Жизнь и смерть за наркотики
Примерно два года назад город Уруапан в мексиканском штате Мичоакан попал в заголовки газет. Поводом стало не наводнение и не землетрясение, а жуткий инцидент в одном из городских баров под названием «Солнце и тень».
Примерно два года назад город Уруапан в мексиканском штате Мичоакан попал в заголовки газет. Поводом стало не наводнение и не землетрясение, а жуткий инцидент в одном из городских баров под названием «Солнце и тень».
К ужасу посетителей кто-то бросил на танцплощадку отрубленные головы пятерых мужчин.
До той ночи бар в районе Белла Виста, известный зажигательными танцами на столах, никогда не пустовал.
В Мичоакане и соседнем штате Герреро особенно процветает насилие, связанное с наркобизнесом.
Уже несколько десятилетий эти два региона Мексики занимают центральное место в нелегальной наркоэкономике страны. Однако период бурного развития незаконного бизнеса в обоих штатах совпал с переносом маршрутов передвижения наркотиков на территорию Мексики, особенно на ее тихоокеанское побережье.
Два штата имеют на Тихом океане продолжительную береговую линию. На самой границе между ними расположен оживленный порт Ласаро-Карденас. Это пункт прибытия и отправки грузов, оборот которых за последнее десятилетие вырос с 4,5 до 197 тысяч контейнеров в год.
Проезжая по обоим штатам, нетрудно заметить признаки развития нелегальной экономики, которая все чаще сопровождается насилием.
Вдоль дорог, у въездов и выездов из городов гнездятся обязательные для этих мест дискотеки, стоянки, бойко торгующие подержанными автомобилями, мотели, предлагающие номера на три часа за 10-15 долларов США и, конечно же, круглосуточные похоронные конторы.
В Мексике, как и в других странах, наркотрафик – один из многих видов деятельности, составляющих систему нелегального бизнеса. Многие товары и услуги предлагаются на рынке незаконно – из-за характера самого бизнеса или из-за методов, взятых на вооружение. Немало делается и при попустительстве властей.
Между тем, торговля наркотиками – это не просто отдельный сектор нелегальной экономики. Она внедряется в различные отрасли бизнеса, превращая их в сферы, в которых можно действовать безнаказанно.
Эра кокаина
История наркоторговли в Мексике делится на два этапа. Первый начался в годы сухого закона в США, когда появилась возможность быстро заработать, сбывая алкоголь и наркотики по другую сторону границы.
В это время резко выросло число туристов, приезжающих в Мексику из США в поисках этих товаров – с 14 тысяч в 1919 году до 420 тысяч годом позже. Именно тогда была заложена основа небольшой, но процветающей нелегальной экономики.
С 1920-х годов до конца 1950-х этот бизнес продолжал расти, благодаря производству и сбыту марихуаны и героина. Деловой процесс шел сравнительно мирно и был ограничен определенным географическим пространством.
Однако в конце 1970-х и начале 1980-х сформировалась новая нелегальная деловая сеть, связанная с торговлей кокаином.
Более 60% белого порошка, предназначенного для американского рынка, стало перевозиться через мексиканскую территорию. Это знаменовало собой начало нового этапа, зарождение процветающего и жестокого бизнеса, связанного с поставкой кокаина и сопутствующих услуг.
Наркоторговля неизбежно ведет к росту преступности и гибели сотен людей
Есть, пожалуй, два объяснения резкого взлета кокаиновой экономики в Мексике. Первая причина кроется в военной операции Hat Tricks, с помощью которой Вашингтон намеревался отрезать Флориду от кокаиновой торговли. Результатом стало перемещение рынка кокаина для США из Флориды в Мексику.
Вторая причина – новые возможности для транспортировки незаконных товаров, возникшие в результате Североамериканского соглашения о свободной торговле NAFTA, заключенного Мексикой, США и Канадой в 1994 году.
Страна больших возможностей?
Наличие в Мексике, как и в других развивающихся странах, дешевой рабочей силы и недорогой земли на фоне спорадического соблюдения законности десятилетиями создавало в стране благоприятные условия для производства и перевозки марихуаны и опиума.
Вместе с тем, участие Мексики, наряду с Колумбией и Нигерией, в международной торговле наркотиками стало результатом трех факторов: ее географического положения, давние традиции контрабанды и относительная слабость центральных властей.
К концу 1980-х еще существовали традиционные зоны наивысшей наркоактивности, однако передел рынка уже начался. Картели делили страну и распределяли между собой отдельные территории.
В этих условиях и без того низкая способность властей добиваться соблюдения законности ограничивалась еще больше.
Другим фактором было отсутствие широких возможностей на рынке труда. Долговой кризис 1980-х и общая отсталость экономики создали армию трудящихся без постоянной работы.
В начале 1990-х казалось, что NAFTA (Соглашение о свободной торговле между Мексикой, США и Канадой) предоставит выход из положения. Но уже через 10 лет стало ясно, что эта сделка не выльется ни в рост экономики, ни в новые рабочие места.
Безработица привела к появлению не только большого числа нелегальных рабочих, но и формированию крупного резерва рабочей силы для незаконной наркоэкономики.
Другими словами, участие трудовых ресурсов в нелегальной экономической деятельности не только возросло, но и стало более разнообразным. В прежние времена это выражалось в основном в причастности крестьян к производству наркотиков – в 1965 году их численность оценивалась в 200-300 тысяч. Однако к 1980 году появились новые виды экономической деятельности, связанные с наркоторговлей, для которых требовался опыт профессионалов и бизнесменов.
Нужны профессионалы
Молодая и многоликая нелегальная экономика 1990-х включала в себя угон автомобилей, проституцию, похищение людей и другие виды деятельности. Появились люди, специализирующиеся на транспортировке наркотиков, их упаковке, секретари, счетоводы, администраторы, летчики, адвокаты и финансовые советники.
К началу этого века газеты все чаще сообщали сенсационные новости о боевиках, наемных убийцах и частных армиях.
Менее 40 лет назад о Мексике и Турции говорили как о странах-феноменах. В начале 1970-х оба государства, идя разными путями, сумели обуздать нелегальную экономическую активность. Многие исследователи сходятся во мнении, что на этот успех повлияли три фактора.
В обеих странах искоренение или сокращение производства наркотиков проводилось в контексте монопольного права государства на применение насилия, сильной центральной власти и относительно сильной и независимой экономики.
В наши дни ситуация в Мексике изменилась. Любой, кто просматривал газеты за последние три года, не сможет не поставить под сомнение способность государства быть монополистом в области применения силы. Возросшая политическая открытость привела к ослаблению роли исполнительных органов, составлявших основу централизованной власти государства.
Слабая экономика также не позволяла решить проблему занятости, вследствие чего многие мексиканцы предпочитают влиться в ряды работников нелегальных сфер.
Ограниченные возможности, экономические трудности и неуверенность в будущем – причины развития наркобизнеса, роста насилия и преступности. Куда ни бросишь взгляд – действительность приводит в ужас.
Моника Серрано, BBC
Фото AP, Reuters, Time, Washington Post, Getty Images, CNN, LA Times
Tweet