Какие авто могут попасть под мобилизацию и какие «подводные камни» содержатся в новом законе
Верховная Рада приняла закон № 4785 от 28.04.2014 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации». Принятый закон фактически дает право мобилизовать для нужд армии любой автотранспорт.
В издании Delo.UA выяснило, какие транспортные средства подлежат мобилизации и какие "подводные камни" содержатся в законе №4785
Буква закона
Закон № 4785 призван удовлетворить транспортными средствами и техникой потребности Вооруженных Сил Украины или других военных формирований во время особого периода. Документ распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие госорганы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, которые обеспечивают эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан — владельцев транспортных средств.
«Предусмотрено, что порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется Кабинетом Министров, тем не менее КМУ соответствующий документ до настоящего времени не подготовил», — поясняет партнер, адвокат юридической фирмы «МБЛС» Андрей Мащенко.
Законом предусмотрено, что выполнение военно-транспортной обязанности по мобилизации (если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения) осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств у владельцев на условиях их возврата после объявления демобилизации. Привлечение ТС во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных госадминистраций.
Возвращение транспортных средств владельцу осуществляется в течение 90 календарных дней с момента объявления демобилизации. Порядок компенсации вреда, который нанесен транспортным средствам вследствие их привлечения при мобилизации, на данный момент не определен.
Захотели — забрали
Юристы указывают на многочисленные недоработки закона. Первое, законом не предусмотрено, какие именно категории ТС могут привлекаться к несению службы — таким образом, можно сделать вывод, что все.
Второе, правом на привлечение ТС закон наделяет Вооруженные силы Украины и другие военные формирования. «Несложно предположить, что под последними скрывается, в первую очередь, Национальная гвардия Украины», — комментирует юрист юридической фирмы «єПраво» Алeна Панчик.
Третье, местные госадминистрации определяют требуемые «объемы ТС по типу и марке» на основании представлений военных комиссариатов и принимают соответствующие решения о привлечении ТС. «Исходя из предписанного, делаем вывод об индивидуальности распоряжения для каждого ТС», — добавляет юрист.
Четвертое, ТС привлекаются с подписанием акта приема-передачи, в котором указывают состояние, балансовую стоимость ТС и данные о его владельце. Срок мобилизации — до 90 дней. Специального порядка эксплуатации ТС силовиками не установлено — значит, на их усмотрение.
Алена Панчик также обращает внимание на спорность примененных в законе формулировок «особенное положение», «кризисная ситуация» и т.д. «Ведь как ни назови, суть одна: ситуация, требующая применения силы в объемах, явно превышающих разумный порог для мирного времени. Что же это, если не чрезвычайное положение. Но мотивы законодателя в данном случае понятны и, как нам кажется, честны», — резюмирует юрист.
Как не сдать свой автомобиль на нужды армии
Глава Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко справедливо отметил, что внесенные изменения относительно мобилизации транспортных средств вызвали значительный резонанс среди общественности. Эксперт рассказал, чем «грозит» автовладельцам данный закон на самом деле и какие в нем есть «подводные камни».
В первую очередь Назаренко успокоил, сообщив, что не все транспортные средства нужны армии. «Стоит задать вопрос, какая автомобильная техника в первую очередь нужна армии? Это транспортные средства для перевозки большого количества грузов, людей и для подготовки/укрепления боевых позиций. То есть, это в первую очередь грузовики, автобусы, строительная и другая специальная техника на их базе. Высшие военные чины, которые пользуются легковым автотранспортом, пешком у нас никогда не ходили и автомобилями всегда были обеспечены», — разъяснил эксперт на своей странице в Facebook.
На базе этого суждения Назаренко убеждает, что с точки зрения реальных потребностей и здравого смысла легковые автомобили в «армию» призывать не будут. «Но не будем забывать, в каких реалиях мы сегодня живем. Например, о военных/милиции/местных администрациях, перешедших на „другую сторону“, и которые прикрываясь законами Украины могут попытаться использовать их в своих личных и корыстных интересах. Или просто о случаях откровенных злоупотреблений или воровства в украинской армии», — говорит Назаренко.
В связи с этим глава ВААИД назвал способы, как можно уберечь свой автомобиль от «незаконного захвата».
Первое: для начала гражданину Украины как физлицу будут обязаны вручить документ, «аналогичный» повестке в военкомат под роспись о получении. «Если бизнесмен/предприниматель/сотрудник активный, то его вряд ли застанут дома для вручения таких документов», — говорит Назаренко.
Второе, при попытке изъятия автомобиля может оказаться, что автомобиль не на ходу, например, отсутствуют элементы топливной системы или системы зажигания, что сделает невозможным его транспортировку.
Третье, закон предусматривает подписание акта приема-передачи транспортного средства. «Если человек считает, что его права нарушены, он может просто не подписывать данный документ», — отмечает глава ВААИД.
Четвертое, у гражданина есть возможность обратиться в суд и оспорить решение военкомата об изъятии, аргументируя, например, что автомобиль находится в кредите и является «кормильцем» всей семьи, состоящей из 4 человек и родителей на пенсии.
Пятое, в законе не прописано наказание за неисполнение закона, если человек отказался отдавать свой легковой автомобиль.
Шестое, для тех, кто ставит автомобиль на учет в органах ГАИ, есть еще одна возможность «минимизировать риски» — написать заявление о запрете передачи персональных данных третьим лицам. Соответственно, данные не попадут на стол «распределителям» чужого имущества.
Таким образом, «правила» закона носят скорее характер «добровольной передачи», нежели «принудительного изъятия».
Глава ВААИД также отмечает, что перед изъятием транспортного средства должна быть проведена его оценка, в то время как регламента и порядка такой оценки в законе не прописано, соответственно, кто и как будет ее делать — непонятно. Также закон прописывает необходимость компенсации стоимости автомобиля его владельцу, если автомобиль будет уничтожен. Напомним, что порядка и регламента осуществления такой компенсации тоже нет.
Вместе с тем КМУ не имеет права разрабатывать это процедуру, так как, согласно закону, компенсация должна быть проведена за средства госбюджета, а в госбюджете на 2014 год нет такой статьи расходов. «Соответственно, чтобы закон начал действовать, парламент должен вначале внести изменения в закон о госбюджете на 2014 год», — комментирует эксперт.
Источник: Delo.UA
Tweet