Пустыня
Часто человеческая трагедия заставляет взглянуть на окружающий мир по-новому. Не стала исключением и гибель нашего коллеги и друга Виталия Розвадовского.
Прощание с тем, кто уходит навсегда, неизбежно включает и те ритуальные действия, которые обязаны выполнить в эти дни друзья и близкие. Кто-то договаривается о месте захоронения, кто-то организовывает венки, кто-то занимается поминками — горькие, но неизбежные обязанности.
Двум сотрудникам секретариата «2000» я поручил собрать все телеграммы и письма соболезнования, которые поступают в редакцию в адрес родных, близких и коллег Виталия, чтобы поблагодарить всех, выразивших сочувствие.
Поскольку гибель журналиста широко освещали СМИ (в интернете более 300 000 информсообщений об этом), я посоветовал одному из сотрудников уделить внимание соболезнованиям от частных лиц, а другому — от государственных учреждений, общественных организаций и иных официальных структур. Представители многих из них были знакомы по долгу службы с Виталием: политики и чиновники не раз выступали героями его фоторепортажей.
Пожалуйста, см. фотогалерю: «ПОМНИМ. Виталий Розвадовский — в объективе коллег».
К указанному часу на мой стол легли сотни текстов электронных писем, пришедших в редакцию и на сайт «2000» от наших читателей.
Но официальных писем-соболезнований я не обнаружил. И подумал, что мой сотрудник не успел обработать пришедшую корреспонденцию. Я был неправ — практически нечего было готовить к публикации.
В редакцию пришло только два письменных соболезнования от официальных лиц: телеграмма от Владимира Колесниченко — главы Высшего совета юстиции и электронное письмо от Сергея Кивалова — председателя Комитета ВР по вопросам правосудия.
И было также пять телефонных звонков. Наутро после трагедии со словами соболезнования позвонил Петр Симоненко — лидер КПУ. Виталий не раз работал с ним, и Петр Николаевич не мог не сказать прощальных слов в адрес этого, как он отметил, «очень обаятельного и безусловно талантливого человека». Буквально в первые минуты после информации о гибели нашего фотокора искреннее соболезнование выразил Леонид Кучма.
Затем позвонил президент Академии медицинских наук Андрей Сердюк. Как врач он предложил также оказать необходимую медицинскую помощь или организовать психологическую поддержку тем близким Виталия, кому она нужна.
Позвонила Анна Герман — было очевидно, что ей трудно говорить. Сказала, что «такие чувства у всех в команде Президента, кто был знаком с Виталием». В тот же день по поручению Григория Суркиса позвонил Сергей Васильев — руководитель информационной службы ФФУ и передал «сочувствие от всего украинского футбола».
Спасибо этим людям. А также тем журналистам, которые, сообщая о трагедии, сочли также необходимым выразить сочувствие близким и коллегам Виталия. Такие слова содержались в 60% информаций СМИ на эту трагическую тему.
Мы благодарим всех, кто разделил в эти дни наше общее горе. Значительную часть соболезнований мы опубликовали на страницах еженедельника.
А теперь о том, что все-таки шокировало меня и моих коллег.
Шокировало то, что не сочли нужным, не нашли нескольких слов для сочувствия, нескольких минут, чтобы послать телеграмму или написать электронное письмо, коллеги-журналисты из пресс-служб всех без исключения министерств и ведомств (включая и Кабмин).
Не нашли слов сочувствия или просто никак не обмолвились об этой трагедии и все профессиональные журналистские организации: Национальный союз журналистов Украины, общественное движение «Стоп цензуре!», Институт массовой информации, профессиональный союз «Медиа-фронт», Институт медиа-права, независимый «Медиа-профсоюз Украины» и все другие подобные структуры, не упускающие случая попенять власть за безразличие к судьбам украинской журналистики.
И то, что причиной гибели Виталия стала не его профессиональная деятельность, а убийство на корыстной почве, недоумения по поводу молчания всей этой когорты журналистов не снимает.
Особенно на фоне того, что заявления с выражением соболезнования поступили от ряда авторитетных международных организаций.
«Репортеры без границ» сообщили о «шоке, вызванном известием о гибели Виталия Розвадовского, фотокорреспондента украинского еженедельника «2000» и разместили информацию о трагедии на 27 национальных сайтах Европы.
«Мы приносим наши искренние соболезнования семье жертвы и обещаем полную поддержку его коллегам, — говорится в заявлении «Репортеров без границ». — Мы надеемся на то, что свет на неясные обстоятельства, окружающие это убийство, будет пролит быстро, и мы требуем от правоохранительных органов расследования всех версий, в том числе и вероятности взаимосвязи между убийством и его журналистской деятельностью. Пока еще слишком рано делать какие-либо однозначные выводы о причинах происшедшего».
Пожалуйста, смотрите видеосюжет «Так работал Мастер Виталий Розвадовский».
Это заявление было распространено также «Голосом Америки», передано РЕЙТАР, «Франс-пресс» и иными ведущими международными информагентствами.
В той или иной форме на гибель Розвадовского откликнулось более 500 зарубежных общественных организаций и СМИ. Среди них такие известные, как «Международный институт безопасности информации» (Великобритания), Центр поддержки международных массмедиа (США), «Платформа независимой гражданской журналистики» (США), интернет-издание «Толерантность» (Канада) и др.
Международный институт прессы (IPI) призвал руководство Украины провести полноценное расследование убийства фотожурналиста Виталия Розвадовского.
«Приносим наши соболезнования семье господина Розвадовского и его коллегам. Учитывая скудность подробностей о его предполагаемом убийце на текущий момент, мы настойчиво требуем от властей проведения полного и прозрачного расследования данного преступления. Не следует сбрасывать со счетов никакие вероятные мотивы, в том числе и возможность того, что он мог стать жертвой по мотивам, связанным с его профессиональной деятельностью», — говорится в заявлении исполнительного директора IPI Элисон Бетель Макензи.
После гибели Гонгадзе у общественности Запада все еще существуют опасения, что убийство Розвадовского вполне может иметь политическую подоплеку. И молчание украинских медийных союзов может быть расценено как косвенное подтверждение их предположений.
Но хранит молчание пресс-служба Верховной Рады, где многие годы был аккредитован Виталий. На этом фоне наши особые слова признательности членам Комитета по вопросам свободы слова и информации Верховной Рады, которые на своем рабочем заседании почтили память Виталия минутой молчания.
Никак не откликнулись на трагедию и представители пресс-служб ведущих политических сил Украины (кроме КПУ и БЮТ), пресс-секретари большинства депутатов, которые по работе неоднократно встречались с Виталием Розвадовским. Не нашли слов сочувствия пресс-службы и структуры по связям с общественностью руководителей областей, религиозных конфессий, творческих союзов, бизнес-структур и т.п., хотя деятельность многих из них навсегда запечатлена в фоторепортажах Виталия.
И получается, что эти сотни людей, которых их руководство считает специалистами по контактам со СМИ (не говоря уже о сотрудниках специальных пиар-служб), таковыми на самом деле не являются?!
Они (в том числе и те, чья работа оплачивается за счет налогоплательщиков) не знают элементарных принципов работы со СМИ. Они не интересуются или не хотят знать, чем живут массмедиа, с которыми они якобы поддерживают рабочие отношения.
Это какой же душевной пустотой надо обладать, чтобы не сделать то, что является нормой в цивилизованном обществе, — выразить сочувствие в адрес погибшего коллеги по профессии?
И я даже не могу сказать, что чудовищнее — такое полное игнорирование трагедии или… смакование гибели Розвадовского, а то и угрозы в адрес коллектива «2000», которые появились на сайтах «УП» и «Левого берега» в комментариях их читателей (подробнее читайте «Горькие уроки» на стр. В6).
А «Коммерсантъ Украина» даже «пошутил», озаглавив информацию о трагедии лихим каламбуром «Фотокорреспондент выпал из кадра».
В кадре действительно осталась лишь пустыня равнодушия.
Пожалуйста, см. фотогаллерею: «Виталий Розвадовский. ИЗБРАННОЕ».
Потому особые слова благодарности журналистам «Зеркала недели. Украина» и редакции «Профи Ньюс», которые не только выразили соболезнование родным, близким и коллективу «2000», но и дали точную ссылку на фотоматериалы Розвадовского на нашем сайте, что позволило людям через фотоработы Виталия понять, какое место он занимал в современной украинской журналистике. Мы признательны редакции «ЗН.UA» за самую профессиональную и этичную подачу событий.
Важны были, безусловно, не только слова сочувствия, но и любые знаки искренней реакции на трагедию. Сергей Лещенко («УП»), например, не сказал ожидаемых слов, но в авторском блоге написал, что не смог вовремя рассказать о важном событии в своей жизни (премии, полученной в Польше) из-за событий, связанных с трагедией Розвадовского. И это тоже — сочувствие, столь важное в эти дни для родных и друзей Виталия.
Автор: Сергей КИЧИГИН, газета 2000
Tweet