: будет заниматься конкурсами в первую инстанцию, продолжит квалификационное оценивание и перезапустит Верховный суд. При этом ее состав уменьшится на четыре человека – с 16 до 12 членов.
Кроме того, эксперты обращают внимание, что новая ВККС будет формироваться из юристов с 15-летним стажем, то есть в нее войдут представители старой системы.
Чистка рядов
Но если ВККС Зеленский хотел обновлять полностью, то Высший совет правосудия (ВСП) – судейский орган самоуправления, рассматривающий дисциплинарные производства на судей, а также их увольняющий, – реформировать не собирался. Официальная причина: ВСП – конституционный орган, для изменения работы которого необходимо вносить правки в главный Закон страны. А это длительный процесс.
При этом ВСП также участвовал в формировании судейского корпуса Верховного суда. Именно совет правосудия на последнем этапе мог отсеять тех, к кому есть вопросы относительно их профессиональной деятельности, родственников и имущества, но не сделал этого. Кроме того, в самом ВСП работают люди, к которым у общественности тоже есть замечания. В фонде DEJURE, например, обращают внимание на то, что Павла Гречковского правоохранительные органы подозревали в вымогательстве $500 тыс.
Правда, судебные процессы тянулись несколько лет, и 21 октября апелляционный суд подтвердил невиновность Гречковского. А в прошлом году Центр противодействия коррупции подавал заявление в НАБУ по факту злоупотребления властью другого члена ВСП – Алексея Маловацкого, но расследование против него так и не проводилось. Интересна история и судьи Ларисы Ивановой. Во время собеседования в ВККС она рассказывала захватывающие истории о том, как заработала свое состояние: работала в Германии кочегаром и собирала клубнику во времена СССР.
Но в Офисе президента решили пока не вносить изменения в Конституцию – перегружать совет не станут, а только почистят его ряды.
Для этого планируют создать комиссию добродетели и этики, которая уже в первые тридцать дней работы должна проверить всех членов ВСП на добропорядочность. По результатам проверки некоторых можно будет уволить. Формироваться комиссия этики будет, как и конкурсная, при участии трех международных экспертов. Еще три места займут члены ВСП. При этом решающая роль и право вето будет у первых. Соответствующую поправку депутаты проголосовали в последний момент.
«Решающая роль международных экспертов была одним из двух ключевых аспектов этого законопроекта. Без этого вообще нельзя говорить о какой-то судебной реформе Зеленского», – отмечает Галина Чижик, эксперт Центра противодействия коррупции.
Ныне в профильных общественных организациях, поддерживающих реформу Зеленского, напоминают, что изменений, указанных в законе, недостаточно. Следующий шаг – полное обновление Высшего совета правосудия и изменение процедуры его формирования.
Сокращение Верховного суда
Было 193 человека – останутся только сто. Закон о реформе судов предусматривает сокращение судейского корпуса ВС почти вдвое.
«Слабое место этого закона – сокращение в два раза судей Верховного суда по неурегулированной законом процедуре. Кроме того, отсутствуют механизмы уменьшения нагрузки», – замечает Роман Куйбида. Он уверен: от этого в первую очередь пострадают люди, которые являются сторонами в процессах. Ныне Верховный суд рассматривает около 70 тыс. производств, и есть ожидающие своего заседания более года.
Об увеличении нагрузок говорит и председатель ВС Валентина Данишевская. Она уверена, что сокращение количества судей должно проходить эволюционным путем – с уменьшением количества дел.
Кроме того, Данишевская намекает, что новая власть хочет получить контроль над Верховным судом, мол, этот орган будет принимать окончательное решение не только по делам Коломойского, но и по выборам на неподконтрольных территориях. «Поэтому, наверное, независимый ВС не очень устраивает действующую власть».
Эксперты же отмечают: плюс изменений в ВС в том, что надо будет решать, кто из 193 судей войдет в сотню. Для этого фактически придется провести новый конкурс, в результате которого в состав суда не попадут те 44, которых общественность посчитала недобропорядочными.
Минус – процедура конкурса, о которой вспоминает Куйбида. Установить ее должна новая ВККС, а утвердить – старый ВСП. Открытым остается вопрос, будет ли к этому процессу подключен Общественный совет добропорядочности.
«Вовчий суд» – в схеме
Решение конкурсной комиссии, как и комиссии добродетели, можно будет обжаловать в суде. Правда, в законе не предусмотрен отдельный порядок. Нардеп от «Голоса» Ярослав Юрчишин предлагал направить обжалование в Верховный суд. Но его поправку Рада провалила. А это означает, что все несогласные будут обращаться в одиозный Окружной административный суд Киева (ОАСК).
Напомним, именно он запретил Майдан и обязал «Беркут» его разогнать, отстранил Супрун и возобновил Насирова, отменил национализацию ПриватБанка, остановил переименование московской церкви, а самого главу суда Павла Вовка подозревали в незаконном обогащении.
Поэтому, если ОАСК останется в том виде, в котором он существует сейчас, можно ожидать, что инстанция с легкостью заблокирует любые назначения.
Чтобы такого не произошло, президент может инициировать ликвидацию ОАСК, внеся на рассмотрение парламента соответствующий законопроект. Но пока об этом речь не идет.
Давление международников
Закон о судебной реформе еще не подписал президент Владимир Зеленский.
Тем временем международные партнеры Украины из ЕС и Канады написали соответствующее обращение председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову, премьеру Алексею Гончаруку и главе Офиса президента Украины Андрею Богдану с просьбой пересмотреть отдельные положения судебной реформы. Ныне, как и ранее, глав дипломатических миссий беспокоит запланированный повторный отбор судей Верховного суда и сокращение их количества «без четкой процедуры и понятных сроков», а также предполагаемое подчинение новой Высшей квалификационной комиссии судей недоформированному Высшему совету правосудия.
Чтобы обсудить эти вопросы, они предлагают организовать встречу с украинской властью для разговора о «рисках реформы» и поиска альтернативных решений.
Можно допустить: если договориться не удастся, международники могут отказаться быть партнерами во время проведения реформ. Например, не захотят делегировать в новосозданные комиссии своих экспертов. И тогда реформа точно сорвется.
Автор: Татьяна Катриченко; ФОКУС