Тюремные вести. Часть 2: «малолетки» в тюрьмах США
Прошедшая в США фотовыставка, посвященная несовершеннолетним в американских тюрьмах, наделала много шума. Шокирующая и одновременно вызывающая беспокойство, она показывает жестокость и отчаяние американского правосудия. А ведь некоторые страны Западной Европы пытаются идти по этому пути, ужесточая наказания для своих юных граждан.
Многие фотографии шокируют. На одних запечатлены группы заключенных, на других – портреты, но все они вызывают гнетущее беспокойство. Ни у этих мальчиков, ни у этих девочек не проглядывается будущее. И не важно, сколько им еще сидеть, где именно сидеть, в какие реабилитационные программы их включают.
В течение пяти лет американский фотограф Ричард Росс ездил по Соединенным Штатам и снимал, снимал, снимал… В результате получился большой фотоальбом – грустный, тревожный, заставляющий задумываться: а правильно ли, что такое огромное количество этих детей сидит в тюрьмах?
В фотографиях перемешались работающие и учащиеся несовершеннолетние узники, здания и зарешеченные окна, грязные и чистые камеры, прогулочные дворы и игровые площадки, высокие стены и колючая проволока… И выставка, и изданный фотоальбом называются «Несовершеннолетние в правовой системе», что, с одной стороны, полностью отражает замысел автора, а с другой – дает полную свободу мыслям, возникающим после просмотра фотографий.
Среднесписочная численность несовершеннолетних в американских тюрьмах составляет 60 500 человек. В этой стране детей сажают за решетку в шесть раз чаще, чем в любом другом развитом государстве. А через центры заключения ежегодно проходит 500 000! Системе, по которой любого подростка можно отправить за решетку, более 100 лет. Первый специализированный суд по делам несовершеннолетних был основан в Чикаго в 1899 году. А до этого времени дети и взрослые вообще содержались в заключении вместе.
Отчет, который только что опубликовала неправительственная организация Fondation AnnieE. Casey, посвящен вопросам сокращения численности несовершеннолетних, взятых под стражу и осужденных к лишению свободы. В этом отчете четко и ясно (чего раньше не делалось вообще) сказано, что существующая система опасна, неэффективна и бесполезна. Она затратна и неадекватна. Но что немаловажно, она также абсолютно непрозрачна.
Рассказы об ее эффективности совершенно не соответствуют реальности. Судебная система идет на поводу у мнения населения, которое считает, что чем сильнее будет наказан преступник, в том числе несовершеннолетний, тем безопасней будет в обществе. Но это далеко не так. Взять хотя бы соседнюю Канаду, где при том, что законы гораздо мягче, уровень преступности гораздо ниже.
Из своего долгого путешествия по 35 центрам заключения для несовершеннолетних в 30 американских штатах Ричард Росс вынес пугающее откровение: «Я вырос в мире, где старались решать возникающие проблемы, а вовсе не в мире, который пытается уничтожить свое население. Все, что я видел, для меня – это стыд, потому что я наблюдал, с чем приходится сталкиваться этим детям».
Никакая статистика, никакие аргументы, никакие теории или «успешные» примеры не могут противостоять этим фотографиям, показывающим, как разрушительно действует система на неокрепшее сознание юных правонарушителей. Это фото из ада, в котором они пребывают и частицу которого после освобождения они принесут к нам, в общество.
Канада: «великий канадец» – преступник и писатель
В доме для престарелых в канадском городе Корнуолле в возрасте 73 лет скончался знаменитый писатель и не менее знаменитый грабитель банков Роже Карон, которого бывший премьер-министр Пьер Трюдо называл «великим канадцем».
В 1978 году Карон получил, пожалуй, самую престижную канадскую литературную премию, присуждаемую генерал-губернатором. Эта премия была присуждена ему за мемуары «Вперед, пацан!», написанные в тюрьме.
В своем автобиографическом произведении Карон описывает 24 года своей жизни, проведенные за решеткой в результате первой судимости. А всего в тюрьме он провел 50 лет. Как преступник он стал известным в 60-х годах после серии ограблений банков. Кстати сказать, именно Карон ввел «моду» надевать на дело маски – сначала Никсона, а потом и Рейгана, которые, кстати говоря, тогда еще не были президентами. Позднее этот прием неоднократно использовался другими налетчиками…
В первый раз в тюрьму Карон попал, будучи несовершеннолетним. Отсидев свой срок и став благодаря публикации и полученной премии популярным писателем, казалось, он полностью изменил свою жизнь.
Но так только казалось. Во время своей первой отсидки Карон пытался совершить побег более десяти раз. Долгий тюремный срок, по-видимому, настолько изменил его личность, что дороги назад – к законопослушной жизни – он не видел. И конечно же попался вновь. А тут еще он пристрастился к кокаину…
В 1993 году Карон был признан виновным в совершении семи преступлений. Последнее, за которое его и арестовали, он совершил в Оттаве, ограбив магазин «Зеллерс». В том же году его судили и признали виновным в нападении и захвате заложников в психиатрической клинике в городе Броквилле, расположенном на юго-востоке провинции Онтарио. Журналисты дают ему прозвище Бешеный Пес.
В октябре 2001 года его опять задерживают и в спортивном рюкзаке находят пистолет 32-го калибра, парик, сменную одежду, нож, хирургические перчатки и клейкую ленту. По всей видимости, он вновь собирался совершить налет. Но, поскольку доказать умысел не удалось, его в 2004 году осудили еще к 20 месяцам тюрьмы лишь за незаконное владение пистолетом.
Попав в тюрьму несовершеннолетним, Карон не умел ни читать, ни писать. И лишь там, в заключении, он начал изучать грамоту. Он буквально перечитал все книги, имевшиеся в тюремных библиотеках. В один прекрасный момент его посетила гениальная мысль: а не попробовать ли и самому что-то написать, тем более что при его бурной жизни писать ему было о чем. Оказалось, что у парня талант…
Воодушевленный успехом на литературной стезе, Карон, как уже сказано выше, постарался порвать с уголовным прошлым. Власти Канады помогали, как могли: Карона старались представить как «образцовый продукт системы реабилитации преступников».
После «Вперед, пацан!» он опубликовал еще два произведения. Повесть «Девчонка» рассказывает о произошедших в 1971 году в тюрьме города Кингстона массовых беспорядках, свидетелем которых, а возможно, и активным участником был сам автор.
В романе «Похищение мечты» перемешались и фантастика, и политика, и обычная уголовщина. Здесь и план убийства канадского премьер-министра, и намерение совершить ограбление, предпринимаемые одним американцем, который совершает дерзкий побег из тюрьмы в Техасе.
…Из исправительного центра Мейлпхерст он освободился в апреле 2005 года. Было ему уже 67 лет. Некоторое время он проживал вместе со своей женой Барбарой в Онтарио, а затем переехал в Корнуолл.
В начале 80-х годов прошлого столетия у Карона была диагностирована болезнь Паркинсона. Поскольку детей у него не было, а с женой они расстались, знаменитому писателю-грабителю последние годы пришлось прожить в доме для престарелых.
Роже Карон был не только талантливой и яркой личностью, но и живым парадоксом, в котором тесно переплелись и закоренелый преступник, и поистине выдающийся писатель. И этот странный симбиоз так не был нарушен до самой смерти…
Франция: комиксы в тюрьме Френь
Каждый вторник вот уже в течение пяти месяцев Жиль Рошье приходит в тюрьму Френь и ведет занятия в мастерской. Уроки называются «Что такое комиксы и как их делать».
– Нет здесь никаких уродов, – говорит Рошье. – Я вижу лишь заинтересованных парней, которые каждый раз спрашивают, принес ли я какие-нибудь книги.
А всего на занятия к Рошье ходят более 30 заключенных.
Всклокоченные волосы, бородка, смеющийся взгляд. Так выглядит этот художник, который в 43 года получил один из главных призов Ангулемского фестиваля за свой альбом, который называется «Моя мать – путана». Создание этого альбома было навеяно детскими воспоминаниями из парижских пригородов.
– Приз мне вручили в феврале. Когда заключенные узнали об этом, вся тюрьма криками поздравляла меня. А когда я пришел на занятия, они выстроились «почетным караулом», – улыбаясь рассказывает художник.
Но всему когда-нибудь приходит конец. Вот и этот проект, придуманный Пенитенциарной службой ресоциализации и пробации (ПСРП), поддержанный рядом общественных организаций и финансировавшийся властями региона Иль-де-Франс, подошел к концу. Посмотреть на комиксы, созданные заключенными и размещенные на несколько часов вдоль коридоров тюрьмы, освещенных яркими неоновыми лампами, собралось много народа. Почти все извне – то есть не из тюрьмы. В этом пенитенциарном учреждении, построенном в конце XIX века, посетители рассматривают творчество заключенных в огромном центральном коридоре и в коридорах поменьше, расположенных на четырех этажах.
Среди посетителей – Берте Он, популярный французский создатель комиксов, лауреат нескольких международных премий, сам отсидевший немалый срок в тюрьме:
– Комиксы несколько схематичны. Но вы знаете, в тюрьме нельзя рисовать тюрьму такой, как она есть. Когда я рисовал, отбывая срок, все мои рисунки контролировались администрацией.
Берте Она пригласил выступить перед заключенными Жиль Рошье. А тому есть что рассказать. Самый первый комикс, который нарисовал Берте Он, назывался «Побег». И создал он его в тюрьме города Нантерра.
– Жизнь полна неожиданностей, – говорит улыбаясь Берте Он. – Вот и я опять вернулся в тюрьму Френь, с которой впервые познакомился, когда мне было восемнадцать лет.
– Когда я сидел, – рассказывает заключенным Берте Он, – я был, можно сказать, примерным заключенным, потому что я заочно получил высшее образование и сдал экзамены на бакалавра. А такие вот занятия, какие с вами проводил Жиль Рошье, были для нас как «глоток свободы». Приходилось чуть не драться, чтобы иметь возможность в них участвовать – столько было желающих!
В тюрьме Френь из 2200 заключенных только 35 смогли посещать курсы комиксов. Больше нельзя, просто потому что больше не поместится в мастерской. А на выставке вообще присутствуют лишь трое из тех, кто участвовал в проекте: одни уже попросту освободились, другие – на прогулке, третьи – на свидании, четвертые – в камерах, потому что не хватает надзирателей, чтобы их привести.
Во время занятий, по согласованию с тюремными властями, было решено не затрагивать в рисунках «политические» темы.
– Я и предложил им тему, которая «жалит» немножко любого: детство, – объясняет Жиль Рошье.
Вот 24-летний Юсеф и представил в рисунках самого себя в детстве, когда отец привел его записываться в футбольную секцию. Но малыш убежал, когда увидел, что у одного из игроков не хватает на руке пальцев.
– Я сделал небольшую книжку со своими рисунками и хочу подарить ее невесте, когда она приедет на свидание, – говорит Юсеф.
Рядом рисунки уже совсем на другую тему. На пикапе стоит мужчина, в руках у него бутылка с зажигательной смесью и он кричит: «Нас преследуют военные из Джанджавида!».
– Заключенный, который это нарисовал, родом из Дарфура. Думаю, он изобразил что-то из своей собственной биографии, – комментирует Жиль Рошье.
Дальше располагается серия комиксов, изображающих жизнь сироты в 1965 году. Затем идет рисунок «Я решил спастись». А заканчивается серия «Первым арестом за кражу хлеба в 13 лет»…
Жиль Рошье говорит:
– Я не знаю, зачем я прихожу в эту тюрьму. Но я знаю точно, что те, с кем я занимаюсь, выйдут из своих камер размером девять квадратных метров, оторвутся от телевизора и на какое-то время улетят из тюрьмы, хотя бы в мыслях.
Он не только научил заключенных чему-то хорошему. Он и сам нашел себе тему. В следующем своем альбоме комиксов Жиль Рошье нарисует эти встречи и расскажет о своих учениках-заключенных.
Филиппины: заключенных обеспечат работой
В парламент страны внесен законопроект, согласно которому осужденным должна предоставляться работа, с тем чтобы они могли выплачивать компенсации жертвам преступлений, а также помогать своим семьям и готовиться к возвращению в общество.
Как заявляют парламентарии, этот закон необходим, чтобы заключенные во время отбывания наказания могли получить профессию, компенсировать причиненный ими вред, подготовиться к жизни на свободе и стать полезными членами общества.
«Коррекция и реабилитация являются основными задачами пенитенциарной системы, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – Внедрение трудовой деятельности может быть эффективным средством для реабилитации заключенных и снижения рецидива».
Законопроект предусматривает выплату вознаграждения работающим заключенным на основе количества и качества выполненных работ. Одна часть зарплаты будет зачисляться на лицевой счет заключенного (30%), вторая – пойдет на выплату компенсаций жертвам (40%), третья – на помощь семьям (30%).
Предполагается, что не менее 40 часов в неделю в обязательном порядке должны будут работать все здоровые заключенные в возрасте от 18 до 55 лет.
США: заключенные заботятся о брошенных кошках и помогают себе
Поскольку Принцесса Натали была никакой не принцессой, а обычным котенком, ее и бросили на улице в клетке вместе с еще одним представителем семейства кошачьих. Прохожие, надо отдать им должное, подкармливали брошенных животных, но не более того: забрать их к себе домой никто не спешил. Через какое-то время и Принцесса Натали, и ее собрат настолько отвыкли от людей, что стали их бояться.
Когда же все-таки нашелся сердобольный человек и взял Принцессу к себе домой, она не только исцарапала его до крови, но и перевернула в доме все вверх дном. Пришлось нести кошку в приют. Буквально за день до того, как ее должны были усыпить, тюрьма с минимальной степенью безопасности штата Вашингтон предложила другое решение: передать Принцессу заключенным.
Прибытие Натали в марте в тюрьму Яколт позволило 28-летнему Джоуи Контрерасу переселиться из общей спальни на 40 человек в камеру на двоих. Вместе со своим сокамерником и еще двумя заключенными он после различных тестов и собеседований был отобран в группу из четырех осужденных, включенных в программу «Мягкие кошки», в которой участвует и тюрьма Яколт.
– Никто не хотел брать Принцессу, – говорит Джоуи, – а мы взяли – и это классно!
Поначалу, правда, не все шло гладко. Черная пушистая кошка, которой, по мнению специалистов, было не более 6 лет, оказалась агрессивным и недружелюбным зверем, любящим пускать в ход когти и зубы. Но постепенно она как бы переродилась. Теперь ей нравится, когда ее ласкают и расчесывают. Она даже согласна посидеть на руках, но только не очень долго. Принцесса Натали все еще часто шипит, но царапается уже гораздо реже. Джоуи и его сокамерник воспитывают кошку по очереди.
Вторая кошка, Клемантина, тоже участвующая в программе, досталась Ричарду Амаро, которому также позволили из общей спальни переехать в отдельную камеру.
– Ну, мы быстро привыкли друг к другу, – смеется Амаро.
Руководство тюрьмы надеется «принять на воспитание» еще четырех брошенных кошек. А отбираемые в «воспитатели» заключенные должны отличаться примерным поведением. В противном случае, из одно- и двухместных камер им придется опять съехать в «общую казарму».
Пенитенциарный советник Моника Камачо поясняет, что этот эксперимент служит для того, чтобы помочь в первую очередь тем заключенным, которые испытывают острое чувство одиночества.
– У таких заключенных, как правило, наблюдается некий «уход в себя», – подчеркивает она. – И это может плохо кончиться. А с этими кошками им просто некогда погружаться в мрачные мысли, поскольку они должны о них заботиться, выгуливать, кормить и т.д.
Канада: пребывание в тюрьме резко подорожает
С 2013 года заключенные канадских федеральных тюрем будут больше платить за питание и размещение. Об этом сказано в совместном заявлении министра общественной безопасности Вика Товьюза и сенатора Жана-Ги Дажене. Данные меры пока не коснутся пенитенциарных учреждений, находящихся в ведении местных властей.
Ими были объявлены пять новых мер, направленных на «усиление ответственности преступников», а именно: за питание и размещение заключенным придется платить значительно большие суммы; будут упразднены различные премии и бонусы, которые в настоящее время выплачиваются работающим в тюрьмах осужденным; телефонные переговоры будут оплачиваться за счет самих заключенных без всяких исключений.
А чтобы сотрудники пенитенциарных учреждений не становились «персональными покупателями» для заключенных, процедура приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах, расположенных за пределами тюрем, будет значительно упрощена, что, в свою очередь, позволит разгрузить персонал от постоянных «походов» за заказанными товарами.
Что касается столовых в тюрьмах, то они полностью перейдут под руководство самих заключенных, что также позволит высвободить определенное количество персонала. В настоящее время такая система, при которой столовыми заведуют сами заключенные, уже функционирует в 85% федеральных тюрем.
Как уточнил министр Товьюз, эти меры, одновременно являющиеся частью программы социальной реинтеграции, позволят ежегодно экономить примерно 10 миллионов долларов.
Начиная с 2013 года все работающие и получающие денежное вознаграждение заключенные 30% от своих доходов должны будут отдавать за затраты на проживание, питание и коммунальные услуги. Как заявил во время пресс-конференции сенатор Дажене, эти выплаты будут составлять от 1,58 до 2,08 доллара в сутки. Вместе с тем необходимо отметить, что работающие заключенные получают меньше установленного для граждан Канады минимального размера оплаты труда.
– Заключенные должны и будут участвовать в расходах, связанных с их заключением, – уточнил г-н Дажене. – Это позволит установить некий паритет с расходами обычного гражданина Канады, у которого на оплату жилья уходит около трети его доходов.
По словам г-на Товьюза, заключенные «должны понимать, что за их пребывание в тюрьмах платят налогоплательщики. И мы полагаем, что целесообразно потребовать от них, чтобы часть денег, которые они зарабатывают, заключенные отдавали за питание и пребывание, что они делают и сейчас, но в меньшем объеме».
Лидер оппозиции Томас Мулкайр считает, однако, что такое нововведение является движением вспять.
По его мнению, отмена программ, направленных на сокращение рецидивной преступности, даст обратный эффект. В то же время он так и не сказал «за» он или «против» принципа взимания платы с заключенных.
Для лидера Либеральной партии Боба Рэйа эти новые меры являются доказательством того, что «авантюра» с принятием противоречивого закона С-20, внесшего многочисленные поправки в Уголовный кодекс, «обойдется гораздо дороже», чем это предусматривалось.
Г-н Рэй полагает, что сделанное министром Товьюзом заявление является некой импровизацией. «Чрезмерные» изменения, вносимые правительством Стивена Харпера, состоящего из консерваторов, приведут к тому, что тюрьмы из «школ по реабилитации» превратятся в «школы преступности».
– Эти меры вполне могут разочаровать тех заключенных, которые желают пройти курсы реабилитации, – уточнил г-н Рэй.
(Окончание следует).
Tweet