Правосудие по-украински: банда убийц-«оборотней» – в ожидании скорой свободы?
В Апелляционном суде столицы идет повторное слушание резонансного дела. Процесс снова затягивается. Вероятно, родителям и женам погибших опять придется давать показания. Вынесут ли они новые испытания судьбы?
Ежегодно в начале августа Ольга Селевестрова приходит на могилу главаря знаменитой банды «оборотней» Игоря Гончарова. Женщина уже давно не верит в то, что непосредственные убийцы ее супруга Евгения (эти рядовые члены ОПГ сейчас находятся на скамье подсудимых) будут наказаны согласно букве закона. Но, побывав на кладбище, она успокаивает себя: существует суд не только человеческий, но еще и Божий…
80 ТЫСЯЧ «ЗЕЛЕНИ» ЗА СПАСЕНИЕ МУЖА
В середине 90-х годов супруги Евгений и Ольга Селевестровы промышляли обменом валют около столичного универмага «Украина» на площади Победы. Времена тфогда были тяжелые, каждый выживал как мог. Однажды они познакомились со старшим уполномоченным по особо важным делам Советского райотдела УБОП ГУ МВД в Киеве Игорем Гончаровым.
– Денег он у нас никогда не требовал, – вспоминает Ольга Селевестрова. – Но постоянно подчеркивал, что курирует район «Украины» по долгу службы. А также понимает, что наша деятельность, мягко говоря, не совсем законна. Возразить ему нам было нечего. Поэтому когда однажды он попросил Женю подвезти его на нашей старенькой «Ауди», муж сразу согласился. Правда, потом я попросила его больше не делать этого. Ну не нравился мне этот человек! Уж очень он был скользким…
Дом в Броварах, где преступники держали похищенных людей. Там же и убивали, а потом вывозили в лес.
В те дни менялы активно обсуждали странное исчезновение своей коллеги Валентины (фамилию этой женщины Ольга Селевестрова уже не помнит), которая, по слухам, была дружна с Игорем Гончаровым.
– Однажды вечером Валя просто не вернулась домой, – рассказывает Ольга. – Словно сквозь землю провалилась! Мы ее искали, но так и не нашли. Кто же мог подумать, что мой Женя повторит ее судьбу…
15 июня 2000 года около 9 часов утра Евгений Селевестров как обычно отправился в гараж за машиной (супруги собирались ехать к универмагу). Но за женой так и не вернулся.
– Я уже не знала, что и думать! – говорит моя собеседница. – Много раз набирала номер нашего радиотелефона (его муж взял с собой) и звонила на мобильный. Но все было тщетно. А в половине одиннадцатого ожил домашний телефон. Я услышала сдавленный голос Жени. Он сказал, что его похитили и требуют выкуп – 80 тысяч «зелени». В противном случае с ним произойдет то, что случилось с Валей…
Сегодня Ольга понимает – проводя аналогию с загадочным исчезновением их общей знакомой, супруг намекал: Игорь Гончаров имеет отношение к его похищению! Но тогда она была в таком шоке, что не поняла истинного смысла его слов. За что корит себя по сей день.
Главарь «оборотней» Игорь Гончаров (фото сделано во время ареста).
– Конечно, таких денег у нас не было, – рассказывает Ольга. – Для обмена мы держали дома не более 4 тысяч долларов США. И Женя об этом прекрасно знал.
Ольга запретила себе думать о муже, понимая, что иначе она просто может сойти с ума от страха за любимого человека. Словно робот, женщина делала то, что было необходимо.
– Сначала я позвонила своим близким друзьям, – вспоминает она. – Одного из них попросила срочно забрать с дачи и спрятать мою маму и 10-летнюю дочь. Ведь никто не мог дать гарантий, что бандиты не попытаются похитить еще и их. Второго – объехать всех общих знакомых и собрать деньги.
Вскоре друг привез Ольге 18 тысяч долларов. Больше у ее знакомых просто не было. Женщине ничего не оставалось, как обратиться в милицию.
– Я верила – там помогут, – вздыхает она. – Но ошиблась…
«ВСЕ КОНЧЕНО! ЕСЛИ СМОЖЕШЬ, ЖИВИ И РАДУЙСЯ…»
Оставив у себя дома подругу (женщина понимала, что бандиты могут позвонить в любой момент и с ними кто-то должен разговаривать), Ольга вместе с мужем приятельницы отправилась в столичное управление по борьбе с организованной преступностью. А спустя час преступники действительно вышли на связь и сказали: деньги необходимо отвезти к Дому мебели. На что подруга Ольги (она выдавала себя за Селевестрову) попросила вернуть мобильный телефон, чтобы можно было отвечать на звонки не только из дому. Удивительно, но похитители пошли навстречу! Они подбросили сотовый в мусорный ящик неподалеку от дома Селевестровых.
Евгений Селевестров на отдыхе в Турции.
– В УБОП мы просидели до позднего вечера, – вспоминает Ольга. – Оперативники разрабатывали план операции по захвату бандитов, но у них что-то все время не клеилось. Поэтому они велели мне тянуть время. Мол, ищу необходимую сумму денег.
К полуночи милиционеры наконец-то были готовы действовать. Муж подруги привез Ольгу на своем джипе к Дому мебели. На заднем сиденье автомобиля сидел оперативник (благо окна в машине были тонированные). Еще несколько милицейских автомобилей находились поблизости. Вскоре зазвонил сотовый. Женщине приказали ехать на Столичное шоссе и отсчитать от дорожного знака «Ограничение скорости 80 км в час» четвертый световой столбик. Мол, на нем будет привязана ленточка розового цвета. Напротив этого столбика находилась опора электропередач. А рядом с ней еще один маленький столбик. На него и следовало положить пакет с деньгами.
– Я собралась выполнить требования похитителей, но милиционеры мне запретили, – рассказывает женщина. – Мол, пусть сначала приведут и покажут Женю. Когда я сказала об этом бандиту, он ужасно разозлился и приказал мне ехать домой. А утром следующего дня позвонил и сказал: «Все кончено! Если сможешь, живи и радуйся…»
Гораздо позже Ольга узнала: у преступников были свои люди в столичном милицейском главке. Они понимали, если Евгений останется жив, то может их выдать. Поэтому задушили несчастного и закопали труп в лесу неподалеку от Броваров. Могилу своей жертвы они прикрыли дерном и старыми ветками. А сверху посыпали битым стеклом, чтобы не раскопали дикие звери. Такая предусмотрительность была вполне объяснима. Евгения Селевестрова похитили не простые вымогатели, а банда, которая состояла из сотрудников органов внутренних дел. В ее составе было три полковника милиции!
ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО СУД РАСПОЛОЖЕН РЯДОМ С КЛАДБИЩЕМ?
Ольга Селевестрова.
Эта ОПГ была создана в 1997 году «важняком» Боярского отделения УБОП ГУ МВД в Киевской области Игорем Гончаровым. По официальной версии следствия банда занималась похищением людей и вымогательством. Всех своих жертв (даже тех, за кого давали выкуп) «оборотни» убивали.
Долгое время милиция не замечала связи между преступлениями, которые совершались членами ОПГ в Киеве и Киевской области, пока однажды один из оперативников столичного УБОП не взялся расследовать дело об исчезновении в 2000 году учредителя ООО «Домино» Михаила Гельфанда. И сообразил: почерк-то у похитителей милицейский!
После этого правоохранители начали целенаправленно искать и объединять в одно дело аналогичные преступления. В результате им удалось задержать 12 членов банды (не считая Игоря Гончарова – он скончался в арестантской палате столичной больницы скорой помощи в августе 2003 года якобы после побоев в СИЗО) и доказать их вину в одиннадцати убийствах. Оперативники подозревают, что на самом деле преступлений гораздо больше. Но собрать документы по этим делам им не удалось. Кстати, дело валютчицы Валентины тоже не вошло в материалы, которые были переданы в суд в 2005 году.
С тех пор прошло четыре года. Казалось бы, преступникам вот-вот вынесут приговор. Но процесс словно заколдован. Сначала произошло покушение на жизнь одного из обвиняемых – подзащитного известного киевского адвоката Марии Самбур, который находится «на подписке» (подчеркну, что на показаниях именно этого человека и выстроено все дело), но он чудом остался в живых. А затем неожиданно заболели двое из трех народных заседателей. Заменить их не могли (по правилам, все участники процесса должны в нем участвовать с самого начала и без перерывов), пришлось начинать все сначала.
– Суд был вынужден повторить абсолютно все процедуры! – говорит Мария Самбур. – Мы снова слушали обвинительное заключение (больше 5 томов!), заявления, ходатайства, допросы, выступления и т.д.
Любопытно, что параллельно в Апелляционном суде столицы рассматривается еще одно дело, в котором фигурируют те же лица, что и в процессе о банде «оборотней». В нем идет речь об убийстве супругов в селе Счастливое, ограблении в поезде и нападении на гражданина Турции. И в этом процессе уже была аналогичная ситуация. Тяжело заболел председательствующий! Поэтому дело тоже начали слушать заново.
– Может быть, здесь замешана мистика? – шутит Мария Самбур. – Здание суда расположено рядом с кладбищем…
– Страшно представить, что меня снова могут вызвать в суд и я буду вынуждена вспоминать весь этот кошмар, – едва не плачет Ольга Селевестрова. – Все это тянется так давно. Когда убили Женю, моей дочери было десять лет, а сейчас ей девятнадцать! Еще тяжелее придется пожилым родителям других жертв «оборотней». Разве можно так над людьми издеваться?
Министр МВД Юрий Луценко наградил орденами «За мужество» группу оперов, принимавших участие в раскрытии дела «оборотней». Справа налево: экс-сотрудник УБОП ГУ МВД в Киеве В. Герасимов, старший оперативный сотрудник ГУ БОП МВД Украины И. Прикладовский, подполковник И. Касьян, Юрий Луценко, экс-начальник столичного УБОП ГУ МВД в Киеве С. Хамула, начальник УБОП ГУ МВД в Киевской области С. Корнич, подполковник С. Кошмяков.
У ХОЗЯЕВ ГОНЧАРОВА ДЛИННЫЕ РУКИ?
Естественно, никто не может усомниться в том, что у участников процесса действительно слабое здоровье. С другой стороны, нельзя не задуматься – кому выгодно затягивание судебного процесса?
– В первую очередь, в этом заинтересованы обвиняемые, – говорит информированный источник в органах внутренних дел. – Видимо, они надеются, что в конце концов о них все забудут и им удастся получить не пожизненное наказание, а конкретный срок лишения свободы. Учитывая тот факт, что многие из них находятся в СИЗО уже больше 7 лет, при таком раскладе их могут освободить прямо в зале суда.
Косвенным доказательством этого является тот факт, что многие из подсудимых так и не признали свою вину. А один из них, по словам Марии Самбур, вообще активно противится продвижению дела вперед. Едва ли не на каждом заседании он заявляет: я не согласен! И суд, вынужденный рассматривать его ходатайства, «вязнет» в мелких формальностях.
– На днях этот человек потребовал назначения судебно-медицинской экспертизы, – рассказывает адвокат. – Мол, надо разобраться, от чего умер Игорь Гончаров. Ну какое отношение это имеет к нашему делу? Тем более что сейчас суд Шевченковского района столицы как раз слушает дело о смерти лидера ОПГ «оборотней»!
По словам Марии Самбур, недавно в суде появились кадровики МВД Украины. Интересовались, как продвигается процесс. После чего среди обвиняемых распространился слух о том, что их вот-вот освободят. В связи с этим вспоминается старая версия о том, что банда «оборотней» является одной из бригад крупной милицейской ОПГ, которая занималась политическими преступлениями по заказу власть имущих. Но однажды «орлы Гончарова» стали неуправляемыми (в частности, начали совершать бытовые убийства), из-за чего их и «слили».
– Поневоле поверишь рассказам о том, что хозяева Гончарова еще на свободе и у них длинные руки! – горячится Мария Самбур. – Если это так, то несложно предположить: эти люди опасаются того, что подсудимые могут о них рассказать. Поэтому пытаются им помочь. Эти же неизвестные, вероятно, могли организовать убийство Игоря Гончарова. А также покушение на жизнь моего подзащитного. Кстати, это преступление так и не раскрыли. Между тем мне кажется, что его могли совершить милиционеры. Уж больно почерк похож.
Впрочем, следствие так и не нашло подтверждений этим догадкам. Хотя до сих пор остается открытым вопрос: каким образом финансировалась эта преступная группа? В материалах дела есть информация о том, что Игорь Гончаров периодически передавал своим подельникам деньги. Но это были настолько смешные суммы, что сложно представить, чтобы сотрудники органов внутренних дел (да еще и в звании полковников!) ради них по локти испачкались в крови. Не ясно также, откуда у бандитов техническое оснащение: оружие (они не использовали табельное), машины, рации, мобильные телефоны (не забывайте, это были 90-е годы!) и многое другое.
– В каждом убийстве должен быть смысл, – считает Мария Самбур. – Досудебное следствие вменяет «оборотням» корыстный мотив. Но это противоречит здравой логике. Я об этом много думала. Вот конкретные факты. Обвиняемые выслеживают бизнесмена, устанавливают его адрес и график жизни. Потом похищают и, так и не получив выкуп, убивают. Не проще ли ограбить квартиру предпринимателя, когда его не будет дома?
«Я ЗНАЮ ПРАВДУ О ГОНГАДЗЕ!»
Есть и еще одно обстоятельство, которое заставляет ломать голову над тем, чем на самом деле занимались преступники в погонах и почему их дело так долго тянется. Накануне смерти в своих письмах из СИЗО Игорь Гончаров утверждал: «Я знаю правду о том, как и почему погиб главный редактор интернет-проекта «Украинская правда» Георгий Гонгадзе». Как известно, следствие пришло к выводу, что таким образом лидер ОПГ просто пытался уйти от ответственности. Но слухи по-прежнему ходят разные…
– Поговаривали, что был звонок в органы, – рассказывает Мария Самбур. – То ли по просьбе Гончарова, то ли от самого Гончарова. Мол, если заплатите деньги, можем прислать голову Георгия Гонгадзе (напомним, что ее так и не нашли. – Прим. авт.).
Позже Гончаров предлагал информацию в обмен на свободу. Кстати, еще в то время я беседовала с одним высокопоставленным чиновником и спросила его: можно ли освободить лидера «оборотней» в обмен на помощь следствию? Мне ответили – нельзя. Между тем в странах Западной Европы такая форма, как «сделка с правосудием», применяется давно и успешно. Может быть, мы могли бы перенять этот опыт?
Увы. Теперь решать подобные вопросы поздно. Ясно лишь одно: всей правды о деле «оборотней» мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Также, впрочем, как и о гибели Георгия Гонгадзе. Да, обвиняемым в непосредственном исполнении этого убийства уже вынесен приговор. Но имена организаторов и заказчиков расправы над журналистом Генеральная прокуратура так и не назвала. И неизвестно, назовет ли вообще. Во всяком случае, по словам адвоката вдовы журналиста Валентины Теличенко, «подвижек в этом деле пока нет». Означает ли это, что весьма удобная политика половинчатого расследования резонансных дел стала в Украине распространенной? Если да, то сколько еще кругов ада предстоит пройти родственникам потерпевших? Невероятно жаль этих людей…
СПРАВКА
Г.Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года. В 2008 году Апелляционный суд Киева признал виновными в его убийстве трех бывших сотрудников МВД – Костенко, Протасова и Поповича. Их приговорили к лишению свободы сроком от 12 до 13 лет.
КСТАТИ
В Броварах задержали «оборотней» из банды Гончарова?
27 сентября минувшего года в Броварах были задержаны необычные преступники. Пока не ясно, принадлежат ли эти люди к новой банде «оборотней» или являются членами ОПГ Игоря Гончарова. Но Генеральная прокуратура возбудила против задержанных уголовное дело по статье «Бандитизм». Уже доказаны четыре факта нападения на состоятельных людей.
– Впервые мы получили информацию об ОПГ, которая совершает разбойные нападения на ювелиров, антикваров и бизнесменов, около восьми месяцев назад, – говорит начальник ГУ МВД в Киеве Виталий Ярема. – Задержать их было тяжело по двум причинам. Во-первых, банда действовала по всей стране. Во-вторых, преступники показывали потерпевшим удостоверения сотрудников спецслужб. Поэтому жертвы в милицию, как правило, не обращались.
Как выяснилось, возглавлявший преступников экс-сотрудник Управления госохраны имел при себе липовое удостоверение на имя советника главы комитета Верховной Рады по борьбе с орг преступностью и коррупцией. А помогали ему действующие офицеры спецподразделения «Альфа» СБУ и Госслужбы спецсвязи и защиты информации.
– Мы подозреваем членов группы в совершении еще шести преступлений, – сказал также Виталий Ярема. – Но рассказать об этих нападениях я смогу только после окончания следствия.
В то же время, по словам заместителя начальника ГУ БОП МВД Украины Владимира Мищенкова, некоторые члены этой банды все еще находятся на свободе. Но оперативники надеются добраться и до них. Во всяком случае трое из задержанных уже написали явку с повинной.
Увы, несмотря на то что прошел уже почти год, получить более подробную информацию об этом деле у меня так и не получилось. Может быть, задержанные уже на свободе?
Инна ЗОЛОТУХИНА, КП-Украина
Tweet