Гигантский пожар на нефтебазе: версии
Пожар в селе Крячки (Васильковский район Киевской области) на нефтебазе «Бытремстройматериалы» (БРСМ) стал крупнейшей техногенной аварией в Украине за последние десятилетия. Нефтебаза принадлежит национальной сети автозаправочных станций «БРСМ-Нафта», которую связывают с экс-министром экологии и природных ресурсов правительства Азарова Эдуардом Ставицким, сбежавшим в Израиль и якобы сменившим фамилию на Розенберг.
Нужно признать, к такому масштабу аварии никто, как оказалось, не готов. И.о. начальника Главного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Киеве Валерий Борисов заверил, что такого пожара в Украине не было с 60-х годов прошлого века.
Сейчас главная задача спасателей – не дать огню перекинуться на другие объекты. Но, вопрос «Кто виноват?» уже встал.
Всего к ликвидации пожара были привлечены 308 человек и 62 единицы техники. В том числе, от ГСЧС – 213 человек личного состава и 47 единиц техники, от Минобороны – 80 человек личного состава и 12 единиц техники, от «Укрзализныци» – 15 работников и три пожарных поезда. Был создан резерв личного состава в количестве 30 человек и резерв пенообразователя в количестве 25 тонн.
Известно также, что один человек (работник нефтебазы) погиб и 14 получили травмы (из них 7 – сотрудники ГСЧС). Также в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям сообщали о «потере связи» (пропали без вести) с тремя спасателями. Но позже МВД сообщило об их гибели. Огнем уничтожено около 10 единиц спасательной техники.
После обеда 9 июня ГСЧС начала эвакуировать население из двухкилометровой зонывокруг базы, из сел Крячки и Кобцы. По словам спасателей, если ситуация ухудшится, могут отселить людей с 10-километровой зоны вокруг эпицентра пожара. Васильковский горсовет порекомендовал вывезти из города детей и беременных женщин в связи с пожаром.
А жителям города посоветовали без крайней необходимости не выходить из помещений, держать окна закрытыми, не попадать под дождь и воздержаться от употребления фруктов и овощей с собственных огородов. Исследования воздуха в контрольных точках Киева, как заявил мэр Виталий Кличко, показали, что содержание в нем веществ, возникающих в процессах горения, превышает допустимые концентрации.
По словам главы ГСЧС Николая Чечеткина, на гашение пожара на нефтебазе возле Василькова уйдут еще приблизительно сутки. Пожарным удалось зайти уже на территорию «БРСМ» и приступить к ликвидации очагов возгорания непосредственно там.
В «БРСМ», что странно, не могли сказать, сколько точно топлива было на базе под Васильковом до взрыва. «Общий объем базы – 25 тысяч кубометров. Сейчас мы не можем сказать точно, сколько там по состоянию на сегодня было нефтепродуктов, но база была заполнена», – отметили в пресс-службе компании, пояснив, что конкретными цифрами владеет директор, однако он сейчас находится в больнице (кроме директора от взрыва пострадали еще три сотрудника нефтебазы, – «Главком»). По словам секретаря СНБО Александра Турчинова, согласно документации, там находилось около 14 тысяч тонн нефтепродуктов и высокоактивных компонентов топлива. Реальный объем станет известен уже после погашения пожара. На тот момент под угрозой возгорания находилась соседняя нефтебаза KLO и около десятка цистерн, в каждой из которых по 5 тысяч тонн топлива.
Нарушение правил безопасности…
На данный момент по факту пожара в МВД было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.273 уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или взрывоопасных цехах). Глава ГСЧС в Киеве Валерий Борисов считает, что вина в данной ситуации лежит на «БРСМ»: «Строили, как хотели, резервуар возле резервуара, расстояния не соблюдены, не было обвалования. Если бы соблюдали нормы, такого не было бы».
К соблюдению мер безопасности компанией у экспертов и ранее возникали вопросы.
«То, что мы наблюдаем сегодня, – яркая иллюстрация коррупции, которая существует в нашей стране, – отметил в разговоре с «Главкомом» директор ООО «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. – Первый звоночек прозвучал еще год назад, когда взорвался комплекс «БРСМ» в Переяслав-Хмельницком (22 апреля 2014 г. в Переяславе-Хмельницком (Киевская обл.) взлетела на воздух АЗС «БРСМ-Нафта», забрав с собой жизни нескольких человек, – «Главком»). Комиссия была однозначна в своих выводах: нарушение правил строительства, эксплуатации заправочных комплексов. Но никто тогда не сел, никого не наказали за эту трагедию». Такие системы безопасности, по словам эксперта, стоят миллионы – «намного проще дать взятку в несколько тысяч инспектору, чтобы он закрыл глаза на их отсутствие».
БРСМ не перерабатывает и не ввозит сырье в Украину, рассказал «Главкому» директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Бизнес-модель трейдера строится на продаже ходовых марок топлива, получаемых путем смешения низкооктановых нефтепродуктов с октаноповышающими добавками. «Бензин – очень сложная смесь, порядка 300 химических компонентов, причем этот «бульон» можно сварганить по разнообразным рецептам, если иметь в своем распоряжении талантливого химика-технолога, – объясняет эксперт. – Они покупают только компоненты автомобильного топлива и готовые нефтепродукты, завозят – откуда бог пошлет, поскольку нет долгосрочных или среднесрочных контрактов».
Такой принцип, по словам аналитика, позволяет значительно экономить: ряд компонентов не облагается акцизом: «их можно завести, не уплачивая 202 евро с тонны товара, а ограничившись только 30 долларами с тонны или вообще ничего не заплатив».
По данным OilNews, по итогам первого квартала 2015 года на «БРСМ» пришлось 18,25 тыс. т таких компонентов.
Приблизительно такой же объем нефтепродуктов мог находиться на взорвавшейся нефтебазе.
Стоит отметить, что в 2014 году группа БРСМ завезла на свои нефтебазы свыше 15 тыс. т октаноповышающей добавки «Октан-Еко» марки МК-4 российского производства, 9 тыс. т изопентановой фракции, 10 тыс. т газового конденсата, 7,4 тыс. т авиатоплива и других компонентов для производства нефтепродуктов.
На размах бизнес владельцем группы БРСМ, а также на то, как удается сэкономить на продаже «суррогата» вместо чистого бензина, проливают свет материалы судебного разбирательства, которые можно найти в Едином реестре судебных решений.
В соответствии с ними, с августа 2013 года по июль 2014 года фирма-импортер «Укртрансойл-2009», аффилированная с группой «БРСМ», изготовила моторное топливо альтернативное А-80, Е-4-Нормаль и топливо моторное альтернативное А-95, Е-50 Премиум плюс в объеме 43 тыс. т. К августу основная часть была распродана, в резервуарах осталось приблизительно треть объема.
При этом в мае Обуховский райсуд закрыл уголовное производство в отношении директора «Укратрансойл-2009», которого подозревали в уклонении от уплаты налогов на миллионы гривен.
Дело в том, что, согласно изменениям в налоговое законодательство от 31 июля 2014 года (вступили в силу 3 августа 2014 года), альтернативное топливо определено как подакцизный товар со ставкой 99 евро за тонну. Как утверждали в суде представители налогового органа, компания должна была зарегистрироваться как плательщик акцизного налога и уплачивать его, однако этого не делала. В результате, в августе – сентябре 2014 года компания продала свыше 5 тыс. т и сэкономила на акцизе и НДС свыше 10 млн. гривен. Позже суд снял обвинения, поскольку в начале года предприятие компенсировало в бюджет неуплаченную сумму.
Стоит отметить, что это не единственный случай, когда налоговики выдвигали претензии в адрес «Укртрансойла». 24 февраля 2015 года Обуховский райсуд Киевской области закрыл уголовное производство в отношении директора «Укратрансойл-2009» из-за неуплаты в бюджет миллиона гривен. В этом случае снять обвинения также помогла компенсация в бюджет.
Выбранная бизнес-модель при президентстве Виктора Януковича позволяла нефтетрейдеру расти как на дрожжах. За несколько лет число АЗС под брендом «БРСМ» выросло в четыре раза – до 139-ти. При таких темпах сложно избежать издержек. Например, таких как уже упомянутый взрыв автозаправки в Переяславе-Хмельницком. Тогда БРСМ сообщила о теракте, однако встречная версия указывала на грубые нарушения при проектировании и эксплуатации АЗС.
Проводить параллели может быть некорректно. В то же время, стоит отметить, что по соседству с горящей нефтебазой в селе Крячки расположена еще одна, связываемая с группой компаний «KLО». Летом прошлого года один из ее директоров был оштрафован на 340 гривен в связи с тем, что база была не оборудована средствами химической и радиационной защиты, не было плана защиты персонала на случай ЧП.
В свою очередь, Куюн отмечает, что на нефтебазе группы «БРСМ» имеются установки по смешению нефтепродуктов. «Эта нефтебаза – центр кустарного производства бензина во всей Киевской области», – говорит он. По данным СМИ, с начала 2015 года сюда было поставлено 119 тысяч тонн нефтепродуктов. Из них: более 21 тысячи тонн – компоненты для «суррогатного» производства, в том числе, 8 тысяч тонн октаноповышающих добавок и 6 тысяч тонн фракции изобутановой.
Непосредственно на базе велось смешение этих компонентов. «Не удивительно, – отмечает эксперт, что уже есть информация о том, что пожар начался в четыре часа вечера, и только в полшестого они вызвали спасателей. Была попытка скрыть как сам пожар, так и то, чем, вообще, занимались на этой базе. Но то, что там происходило, ни для кого не было секретом. Кроме, почему-то чиновников».
О том, что в ГСЧС знали, что на объекте отсутствуют необходимые противопожарные меры, сообщил и народный депутат Антон Геращенко. Более того, по его словам, ГСЧС неоднократно выносила компании «БРСМ» предписания о необходимости приведения своей нефтебазы в соответствие с государственными пожарными нормами, однако необходимые действия не предпринимались. Опасный объект не закрыли. «В европейской стране по обращению пожарной службы должно было быть принято решение о закрытии опасного объекта несоблюдающего нормы пожарной безопасности.
И никакие отмазки и взятки бы не прокатили. В Украине все по-другому. Предприниматели расценивают требования пожарных не как необходимость соблюдения пожарных норм, а как вымогательство. Хотя следует признать, что зачастую предпринимателю бывает дешевле дать «на лапу», чем выполнять требования», – признал нардеп.
Секретарь СНБО Турчинов уже отчитался, что кроме открытия уголовных дел, связанных с возникновением пожара и гибелью людей, также «открыто уголовное дело в отношении незаконности расположения двух нефтебаз в непосредственной близости от военной части». «Нефтебазы незаконно построили во времена Януковича, когда средства решали любые вопросы», – сказал он, отметив, что изъятие документов по делу уже началось. Все причастные к созданию этой небезопасной ситуации: кто давал разрешение на размещение этих баз, кто подписывал документы, по его словам, сядут на скамью подсудимых.
… или теракт?
В свою очередь, «БРСМ-Нафта» объясняет причину возникновения возгорания на своей нефтебазы внешним вмешательством и связывает это с продолжение террористических актов на объектах компаний (в течение 2014-2015 годов на заправках компании не единожды происходили взрывы или пожары, – «Главком»). Ранее компания заявляла, что 16 января на автозаправочном комплексе в городе Бровары (Киевская область) было обнаружено и обезврежено взрывное устройство. Об этом и еще двух фактах обнаружения взрывчатки, по словам пресс-службы компании, были уведомлены компетентные органы, в том числе и Служба безопасности Украины, но они не были до конца расследованы.
В компании также сообщили, что за 10 лет эксплуатации базы инцидентов не было. «Мы не допускаем, что был какой-либо технический сбой или халатность наших работников», – отметили там.
В «БРСМ» также раскритиковали работу пожарных при тушении. «Пожарные службы оказались не в состоянии даже на начальной стадии справиться с пожаром», – процитировали СМИ слова директора департамента стратегического маркетинга «БРСМ-Нафты» Александра Мельничука.
«Я не исключаю, что все это не было «несчастным случаем», – отметил в комментарии «Главкому» директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. – Кому это может быть выгодно – можно гадать, сколько угодно. Но дело в том, что у нас сейчас почему-то три негодяя: два больших – это Коломойский и Фирташ, и один поменьше – это Ставицкий и его «БРСМ-Нафта». Как будто на рынке существует только «БРСМ-Нафта», и только они суррогатом занимаются, а все другие белые и пушистые. Нет, они все оптимизируют качество, налоги».
«БРСМ-Нафта» связывают с беглым экс-министром энергетики и угольной промышленности Украины Эдуардом Ставицким, но в самой компании это опровергают. Ставицкий, занимавший пост министра энергетики Украины с декабря 2012 по февраль 2014 года, объявлен в розыск по линии Интерпола. Власти Украины разыскивают бывшего министра в рамках уголовного дела, возбужденного против украинского бизнесмена, владельца группы компаний ВЕТЭК Сергея Курченко. Курченко подозревают в присвоении имущества госпредприятия «Укргаздобыча», он также объявлен в розыск.
Напомним, 27 мая украинские правоохранители начала расследование в отношении руководителей заправок «БРСМ». По предварительной информации, главы группы компаний незаконно присвоили более 1,2 миллиарда гривен.
Версия денежно-политическая
В конце мая стало известно, что Главное следственное управление МВД расследует уголовное производства отношении руководства группы «БРСМ». По данным следствия, в 2014-2015 гг., злоупотребляя своим служебным положением, должностные лица бизнес-структуры, представляющие компании «БРСМ-Нафта», «БРСМ», «Укртрансоил-2009», «Росукрэнергохолдинг», «Биотехнологии-2000», «Элемент Оил», «Бел-оил», «Нефтесбыт», «АЗС-оил», «Нефте Синтез», «Укрнефтетрейдинг», незаконно завладели 1,2 млрд грн, «путем незаконного приобретения, производства и сбыта нефтепродуктов». Согласно пресс-службе МВД, открыто уголовное производство по статье о завладении чужим имуществом в особо крупных размерах.
Стоит отметить, что у нескольких из упоминаемых выше компаний, связанных с группой БРСМ, и ранее были проблемы с контролирующих либо правоохранительными органами.
Так, в конце минувшего лета после обысков была заблокирована работа нефтебазы в Переяслав-Хмельницком, принадежащей «БРСМ-Нафта», и которую использует «Укратрансойл-2009». Были опломбированы насосная станция, все помещения, резервуары. В отношении компании «Укратрансойл-2009» было открыто уголовное производство.
20 сентября 2014 года работа тринадцати АЗС «БРСМ-Нафта» в Бориспольском, Васильковском и Обуховском районах столичной области была остановлена силовиками. А перед этим аналогичная ситуация произошла с одиннадцатью автозаправочными станциями «БРСМ-Нафты» в Харьковской области после проведения проверок
В неуплате налогов на три миллиона кроме «Укртрансойла» обвиняли и компанию «Элемент Ойл». Кроме того, стоит отметить, что последняя принимала участие в тендере, который закончился крупнейшим скандалом в Министерстве обороны. Напомним, в декабре 2014 года стало известно, что Главной военной прокуратурой Генпрокуратуры закончено досудебное расследование по подозрению бывшего директора Департамента госзакупок Минобороны в многомиллионном ущербе на сумму более 440 млн грн.»
Также стоит отметить, что в судах сейчас рассматриваются крупные хозяйственные иски, связанные с фирмой «Укртрансойл- 2009». Последняя судится с двумя фирмами из Гонконга, созданными в феврале 2014 года, накануне бегства команды Януковича из Украины.
От компании «Голден Гейт Интернешнл Холдингз Лимитед «Укртрансойл» требует 1,8 млн долларов. От «Нью Глоуб Корпорейшн Лимитед» – 10,9 млн гривен.
Напомним, после бегства правящей верхушки из Украины сеть АЗС, которую в СМИ связывали с Эдуардом Ставицким купил голландский инвестфонд FreezeOil Fund предпринимателя Руля Пипера (Roel Pieper). Журналисты уже успели усомниться в реалистичности сделки, поскольку «голландский» бизнес был создан летом 2014 года, а сайт поддерживается российским провайдером ООО «Интернет-Хостинг» и расположен по российскому IP-адресу. Сам господин Пипер фигурировал в скандалах, связанных с инвестпроектами в России.
Авторs: Катерина Пешко, Федор Орищук, «Главком»
Tweet