Если в радиатор налить воды – что будет
Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня порассуждаем о том, что произойдет, если в качестве технических жидкостей для автомобиля использовать непредназначенные для этого составы.
Для начала остановимся на том, какие технические жидкости плещутся в автомобиле и, для лучшего понимания химии процессов, вспомним их состав.
Перечислим те технические жидкости, которые легче всего перепутать, поскольку заливные горловины для них расположены практически рядом: под капотом. Итак, это:
• охлаждающая жидкость,
• моторное масло,
• тормозная жидкость,
• жидкость для стеклоомывателя.
Охлаждающая жидкость
Основная функция «охлаждайки» – отвод тепла от стенок цилиндро-поршневой группы, дополнительная – обогрев салона в холодное время года (обеспечивает работу печки).
Охлаждающая жидкость должна иметь высокую температуру закипания, обладать хорошей теплопроводностью, небольшой вязкостью, быть устойчивой к кристаллизации и испарению, не разрушать уплотнительные материалы. Кроме того, она не должна замерзать при низких температурах.
Поэтому в основе охлаждающих жидкостей лежат водные растворы неорганических солей, токсичного этиленгликоля с низкой температурой замерзания. Кроме того, в составе жидкости присутствуют ингибиторы коррозии, защищающие систему охлаждения; присадки, предохраняющие жидкость от разрушения, и смазывающие вещества.
Циркуляцию охлаждающей жидкости от двигателя к радиатору обеспечивает помпа (иначе ее называют «водяным насосом» или «насосом охлаждающей жидкости»), а термостат отслеживает температуру охлаждающей жидкости и регулирует поток жидкости, проходящей через радиатор.
Насос охлаждающей жидкости: 1 — корпус; 2 — подшипник; 3 —шкив; 4 — ступица шкива; 5 — стопорный винт подшипника; 6 — крышка; 7 — валик; 8 — сальник; 9 —крыльчатка
Моторное масло
Масло снижает трение между трущимися поверхностями и защищает двигатель от износа, оно также отводит тепло, непосредственно омывая места трения. В масле скапливаются продукты сгорания, а также продукты износа. При смене масла эти продукты удаляются.
Моторное масло должно обеспечивать качественную смазку, обладать хорошей теплопроводностью, выдерживать высокие и низкие температуры, и перепады температур. Кроме того, качественное моторное масло должно выдерживать давление до 100 МПа.
Моторные масла получают из нефти или синтезируют из химических веществ, получая минеральные, синтетические и полусинтетические составы. Для защиты двигателя от коррозии, а также придания определенных характеристик вязкости, защиты от окисления, стабилизации и пр., в масле используют различные присадки и добавки.
Циркуляцию масла обеспечивает масляный насос, а очистку масла осуществляет масляный фильтр.
Тормозная жидкость
Тормозная жидкость – одна из видов гидравлических жидкостей в автомобиле. С помощью гидравлической жидкости усилие на педаль тормоза передается на тормозные колодки.
Тормозная жидкость не должна замерзать при низких температурах, должна иметь высокую температуру закипания, не пениться, не испаряться и пр.
А так как тормозной жидкости приходится контактировать с различными деталями, частично или полностью изготовленными из резины (пыльниками, гибкими шлангами и т.д.), то ее изготавливают не на нефтяной основе, а из нейтральных к резине компонентов – на основе касторового масла, гликоля или силикона. В тормозной жидкости также присутствует набор присадок, препятствующий возникновению коррозии.
Жидкость для стеклоомывателя
Жидкость для стеклоомывателя представляет собой смесь изопропилового спирта с водой, набором моющих присадок и ароматизаторов.
Жидкость для стеклоомывателя, как и все предыдущие технические жидкости, должна выдерживать низкие и высокие температуры, не превращаясь в лед или пар (это зависит от соотношения спирта и воды). В остальном же требования к «омывайке» не слишком строги – главное, чтобы она могла очистить стекло.
Как мы видим, вышеперечисленные требования к различным техническим жидкостям автомобиля довольно схожи. Это и широкий диапазон рабочих температур, и наличие антикоррозионных присадок, и высокая теплопроводность.
Что же произойдет при смешивании этих жидкостей ?
Самый распространенный случай – жидкость для стеклоомывателя залили «не туда».
Жидкость для стеклоомывателя и масло
Помним о том, что, кроме большого количества требований, моторное масло не должно ни испаряться, ни пениться.
Итак, попадание в масло жидкости для омывателя (по сути – спирта и воды), ведет к следующему:
Увеличится потребление топлива. Ухудшение смазывающих свойств масла и способности отводить тепло приведет к увеличению нагрузки на двигатель: он будет перегреваться, может «стукануть».
Вода в масле будет способствовать возникновению коррозии, и продукты износа будут в больших количествах скапливаться внутри двигателя, а затем забьют масляные каналы.
Наличие летучих, легко испаряемых фракций, а также разжижение масла ведут к тому, что даже при не слишком значительном износе поршневых колец или цилиндров, масло (точнее смесь масла, воды, спирта и спиртовых испарений) будет попадать в камеру сгорания. Кроме «грязного» выхлопа, это может привести к самопроизвольному набору оборотов двигателя (особенно на «дизелях»). Двигатель просто взорвется, если вовремя не вытащить ключ зажигания (а педали газа автомобиль слушаться перестанет).
К несчастью, все негативные последствия попадания «охлаждайки» в моторное масло будут проявляться не последовательно, а одновременно, поэтому даже небольшое количество охлаждающей жидкости в масле может привести к необратимым последствиям.
Если залить моторное масло вместо жидкости для омывателя, то, из-за гораздо большей плотности масла, забьются форсунки, сгорит электромотор опрыскивателя, масло разъест резинотехнические изделия.
Жидкость для стеклоомывателя и тормозная система
В зависимости от типа тормозной жидкости в ней может присутствовать то или иное количество спирта. Поэтому основную опасность при попадании жидкости для стеклоомывателя в тормозную систему представляет вода.
Вода способствует возникновению коррозии, появлению осадка, который вызывает ускоренный износ плунжерного насоса и клапанов гидроблока АБС. Но эта опасность меркнет перед опасностью возникновения воздушных (паровых) пробок.
При попадании даже малого количества воды (до 3,5%), тормозная жидкость меняет свои свойства: резко снижается температура кипения, увеличивается вероятность и интенсивность вспенивания. Это ведет к тому, что уже после нескольких резких торможений в системе образуются воздушные пробки, и тормоза перестают выполнять свою функцию.
При этом во время плавного вождения всего этого можно даже и не заметить.
Если же залить тормозную жидкость в бачек омывателя, эффект будет подобен использованию моторного масла – забьются форсунки, сгорит электромотор. Отличие будет заключаться лишь в том, что тормозная жидкость не разъест резиновые детали.
Жидкость для стеклоомывателя и «охлаждайка»
Охлаждающая жидкость, имеющая в своем составе спирты, и жидкость для омывателя не являются веществами, которые будут вступать в бурную реакцию с выделением газа, дыма и пр. Нежелательный процесс будет происходить на уровне присадок.
Обобщить это можно так: если жидкость для омывателя залить в радиатор – охлаждающая функция практически не изменится. А вот спрогнозировать взаимодействие присадок и добавок, присутствующих в обеих жидкостях – не представляется возможным.
Если же охлаждающую жидкость залить в бачек омывателя, то отмыть от грязи стекло такая жидкость будет не в состоянии.
Масло и тормозная жидкость
Несмотря на всю подобность обеих жидкостей – моторного масла и «тормозухи» – при смешивании им обеспечено, как минимум, снижение потребительских функций и конфликт присадок.
То есть, если в масле будет присутствовать тормозная жидкость, двигатель будет дымить, перегреваться. А если в тормозной системе будет моторное масло – тормоза могут оказаться неспособными выполнять свою функцию.
Масло и охлаждающая жидкость
Несмотря на то, что и масло, и «охлаждайка» отводят тепло от двигателя – делают они это все-таки по-разному.
Моторное масло в радиаторе, в первую очередь, приведет к перенагрузке помпы (водяного насоса) и термостата. Двигатель будет перегреваться, пока не будет отключен или не выйдет из строя.
Охлаждающая жидкость, попавшая в масло, приведет к возникновению эмульсии, двигатель будет дымить и перегреваться.
Тормозная жидкость и охлаждающая жидкость
«Тормозуха» в радиаторе (как и моторное масло), приведет к перенагрузке помпы и термостата, двигатель будет перегреваться. А охлаждающая жидкость выведет из строя тормозную систему.
Вода в радиатор
И, наконец, ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи: на современных машинах вода, в качестве охлаждающей жидкости, уже не справится с отводом тепла – вода быстро закипает, да еще и замерзает при температуре 0С. Кроме того, будет образовываться накипь, ржаветь радиатор.
Поэтому: при крайней необходимости воду в радиатор залить можно. Но при этом следует внимательно следить за температурой двигателя. Воду желательно использовать дистиллированную и при первой же возможности следует сменить весь объем антифриза.
Другие варианты
Рассказ будет неполным, если не упомянуть о том, что произойдет, если шины накачать не воздухом, а газом. Об этом см. в нашем материале «Что будет, если… в шины накачать газ».
А о том, что будет, если вместо бензина залить дизель (и наоборот) – мы также писали в одноименном материале.
Итог
Все технические жидкости автомобиля рассчитаны только на один вариант их использования. Даже, несмотря на кажущееся сходство составов, и различных характеристик, отличия на молекулярном уровне делает их несовместимыми.
Если вы случайно залили техническую жидкость «не в ту горловину» – промойте все загрязненные элементы и смените весь объем жидкости.
Источник: Автопортал
Tweet