«Лото» украинского правового поля: игра без правил

Игнорирование закона – неотъемлемая черта органов украинской власти. Суды, прокуратура, гражданские и силовые министерства словно соревнуются в правовом нигилизме. Добиться исполнения Закона в Украине – столь же немыслимо, как пингвину научиться летать. При такой «культуре» пренебрежения нормами законодательства государству Украина век отдуваться в различных международных судах. И не стоит тешить себя иллюзиями: такими Европе мы не нужны. История, приведенная ниже, прекрасно иллюстрирует современные нравы украинского чиновничества по части исполнения законов.Изложим предысторию. В 2001 году ООО «ТВ плюс» (г.Донецк) обратилось в Министерство финансов Украины с заявлением о выдаче лицензии на проведение деятельности по распространению и выпуску государственных лотерей. Процедура получения лицензии — рутинная, четко описанная законодательством. Минфин отказал заявителю в выдаче лицензии. Как позже оказалось — безосновательно, что подтвердил Хозяйственный суд города Киева в феврале 2002 года своим решением. Данным решением суд признал незаконным отказ Министерства финансов об отказе в выдаче лицензии. И обязал Минфин в трехдневный срок с момента вступления решения в силу выдать ООО «ТВ плюс» соответствующую лицензию.

Что казалось бы проще? Выдать лицензию для Министерства финансов означает: заполнить соответствующий бланк, указав наименование предприятия, вид деятельности и срок действия лицензии, поставить подпись уполномоченного лица, печать и отдать заявителю. Вся процедура занимает, от силы, десять минут.

Заметим, что для заявителя цена вопроса намного больше. Имея лицензию, предприятие имеет все возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, зарабатывать прибыль, платить налоги, зарплату, и быть достойным конкурентом монополистам на рынке лотерей, что было бы явно на руку потребителям.

Предприятие опытным и сравнительным путем экономического анализа (с участием независимых аудиторов) подсчитало, что за время предполагаемой деятельности — при наличии лицензии — размер прибыли составил бы более 500 миллионов гривен(!). По самым скромным подсчетам, это более 100 миллионов гривен одного только налога на прибыль, не считая общеэкономического и социального эффектов от активной конкурентной деятельности. 100 миллионов гривен налогов в многострадальный отечественный бюджет «в обмен» только на бланк лицензии — вот цена вопроса для государства в этом конкретном случае.

Кажущаяся простота ситуации и судебного решения оказались непостижимыми для Министерства финансов Украины. С февраля 2002 года и до этого времени решение суда не исполнено, и лицензия так и не выдана. Более трех лет Минфин демонстрирует чудеса упорства, достойные лучшего применения. Ну, просто не хочет (!) Министерство финансов выдавать лицензию, и все тут! Сто миллионов не получено государством только из-за самоуверенной позиции одного — двух чиновников в Минфине.

Однако вопрос не только в ста миллионах, и речь об этом пойдет ниже. Решение суда долгое время находилось на исполнении в отделе государственной исполнительной службе Печерского района города Киева. А с начала нынешнего года – в отделе принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины. Здесь система исполнения решений судов в Украине проявила себя во всей своей неприглядной наготе.

Предусмотренных законом мер для принудительного исполнения решений судов оказалось недостаточно. Существующее законодательство просто не содержит никаких действенных мер в отношении должника. Поясним. Если речь идет о взыскании денег, государственный исполнитель просто направляет платежное требование в банк должника, который обязан его исполнить. При наличии денег на расчетном счету все решается достаточно просто и быстро. Другой вопрос, что денег может не оказаться, да и банк может симулировать непонимание ситуации. И, защищая клиента, не исполнить платежное требование (это проходит совершенно безболезненно для самих банков).

Не уходя от темы исследования, заметим: закон, к сожалению, практически не регламентирует возможность обеспечения данной категории решений. Выдаст Министерство финансов лицензию – хорошо. Не выдаст – как заставить нерадивых чиновников совершить несколько несложных действий по оформлению лицензии – никто не знает.

Обратим внимание, что суд неоднократно выносил сопутствующие своему решению определения, уточняющие и толкующие процесс исполнения решений. Последнее определение – перед вами:

Как можете понять по его содержанию и смыслу – Министерство финансов обязано (уже в который раз) исполнить решение суда и выдать просителю злосчастную бумажку. Что чиновникам Министерства финансов в данной ситуации неясно? Какие основания для проволочек? Бумага или чернила закончились? Выдать лицензию – и все! Однако, воз и ныне там.

В данном случае – ситуация не безнадежная, изаконодательством предусмотрен дальнейший сценарий развития событий. Уголовный кодекс Украины содержит замечательную статью 382, предусматривающую уголовную ответственность за невыполнение решения суда. Статью уголовную – означающую, что лица, не выполняющие решение суда, являются такими же преступниками, как и мужеложцы, грабители, растлители малолетних, террористы и кладбищенские воры.

Именно с целью привлечения к уголовной ответственности должностных лиц Министерства финансов адвокаты ООО «ТВ плюс» и обратились в печально известную Прокуратуру Печерского района города Киева с заявлением о преступлении, оформленным в соответствии с требованиями законодательства. О порядке оформления и подачи данной категории заявлений «УК» уже рассказывала, равно как и о порядке их рассмотрения и реагирования.

Адвокаты известили прокуратуру, что не выполняется решение суда — с учетом приведенного выше определения, просто и ясно указывающего о прямой обязанности Министерства финансов выдать лицензию. Ответ прокуратуры предлагаем вниманию читателей:

Прокуратура Печерского района оказалась последовательной в своих поступках и действиях. Судите сами. На простой вопрос, почему не исполняется решение суда, Прокуратура просто перечислила исполнительные действия, совершенные исполнительной службой Печерского района города Киева. При этом был просто перепечатан (слово в слово) ответ исполнительной службы на запрос прокуратуры.

Более того: в соответствии со ст.ст.94, 97 УПК результатом рассмотрения заявления о преступлении должны быть либо постановление о возбуждении уголовного дела, либо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Ни того, ни другого прокуратура просто не дала, ограничившись плагиатом ответа исполнительной службы!

К тому же, заявление о преступлении касалось неисполнения определения суда, вынесенного 28 февраля сего года. Прокуратура же дала ответ касательно событий, которые происходили в прошлом году, еще до вынесения определения. Фактически речь идет о разные вещах. Например, Вы спрашиваете, когда отыщут Ваш автомобиль, угнанный две недели назад, а в отписке прокуратуры в Ваш адрес указывается, что найти Ваш холодильник, украденный два года назад, не представляется возможным…

Объяснить логику поступков и мотивации действий прокуратуры не представляется возможным. Главный вопрос — почему Министерство финансов не выдает злосчастную лицензию, и когда лица, виновные в невыполнении решения суда, понесут наказание – так и остался без ответа.

Кому нужна, простите, импотентная власть, не способная навести элементарный правопорядок в государстве, и заставить уважать себя и исполнять решения судов? К чему бестолковая прокуратура, способная лишь к бессовестному написанию отписок и потребления налоговых отчислений? Аксиома: в обществе и государстве все в порядке, если исполняются решения судов. Судебная власть – катализатор и индикатор состояния всех государственных механизмов и их взаимодействия.

А сейчас еще раз вернемся к цене вопроса для сторон и участников описываемого конфликта. Итак, при наличии исполнительской дисциплины государство могло получить более ста миллионов гривен только налога на прибыль. Не полученные деньги – упущенная выгода, форма убытков. То есть, сто миллионов гривен государство просто потеряло, «не заметив».

Сегодня ООО «ТВ плюс» готовит к подаче в Хозяйственный суд Киева исковое заявление о взыскании с Министерства финансов Украины вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью государственного органа в форме упущенной по вине Минфина выгоды – 500 миллионов (!) гривен неполученной прибыли. Размер ущерба, напомним, оценен на основании независимых экономических анализов и реально подтвержден авторитетными экспертными заключениями.

Формально шансов надеяться на отказ в иске у Минфина просто нет. Месяц, два — и деньги будут взыскиваться по судебному решению. ООО «ТВ плюс» будет до конца защищать свои права.

А теперь считаем: 100 миллионов гривен неполученных налогов плюс 500 миллионов гривен прямых убытков бюджету – итого 600 миллионов гривен. Такова цена для общества, государства, народа Украины обычной преступной бездеятельности, самонадеянности, цинизма, наплевательства, беспечности нескольких не самого высокого ранга чиновников Министерства финансов Украины. Цена, которую не пришлось бы платить при надлежащем уровне обеспечения правопорядка, минимальной активности прокуратуры, этичности и законобоязни чиновников. Цена, которую платим мы с вами.

Правда, нет худа без добра: именно пренебрежение Законом может спасти госбюджет от потери 600 миллионов гривен. Если суд и обяжет ответчика компенсировать ООО «ТВ плюс» указанную сумму, то закостенелый в правовом нигилизме Минфин просто откажется выполнять решение суда. Минфину – не в первой…

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

Читайте также: