Татарстан криминальный: ОПГ «Кинопленка» – хроника мафиозной войны
В Верховный суд Татарстана направлено дело участников знаменитой казанской банды «Ташкента» – подразделения ОПС «Кинопленка». В ближайшее время на скамье подсудимых окажутся участники и второй половины группировки – «бригады Ильфатея». Предлагаем вниманию читателей историю старейшего криминального образования Казани.
Как начиналась «кинопленка»
Согласно материалам дела, «Кинопленка» появилась приблизительно в 1981 году – на территории, ограниченной улицами Восстания, Кулахметова, Бакалейная и Окольная. Название, как нетрудно догадаться, будущий преступный синдикат получил из-за соседства с производственным объединением «Тасма». Поначалу «Кинопленка» представляла собой небольшую группу – каких-то два десятка молодых людей, посещавших одни спортивные секции. Первыми лидерами группировки были некие Шакир, Ахмет и Трактор. Вообще о том периоде известно немного, поскольку криминальной активности «кинопленковские» не проявляли. Но уже к 1983-1984 годам численность «Кинопленки» достигла полусотни человек.
Тогда же «Кинопленка» попала на оперативный учет в МВД – в Казани начался знаменитый «дележ асфальта». И вместо занятий спортом главным времяпрепровождением молодежи стали массовые побоища с ближайшими соседями: «Чайниками», «Жилкой», «Грязью» и прочими криминальными образованиями. Войны велись нешуточные – в ход шли металлические шары, арматура и ножи (особенно их любили использовать «жилковские»). Так что многих бойцов после уличных драк увозили в больницу.
Правда, многочисленные победы на полях сражений привели к тому, что изрядная часть боевиков «Кинопленки» оказалась в местах не столь отдаленных. Как уже сообщал «ВиД», одно из таких массовых побоищ произошло в 1987 году в Верхнем Услоне, когда «стенка на стенку» сошлись до 500 человек. После этого за решеткой оказались сразу несколько десятков «стариков». В результате к концу 80-х «Кинопленка» утратила былую мощь. Кроме того, ее лидеры потеряли уважение соседей, поскольку, как-то оказавшись под следствием, дали на них показания, чтобы выгородить своих.
В общем, в группировке царил полнейший разброд. Пришедшего к власти криминального авторитета Эльфата Сунгатуллина (Ильфатей) мало интересовала улица – он занимался бизнесом. Тогда же от «Кинопленки» отпочковалась группа молодежи и организовала группировку «Мосбригада». Соседи из ОПГ «Низы» отобрали исконно «кинопленковский» Московский рынок и территорию разъезда Восстания. Впрочем, «кинопленковским» денег хватало и без рынка. Началось массовое крышевание кооператоров, кроме того, на территории «Кинопленки» быстро развилось подпольное изготовление алкогольной продукции и аудиокассет.
Правда, бизнесменами «кинопленковские» не стали. Новую жизнь в «Кинопленку» вдохнул в 1989 году Ирек Мингазизов. В 1985 году, после участия в очередной массовой драке, он вместо тюрьмы почему-то попал в армию. Парень служил в Средней Азии и поэтому получил кличку Ташкент. Отдав родине долг, Мингазизов вернулся в Казань, сплотил вокруг себя молодежь и заявил о планах стать лидером группировки.
При этом произошло резкое разделение «кинопленковских» по интересам. «Старики» «Кинопленки», ушедшие в бизнес и не собиравшиеся ни с кем воевать, пошли за Ильфатеем, а «голодная» «молодежь», жаждавшая крови, поддержала Ташкента, считавшего, что «барыги» должны работать на «братву». На одном из «сходняков» Ташкент предложил выбрать двоих лидеров. В лучших традициях уголовного мира главарей выбирали тайным голосованием – имена кандидатов писали на бумажках. После подсчета голосов лидерами выбрали Ташкента и Ильфатея. Решено было, что главным станет Ташкент, а замещать его будет Ильфатей. Но консенсуса все равно не было. Наоборот, образовалось два конфликтующих лагеря: «старших» – «ильфатеевских» и «молодых» – «ташкентовских».
Обстановка в группировке начала накаляться. В 1993 году на дне рождения Ташкента, который отмечали в Доме иностранных специалистов, произошла массовая драка между приверженцами Ильфатея и Ташкента. Через некоторое время на стадионе «Тасмы» был организован общий сбор, где разбирались причины потасовки. Ташкент объявил, что вместо подарка на день рождения у его жены случился выкидыш. Впрочем, настроен он был вполне миролюбиво. Драку расценили как «пьяную непонятку», и конфликт не имел продолжения. Однако дело было сделано – бригады стали собираться порознь. Подлила масла в огонь и начавшаяся война между ОПС «Жилка» и «Севастопольские».
Из досье «ВиД». В 1991 году известный казанский авторитет, основатель ОПС «Жилка» Хайдар Закиров (Хайдер) попытался создать «общак» казанских группировок. По его инициативе состоялось несколько «сходняков», на которых присутствовали представители городского криминалитета. Однако некоторые группировки выступили против того, чтобы «общак» держал Хайдер, посчитав его недостаточно авторитетным. Получив отказ, Хайдер заявил, что на своей территории «общак» будет собирать сам. После чего начал довольно бесцеремонно брать под свой контроль преступные группировки Московского и тогда еще Ленинского районов Казани.
А в 1994 году союз группировок Хайдера на «сходняке», проходившем на базе отдыха «Яльчик» в Марий Эл, объявил войну несогласным с политикой авторитета группировкам «Борисково», «Грязь», «Низы», «Дом обуви», «Мебелька», «Чайники» и другим, позже объединившимся под названием ОПС «Севастопольские». В ходе кровопролитной криминальной войны были убиты и пропали без вести, по разным оценкам, около сотни человек. Боевые действия закончились в 1996 году после того, как в Санкт-Петербурге был убит лидер «жилковских» Хайдер.
Ташкент как приверженец уголовных традиций ушел к «жилковским», став одним из лидеров ОПС, а Ильфатей – к «севастопольским». Инициатором такого разделения был не кто иной, как сам Хайдер. Он лично встретился с Ташкентом и предложил союз. После этого из обихода даже исчезло само название «Кинопленка». А «ташкентовские» и вовсе стали именоваться «жилковскими».
А вскоре «кинопленковские» начали отстреливать друг друга. По подсчетам правоохранительных органов, они успокоились, только когда с обеих стороны было убито два десятка человек (при том, что на момент начала войны бригада Ташкента насчитывала 27 активных участников, бригада Ильфатея – 21).
Хроника войны
Первым в мае 1994 года был убит «ильфатеевский» авторитет Рустам Хабибуллин (Крылый). Ташкент и его ближайшая связь Игорь Юсупов (Юсик) полагали, что Крылый настраивает молодежь «Кинопленки» против них и, ликвидировав авторитета, надеялись запугать «ильфатеевского» авторитета Игоря Афанасьева (Афоня).
Убили Крылого в Московском районе около его дома. Киллеры Бычок и Вася расстреляли Крылого из пистолетов ТТ, когда поздно ночью он возвращался домой.
Следующей жертвой стал авторитет Вадим Сергеев по кличке Кембу. Он пользовался большим авторитетом среди не определившихся с выбором бригады «молодых» и фактически вербовал их в бригаду Ильфатея. Вдобавок Кембу и Юсик ненавидели друг друга. В 1984 году они, а также еще пять «кинопленковских» были осуждены за групповое изнасилование. Кембу получил 6 лет ИТК усиленного режима. Однако в 1987 году его реабилитировали – оказалось, его оговорил Юсик. Так что расправиться с Кембу у «ташкентовского» были причины.
Выслеживать авторитета не пришлось – он ни от кого и не прятался. Двое киллеров пришли к дому Кембу на улице Восход и стали ждать его появления. В районе восьми часов вечера Кембу вышел из дома и, включив двигатель машины, стал чистить стекла от снега. В этот момент к нему сзади подошли вооруженные пистолетами киллеры и стали стрелять. Раненый Сергеев побежал по улице Забайкальской. Через несколько десятков метров он упал, и догнавшие его киллеры сделали по контрольному выстрелу. К приезду милиции Кембу был еще жив, но спасти его не удалось.
Параллельно с ликвидацией конкурентов по группировке «кинопленковские» уничтожали врагов союзников – «жилковских» и «севастопольских». Так, в 1995 году «ташкентовские» ликвидировали Алексея Ильюшенко по кличке Шакир – коммерсанта ОПС «Низы». Ташкент, ненавидевший коммерсантов, полагал, что их нужно ликвидировать в первую очередь, потому что они приносят деньги конкурентам. Почему убили именно Шакира, так и осталось загадкой. По всей видимости, он был наиболее легкой добычей, потому что, несмотря на войну, ездил без охраны. Киллеры подкараулили его июньской ночью во дворе детского садика, через который он возвращался домой после того, как поставил в гараж свой «Мерседес».
Но вскоре и «ташкентовские» стали нести потери. Осенью 1995 года киллеры Азатей и Бычок поехали на сборы на стадион «Тасма». На улице Исаева их машину обстреляли. Азатей получил несколько ранений и скончался в больнице, раненый Бычок убежал. В ходе покушения был ранен сотрудник милиции.
Постепенно война между «кинопленковскими» (впрочем, как и между «Жилкой» и «Севастопольскими») перекинулась в Москву и Петербург. В ноябре 1995 года очередной жертвой войны стал «смотрящий» за филиалом «ильфатеевских» в Москве Эдуард Тараканов по кличке Таракан. Его убийство было местью за Азатея.
Таракан в компании двух «ильфатеевских» находился в офисе подконтрольной «ильфатеевским» фирмы. Неожиданно в офис зашли два человека в масках, вооруженные пистолетами. Несмотря на маски, «ильфатеевские» узнали в одном из них Бычка. Он приказал телохранителям Таракана не двигаться и, застрелив «смотрящего», ушел. Узнав о том, что в убийстве замешан Бычок, Афоня поклялся отомстить.
В результате 14 декабря 1995 года в засаду у подъезда своего дома на улице Серова в Казани попал «ташкентовский» Роман Макаров. Но первая серьезная потеря постигла «ташкентовских» в январе 1996 года. В Москве на съемной квартире при выходе из лифта были расстреляны главный финансист «ташкентовских» Юсик и два его телохранителя. Шансов выжить у мужчин не было: позже с места происшествия изъяли три десятка гильз. После убийства Юсика Ташкент на всякий случай уехал из Казани в Петербург.
«Ташкентовские» тоже не давали маху. Тем более что к боевым действиям на их стороне подключились татарстанский киллер номер один Андрей Перевицких (Арнольд) и его напарник Евгений Федотов (Жорик).
Патологический убийца Перевицких, по данным правоохранительных органов, причастен к десяткам убийств, большую часть которых исполнял сам. При этом он убивал не только сторонников «севастопольских», но и «подрабатывал» заказами со стороны. Например, застрелил в 1999 году лидера нижнекамской ОПС «Татары» Ивана Стрелкова (Стрелка). С окончанием войны с ОПС «Севастопольские» «жилковским» стало невыгодно содержать штатных киллеров. В результате от Арнольда с Жориком избавились. В июле 1999 года оба поехали на сборы в подконтрольный «жилковским» ресторан и исчезли.
…В феврале 1996 Арнольд и Бычок поймали в Казани участника ОПС «Низы» по кличке Куян, надеясь выведать, где скрываются его руководители. Киллеры стали ездить по явочным квартирам «жилковских» и просить, чтобы их впустили допросить «языка». Однако, догадываясь, что, как минимум, без утюга дело не обойдется, их отовсюду выгоняли. Тогда Арнольд увез Куяна в Пестречинский район, где после пыток парня застрелили.
Одним из самых громких преступлений, совершенных «ташкентовскими», стал отстрел участников бригады Сапога (ОПС «Низы»). Вечером 23 января 1996 года в казанском кафе «Мозаика» на улице Восстания «ташкентовские» расстреляли пятерых «низовских». Четверо скончались на месте, один получил тяжелые ранения. Главной целью киллеров был лидер бригады Сапог, но тот опоздал на встречу в кафе и, придя в «Мозаику», обнаружил только трупы товарищей.
Однако дни Сапога все равно были сочтены.
(Окончание следует)
Андрей Шептицкий, ВиД
Tweet