Смертельно жаркое лето

Нынешнее лето во многих странах мира стало поистине черным для водителей и их пассажиров — в основном, туристов. Совсем недавно в результате ДТП во Франции погибли трое туристов из Польши, еще 25 человек получили ранения. Автобус попал в аварию на транспортной развязке на бельгийско-французской границе. По предварительным данным, причиной аварии стали неблагоприятные погодные условия — сильный дождь, в результате которого водитель не справился с управлением, и автобус перевернулся.

Причем для Франции данное происшествие стало не первым в ряду ДТП с участием туристических автобусов, случившихся этим летом. Так, 22 июля в ущелье упал автобус с паломниками — опять же, из Польши. В результате инцидента погибли 26 человек, 14 получили серьезные ранения. Автобус упал с 20-метровой высоты в реку, когда паломники возвращались из храма Нотр Дам де ла Салет в Гренобле. По данным местных властей, причиной инцидента стали проблемы с тормозной системой автобуса.

Не удалось избежать жертв и на дорогах Германии. В середине июня на востоке ФРГ произошло самое страшное в стране ДТП за 15 лет —перевернулся автобус с туристами. Из 48 человек, находившихся в салоне, не считая гида и водителя, 13 человек погибли, еще около 30-ти попали в больницу с травмами различной степени тяжести. Вытаскивать погибших и раненых пришлось несколько часов двумстам сотрудникам медицинской и спасательной службы. Автобус проехал через заграждение, съехал в кювет и опрокинулся. По предварительной версии, виновник аварии — водитель грузовика, не справившийся с управлением на повороте и врезавшийся в проезжавший рядом автобус.

Множество ДТП происходит и в полюбившихся россиянам Египте и Турции.

24 июля автобус с туристами из Казани не доехал до аэропорта, перевернувшись на дороге между Кемером и Антальей. В аварии пострадали 18 человек, в том числе трое детей и беременная девушка, а также гид и водитель. Чуть ранее в поселке Авсаллар автобус с туристами врезался в легковой автомобиль, стоявший под светофором. Различной степени тяжести травмы получили 12 россиян.

В Египте 4 августа машина с тремя туристками из России разбилась по пути в Александрию. В результате одна девушка получила серьезную травму позвоночника, двум другим медицинская помощь была оказана на месте. В этот же день попал в аварию туристический автобус, направлявшийся в древний храм Абу-Симбел близ границы с Суданом. В автобус с испанскими туристами на полном ходу врезался грузовик. В результате аварии погибли водитель грузовика, его помощник, а также гид и один испанский турист. 37 туристов получили ранения различной степени тяжести.

Российские туристические компании стали рекомендовать соотечественникам усилить бдительность при перемещении по Египту и отказываться от услуг местных водителей. Дело в том, что только в 2006 году на дорогах этой страны погибли 6 тыс. человек. Сколько из них туристов, египетская статистика не раскрывает. Но, учитывая круглогодичную популярность местных курортов, можно предположить, что процент весьма существенный.

Основной причиной аварий МВД Египта признает несоблюдение водителями правил дорожного движения и неудовлетворительное состояние транспорта. К тому же, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, «на египетских дорогах водители любят устраивать своеобразные гонки, водители-частники могут себе позволить все что угодно». Она настоятельно рекомендовала туристам прибегать к услугам только лицензированных транспортных фирм.

Немало жертв на дорогах в этот курортный сезон было и в соседней Украине. Последняя страшная авария произошла 18 июля, когда разбился автобус с туристами, которые ехали в Ялту. В автобусе находились 54 человека (52 пассажира и 2 водителя), из них 6 человек погибли, 46 пострадали. Автобус перевернулся на автотрассе Симферополь-Алушта-Ялта, на сложном участке горной дороги вблизи села Изобильное. Машина врезалась в заграждение, которое специально возвели 3 года назад — после другой крупной аварии на этом же месте (в 2004 году автобус с туристами из Донецка скатился здесь в пропасть, 17 человек погибли). Позже здесь установили мемориальный комплекс и построили опорную стену, с которой и столкнулся попавший в новое ДТП автобус. Наиболее вероятной причиной аварии считается несоблюдение водителем правил дорожного движения в условиях горной местности.

«Дороги в Крыму очень узкие, извилистые и требуют предельного внимания водителя. Погода стоит жаркая. Двигатель машины сильно нагрелся и на очередном спуске, чтобы его охладить водитель выключил передачу, чего делать на таких дорогах категорически запрещено; вдоль дороги стоят даже предупреждающие об этом плакаты», — рассказали в местном отделении ГАИ. При этом в пресс-службе крымского управления МЧС Украины ранее сообщили, что причиной ДТП стала неисправность тормозной системы. Окончательные выводы о причинах аварии следствие сделает только после технических исследований и экспертиз.

Кстати, это уже второй всплеск страшных ДТП в Крыму в этом году. Весной в 4-х авариях погибли почти 20 человек. Такого количества жертв не могут припомнить ни автолюбители, ни работники госавтоинспекции. И это только за одну неделю, причем не считая множества мелких аварий.

Невысокие показатели жертв ДТП среди туристов в России можно объяснить разве что недостаточно развитым внутренним туризмом. Большинство наших соотечественников привыкли путешествовать на самолетах и поездах.

Пожалуй, самое серьезное происшествие случилось в начале июня в Алтайском крае. Тогда на трассе Барнаул-Бийск столкнулись три автомобиля — КАМАЗ, микроавтобус «Мерседес» и «Газель». В результате столкновения погибли 15 человек, 6 получили травмы. Как вяснилось позже, большинство погибших пассажиров были туристами и возвращались со сплава в Горном Алтае. Согласно основной версии, причиной ДТП стал грузовой автомобиль КАМАЗ, который выехал на полосу встречного движения, столкнулся с «Газелью», а затем с микроавтобусом «Мерседес».

Пострадали от российских дорог и иностранцы. В начале августа на Байкале разбился автобус с итальянскими туристами. Авария произошла в 30-ти километрах от поселка Хужир: водитель микроавтобуса Istana, направлявшегося к паромной переправе, соединяющей остров Ольхон с материком, не справился с дорожными условиями, и автобус опрокинулся. В машине, кроме водителя, находились 8 туристов из Италии и гид-переводчик. Две пожилых туристки 1930 и 1945 годов рождения погибли на месте. Еще один из пассажиров и водитель получили тяжелые травмы.

Кроме того, 28 июля в Прибайкальском районе Бурятии столкнулись автомобиль «Москвич» и автобус, в котором ехала тургруппа из Франции. Водитель и пассажир легковой автомашины погибли. Автобус, в котором находились 16 туристов и 29-летняя переводчица из Бурятии, сошел с дороги и упал в кювет. 13 туристов (пожилые люди, младшему из которых — 66 лет, а старшему — 82 года) получили ушибы и травмы. И это далеко не полный список «невероятных приключений не только итальянцев в России».

Перечислять страны, поездка в которые этим летом заканчивалась для некоторых туристов трагически, можно еще долго. В Китае в результате лобового столкновения туристического автобуса и грузовика погибли 14 и ранены 47 человек. В Румынии 8 человек погибли в результате столкновения автобуса и поезда. Таиланд, Индия, Греция, Хорватия – все эти государства оказались в «черном списке».

С чем же связаны эти шокирующие цифры? По мнению специалистов, одной из основных причин стали погодные условия. Конечно, никто не станет отрицать технические неисправности транспорта, профнепригодность водителей и другие причины автокатастроф, но все-таки не стоит забывать, что лето-2007 выдалось чрезвычайно жарким, особенно на популярных курортах. Когда на улице +25…+30ºС, салон автотранспорта всего за несколько минут прогревается до +50…+60ºС. Такой тепловой прессинг способен выдержать далеко не каждый здоровый человек. О людях, страдающих ишемической болезнью сердца, и садящихся за руль в такие дни, даже говорить страшно. Помимо прямого воздействия на здоровье, чрезмерное тепло оказывает негативное действие и на психику человека, вызывая приступы агрессии и неадекватного поведения.

По данным независимых исследований Бельгийской автомобильной ассоциации, при температуре воздуха свыше +27 ºС возможность возникновения ДТП возрастает на 11 %; при температуре более чем +30ºС – почти на 50 процентов. Установлено, что в среднем в жаркие дни аварий происходит на 15-20 % больше, чем обычно. По словам ученых, такие показатели объясняются тем, что на жаре водители чаще теряют концентрацию, становятся более агрессивными и раздражительными. Единственный выход из этой ситуации, по мнению ученых, — использование более мощных кондиционеров и употребление водителями большего количества влаги. Но и владельцы иномарок с кондиционерами не на 100% защищены от палящих лучей солнца. Дело в том, что резкий контраст температуры в салоне и на улице чреват спазмами сосудов.

Необходимо отметить и влияние жары на техническое состояние автомобиля. По свидетельству работников автосервисов, с действием термического фактора связан большой процент поломок. Помимо системы охлаждения, на пределе работают и другие механизмы. К примеру, возможен перегрев ступичных подшипников. Кроме того, иногда отмечается отказ работы антиблокировочной системы: датчики ABS, установленные на тормозном узле колеса, начинают подавать в блок управления неверные данные о блокировке колес. В результате система пытается разблокировать колеса, не давая водителю тормозить. Кстати, с такой проблемой в сервис обращались в основном владельцы иномарок старше пяти лет.

С тем, что жара является одной из главных причин аварий на дорогах, согласны и российские спасатели. МЧС РФ еще в начале этого лета предсказало значительное увеличение количества ДТП и, соответственно, жертв. По данным МЧС, число ДТП летом в целом по России увеличивается на 20-25%. И чем жарче лето, тем больше аварий. Кстати, высокие температуры повинны и в железнодорожных авариях, увеличение которых в МЧС также предсказали этим летом. Главной причиной увеличения числа ж/д аварий является деформация рельс, которую вызывают температурные колебания. Украина, например, уже столкнулась с последствиями этих разрушающих процессов.

По прогнозам синоптиков, погода продолжит свой высокотемпературный марафон. Соответственно, дороги будут оставаться очень опасными. Оращаясь к лицензированным транспортным фирмам, можно получить хоть какие-то гарантии исправности автобуса, но «жаростойкость» водителя проверить все равно невозможно.

Иван Петров, «Росбалт»

Читайте также: