Заграничное рабство

Мужчины редко обращаются за помощью, даже когда отчаянно нуждаются в ней. Не позволяет менталитет главы семейства, кормильца, отца и мужа. Они оценивают ситуацию, принимают решения и сами же расплачиваются за свои ошибки. Тысячи крымчан каждый год уезжают за иллюзией больших денег, за хрупкой перспективой дать своей семье все, чего она лишена. Одним везет — они регулярно отсылают или привозят домой заработаное, с другими получается, как в известной поговорке: «Пошли по шерсть — вернулись стрижены». И таким впору радоваться, что вообще вырвались живыми.

Гастарбайтер — (нем. Gastarbeiter — рабочий-иммигрант) — иностранный рабочий,привлекаемый из слаборазвитой страны в промышленно развитую. Как правило, гастарбайтеры готовы работать за меньшую плату по сравнению с местными рабочими.

Лесозаготовки за колючей проволокой

Кому же доверять, если не односельчанке, которую знаешь много лет? Примерно так рассуждали несколько крымчан, обсуждая заманчивое предложение поехать на заработки. От одного знакомого к другому в Нижнегорском, Советском и Джанкойском районах потянулся слух о том, что энергичная сельская дама может поспособствовать отъезду на заработки в Россию. Вроде на лесозаготовках, где-то во Владивостокской области, можно заработать хорошие, а для крымской глубинки просто огромные деньги. «Никакие контракты и договоры они, естественно, не заключали, — рассказывает координатор программы по предупреждению торговли людьми и реинтеграции потерпевших психолог Антонина Шеламкова. — На месте крымчан встречал муж вербовщицы и увозил на лесозавод. То есть туда, куда мужчины и собирались. А вот все остальные обещания — о проживании и питании за счет предприятия, бесплатной спецодежде, надбавках за сверхурочную работу — оказались обманом».

Крымчан привезли на территорию, огороженную высоченным забором с колючей проволокой, как в зоне. Кстати, там и заключенные были, только бывшие. Именно они для прибывших и были начальством: руководили по-своему, постоянно унижая и оскорбляя. Кормили плохо и мало, выходить за ворота теоретически было можно — вот только все документы у крымчан предусмотрительно отобрали. В небольшом городке, рядом с которым находилось предприятие, каждый новый человек на виду, и им тут же живо интересовались милицейские патрули, которые и возвращали «потерянного» к месту работы. За каждое такое путешествие штрафовали. За любое «нарушение режима» наказывали: запирали в пустом металлическом контейнере на сутки.

Со временем выяснилось, что обещанные большие заработки тоже ложь: трудились здесь завербованные люди фактически на положении рабов. За немудреное жилье и пищу вычитали деньги, на руки не давали ничего. Почти все — а обещаниями вербовщицы соблазнились, ни много ни мало, шестьдесят крымчан — верили в то, что большую часть их зарплаты переводят семьям. На самом деле родные не получили ни копейки.

Сбежать удалось одному молодому, но очень предусмотрительному парню: в кармашек на дне сумки он положил свой второй паспорт и триста долларов. «Он оценил ситуацию, к тому же услышал о смерти одного молодого человека, по официальной версии, случайно выпавшего из окна, и сделал правильный вывод: нужно бежать, — продолжает Антонина Шеламкова. — Он сбежал ночью. Шел по тайге, по рельсам железной дороги, чтобы не заблудиться. В конце концов дошел до станции и уехал. Он ничего не заработал, но хоть остался жив-здоров. Несколько наших земляков заболели, а один, мужчина пятидесяти с чем-то лет, умер».

Вернулись в Крым не все и разными путями. Некоторых отпустили, когда стало ясно, что они больше не в состоянии работать так много и тяжело. Им денег дали только на обратную дорогу. Вербовщица по-прежнему живет в своем селе и не стесняется смотреть односельчанам в глаза, некоторым из обманутых она дала по несколько сотен гривен, чтобы забрали свои заявления из милиции.

На суше и на море

Сегодня уехавшая на заработки женщина, ставшая для кого-то бесплатной рабочей силой или даже секс-рабыней, вызывает сочувствие, но таким ситуациям не удивляются: ну не смогла за себя постоять, оказалась доверчивой и непредусмотрительной… А каково мужчине вернуться с пустыми руками, признать, что его обвели вокруг пальца? Антонина Шеламкова поясняет, что именно поэтому такие случаи редко становятся известными — люди просто стесняются. Жертвам, вернувшимся с лесозаготовок, смогли помочь: кому-то с работой или обучением, других немного поддержали материально. Больше года назад прогремело «дело украинских моряков», которых увезли на Сахалин и фактически держали в рабстве. Среди них были двое крымчан. Завербованных сразу же отвезли на корабль, который в течение полугода вообще не подходил к суше: улов крабов (именно их добывали моряки) забирали другие суда. Кормили плохо, спать разрешали 4 — 5 часов в сутки по очереди — на всех просто не хватало мест. Спасли «морских рабов» пограничники.

В рабство может попасть не только строитель или моряк. Был случай, когда выехавшего за границу программиста, мечтающего о работе в престижной компании, рабовладельцы посадили под замок и заставили заниматься разработкой порносайтов. Двое молодых украинцев не очень давно вернулись из… секс-рабства. Отправившись на работу за границу, они даже не подозревали, в чем она будет состоять. Оказалось, что дамы там тоже не прочь купить имитацию любви. Парней заставляли принимать сильные стимуляторы — и на родину отпустили только после того, как они полностью утратили нужные качества и стали инвалидами.

Историю, которая произошла с выпускниками крымской сельской школы, можно назвать обычной. Юношей, которые безуспешно искали в селе работу, пригласили в Москву на заработки. Встретили, сразу отвезли на рабочее место — в особняк, где шла отделка. Трудились парни большую часть суток, на улицу их не выпускали вообще, еду приносили прямо на рабочее место. Ничего не платили и не скрывали, что не собираются. Потом перевезли на другой объект. Спаслись они, чудом добравшись до чужого мобильного телефона и сообщив родным, где они.

Кстати, правозащитники сегодня считают, что больше всего нужно опасаться заманчивых предложений не из дальнего зарубежья, а из России: именно там требуются в больших количествах рабы, а наши люди склонны верить соседям.

Из музыканта в свинари

Год назад 25-летний симферополец уехал в Румынию: знакомый обещал устроить его в ночной клуб музыкантом. На родине попытки заработать игрой на фортепиано денег не приносили, молодой человек даже поступил в вуз, рассчитывая получить вторую, более хлебную специальность. Границу он пересек по туристической визе, его встретили и отвезли в какое-то село — всего на одну ночь, пообещав утром доставить к месту работы. Но туда парень так и не попал. Утро началось с того, что его стряхнули с кровати и отвели в свинарник, где хозяин, с трудом подбирая русские слова, объяснил обязанности: кормить свиней, чистить клети, в оставшееся время помогать в саду и на кухне.

Появившийся через несколько дней вербовщик пояснил, что музыкант отрабатывает деньги, затраченные на билет, проживание и кормление, когда-нибудь сможет вернуться домой. Среди свиней симферополец, к счастью, провел только три недели — смог выбраться с фермы и добраться до полиции, в итоге был депортирован на родину.

Не так уж сложно принять меры предосторожности, чтобы не стать чьим-то рабом.

Во-первых, не соглашаться на работу без заключения контракта.

Во-вторых, не подмахивать документ, не глядя: либо потребовать, чтобы он был на понятном языке (русском, украинском), либо забрать бумагу с собой и изучить, потратившись на переводчика и адвоката. В контракте четко должна быть указана должность и работа, предоставляемая нанимателем, страна и город, куда придется ехать, и, конечно, зарплата.

В-третьих, не лишним было бы обратиться в Крымский республиканский центр занятости за информацией о том, имеет ли право фирма-посредник трудоустраивать за рубежом. Перечень таких организаций невелик, если вербовщики указали ложные данные, связываться с ними себе дороже.

А еще стоит записать телефон международной организации Ла-Страда-Украина: 8-800-500-22-50. По нему можно проконсультироваться, собираясь на работу за границу, здесь же примут звонок с просьбой о помощи от попавшего в беду человека.

НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА, Первая Крымская

You may also like...