Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

На прошлой неделе исполнилась седьмая годовщина трагического события. 17 июля 2014 года рейс MH17, на борту которого находилось 298 человек, был сбит. С того дня мы стали свидетелями появления огромного количества дезинформационных сообщений, распространяющих альтернативные теории, а также сообщений, мишенью которых являлся как само расследование, так и последовавший за ним уголовный процесс.

Приведенная ниже инфографика иллюстрирует размах прокремлевской дезинформационной кампании в отношении катастрофы рейса MH17 (для большей наглядности вы можете загрузить версию в формате PDF) и прослеживает эволюцию нарративов, распространяемых с момента непосредственно после крушения и до текущего времени.

инфографика иллюстрирует размах прокремлевской дезинформационной кампании в отношении катастрофы рейса MH17

Начиная с заявлений о том, что рейс MH17 уже был заполнен трупами перед взлетом, и что настоящей целью фактически являлся личный самолет Путина, дезинформационная стратегия сводилась к тому, чтобы обвинять в трагедии всех, кроме России, и распространять заявления о том, что расследование Объединенной следственной группы (JIT) было якобы сфальсифицировано с целью ложно обвинить России.

Семь лет российские власти пытаются скрыть свою причастность к убийству 298 гражданских лиц на борту рейса MH17 за пеленой лжи и отрицания. Но первым комментарием о трагедии 17 июля 2014 года были самодовольные слова триумфа и радости.

Через несколько минут после трагедии Игорь Гиркин, самопровозглашенный «министр обороны» самопровозглашенной «Донецкой народной республики» гордо заявил(opens in a new tab), распространяя в сети фотографии дыма, окутавшего разбившийся самолет: «Предупреждали же — не летать в ”нашем небе”».

Вскоре Гиркин попробовал удалить сообщение и сделать вид, что никогда такого не говорил. Гиркин, бывший офицер российской армии, теперь находится в числе четверых обвиняемых в убийстве 298 человек на борту.

Первая ложь: «Мы никогда не говорили, что мы это сделали!» Типичная рефлекторная реакция после совершения фатальной ошибки. В январе 2020 года противовоздушная оборона Ирана сбила над Ираном украинский пассажирский самолет(opens in a new tab). Через пару дней отрицания иранские власти признали свою ответственность, дали доступ следователям и согласились выплатить жертвам компенсацию. Больше никакой лжи. Трагедия была результатом чудовищной ошибки. Не впервые в истории, и не в последний раз. Украина действовала аналогично в 2001 году(opens in a new tab), когда был сбит российский пассажирский самолет. США сбили иранский самолет в 1988 году(opens in a new tab), и спустя несколько лет согласились выплатить жертвам компенсацию.

В случае MH17 Кремль решил придерживаться лжи и отрицания. База данных EUvsDisinfo (на английском) содержит описание более 300 случаев дезинформации об MH17. Отличительной чертой истории лжи в этом случае являются яростные попытки создать «альтернативные версии» трагедии. В память о семи годах лжи и отрицания EUvsDisinfo собрало семь самых возмутительных обманов, созданных кремлевской дезинформационной машиной.

18 июля 2014 года, спустя менее 24 часов после трагедии с MH17, Гиркин, пытаясь в тот момент скрыть восторженную улыбку, предоставил первую ложную версию трагедии:(opens in a new tab)

По данным людей, которые собирали трупы, значительная часть трупов — „несвежая“ — люди умерли до нескольких суток тому назад.

Это заявление — не только бездарная ложь и унижение сотен людей, потерявших близких в этом нападении; это еще и нарушение прав интеллектуальной собственности на серию «Скандал в Белгравии(opens in a new tab)» сериала «Шерлок» производства BBC, где описывалась именно эта схема. Серия вышла в эфир российского телевидения в январе 2012 года(opens in a new tab).

Позднее в день трагедии, 17 июля 2014 года, несколько российских СМИ сообщили,(opens in a new tab) что вооруженные силы Украины намеревались сбить самолет президента России(opens in a new tab):

Источник в Росавиации на правах полной конфиденциальности сообщил агентству Интерфакс, что целью украинской ракеты мог быть самолет президента России. По его словам, российский борт «номер один» и малайзийский Boeing пересекались в одной и той же точке и в одном эшелоне.

Российский борт «номер один» — самолет совершенно иного типа, цвет фюзеляжа которого лишь отдаленно напоминает красно-бело-синее убранство фюзеляжа малайзийского лайнера, и он шел по абсолютно иному маршруту. Это заявление является одним из старейших, но наиболее повторяемых; самый свежий его пример в базе данных EUvsDisinfo датируется февралем 2021 года.

19 июля 2014 года, через два дня после катастрофы, через аккаунт в Twitter, принадлежащий некоему «Карлосу, испанскому диспетчеру», работающему в авиадиспетчерской службе киевского аэропорта, было заявлено, что самолет сбили два украинских военных истребителя. Тот факт, что такой человек не работал в украинской авиадиспетчерской службе, был очень быстро установлен, а аккаунт в Twitter был удален. Но «RT» на испанском взяло интервью у человека, заявившего, что он Карлос. Личность этого человека тоже быстро установили(opens in a new tab) — гражданин Испании, проживавший в Румынии. Фальшивая история развалилась. Но пророссийские источники часто ссылаются на нее, как на «доказательство» причастности Украины.

«Испанский диспетчер» сообщил о двух украинских истребителях, пролетавших неподалеку от MH17 за мгновения до крушения. Это был намек на то, что MH17 был перехвачен и сбит украинскими военными истребителями. Хотя испанского авиадиспетчера быстро разоблачили как мистификацию, версия о причастности украинских военных истребителей осталась часто повторяемым заявлением. Даже 22 июня 2021 года крупное прокремлевское СМИ в России заявило, что версия об истребителе еще не отброшена. Отброшена. Проходящий в Голландии суд тщательно изучил улики и пришел к заключению, что MH17 был сбит ракетой «земля-воздух» из комплекса «Бук» — «другое заключение сделать невозможно(opens in a new tab)».

Ракета ЗРК «Бук» — крупный объект(opens in a new tab): длиной 5,5 метра и размахом крыльев почти метр. Боеголовка содержит 70 килограммов разрывной шрапнели. Бригада криминалистов смогла собрать огромное количество осколков, крупных кусков металла с серийными номерами, что позволило точно определить ракету. Неопровержимые доказательства показывают, что самолет был сбит ракетой ЗРК «Бук».

Основные прокремлевские СМИ сосредоточили внимание на заявлении, что тем самым «Буком» управляли служащие вооруженных сил Украины. Это заявление появляется часто — вот пример, опубликованный в начале июня 2021 года каналом «RT». «Бук» находится на вооружении вооруженных сил Украины, но наличие каждой ракеты учтено. Документальные свидетельства перемещения войск, перехват радиосообщений и публичные заявления сепаратистов связывают физические улики с операцией регулярной российской армии. Читайте подробнее об уголовном расследовании по этой ссылке(opens in a new tab).

В 2018 году крупнейшая российская газета «Комсомольская правда» попробовала протолкнуть еще одну «версию», невзирая на улики и показания свидетелей. По версии «Комсомольской правды» причиной катастрофы стала бомба на борту. Газета приходит к заключению:

Вот ведь как «вовремя» произошла трагедия. Прямо как по заказу очередной «Боинг» компании Malaysia Airlines погиб. И в столь нужном для Украины месте.

Еще одна фантастическая версия, разработанная исключительно с целью создания иллюзии наличия «спорных вопросов» в расследовании. Доказательственная база неоспорима. На борту самолета бомба не взрывалась.

Ключевым в заявлении о бомбе, спрятанной на борту самолета, является намек на то, что трагедия была на руку Украине, а, следовательно, исходя из принципа «Cui Bono» — кому выгодно — виновна Украина. Крушение MH17 планировалось для дискредитации России — как «операция под фальшивым флагом». База данных дезинформации EUvsDisinfo содержит много случаев, в которых прокремлевские СМИ высказывают свои предположения о том, кто является «истинным виновником» трагедии MH17: британская разведкаголландцыамериканцы и западные элиты. И, конечно же, украинцы.

Ни одно из этих заявлений не имеет подтверждающего его источника. Истинные улики, рассматриваемые в суде в Голландии, игнорируются.

Минуло семь лет лжи. Суд в Голландии рассматривает факты и вынесет вердикт. Правду о трагедии MH17 установили. Кремль продолжит лгать.

Источник: EUvsDisinfo 

You may also like...