Опасные дороги: почему ДТП уносят больше жизней украинцев, чем война

В последнее время смерть стала слишком частым попутчиком на украинских дорогах. Данные Нацполиции свидетельствуют, что шансы погибнуть в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) для украинцев вчетверо выше, чем вероятность пасть в зоне АТО: в 2015‑м в авариях расстались с жизнью 3,9 тыс. человек, а на Донбассе армия за тот же период безвозвратно потеряла 1,1 тыс. военнослужащих.

В  журнале НОВОЕ ВРЕМЯ исследовали эту проблему.

Война на дорогах

За последние полтора года в ДТП на мирных дорогах погибло вчетверо больше украинцев, чем за тот же период в зоне боевых действий на востоке страны

Подходя к автобусной остановке в районе станции столичного метро Петровка, 25‑летняя киевлянка Юлия Кашпар — обычный офисный работник, сотрудница банка,— меняется в лице. Совсем недавно — 20 июня — на этом месте в толпу ожидающих общественного транспорта людей с разгона въехал автомобиль Opel Vectra: его 28‑летний водитель Стас Пылыпив не справился с управлением. Пострадали семь человек. Шестерых с тяжелыми травмами эвакуировали в больницу, а седьмую жертву — мать Кашпар — повезли в другое место.

“Мама сразу умерла. Травмы были несовместимы с жизнью”,— с дрожью в голосе рассказывает киевлянка.

В последнее время смерть стала слишком частым попутчиком на украинских дорогах. Данные Нацполиции свидетельствуют, что шансы погибнуть в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) для украинцев вчетверо выше, чем вероятность пасть в зоне АТО: в 2015‑м в авариях расстались с жизнью 3,9 тыс. человек, а на Донбассе армия за тот же период безвозвратно потеряла 1,1 тыс. военнослужащих.

И на этом скользком пути украинцы лишь сильнее давят на педаль газа: смертность в ДТП в пересчете на 100 тыс. населения уже превысила показатель 2012 года. Хотя тогда в официальной статистике учитывались Крым и самые густонаселенные районы Донбасса, ныне находящиеся под контролем так называемых республик.

Число травмированных пассажиров, водителей и пешеходов тоже увеличивается. За первое полугодие 2016‑го пострадали 15,5 тыс. человек, в то время как за аналогичный период 2015‑го — 12,1 тыс.

В стране растет не только травматизм, но и общее число ДТП: за весь прошлый год произошло 134 тыс. случаев аварий и наездов, а всего за шесть месяцев 2016‑го — 72 тыс. случаев, что по итогам года может вылиться в более чем 140 тыс. происшествий.

Основными причинами нарастающего числа дорожных бед в Нацполиции называют превышение скорости движения, не­умелое маневрирование, езду в нетрезвом состоянии.

Да еще и новые полицейские, по мнению Богдана Глядика, партнера юркомпании АвтоЮрист, которая занимается ДТП, плохо обрабатывают аварийные случаи и совсем не ведут профилактику.

Вдобавок ко всему в Украине можно уйти от ответственности при совершении ДТП, тяжело доказать вину в смертельной аварии и добиться страховых выплат.

“Анархия воцарилась на украинских трассах”,— возмущается Глядик.

раст1

Опасные дороги

У киевлянки Елены Мазуркевич в начале апреля погиб муж. Он не гонял на своем автомобиле по городу, не нарушал правил — просто садился в припаркованную машину на одной из столичных улиц. В нее и влетела сзади Honda Accord Coupe — скорость виновника ДТП была столь велика, что оба автомобиля, уже слепившись в ком, протащились по дороге еще несколько десятков метров.

Муж Мазуркевич был еще жив, когда его извлекли из груды металла. Но помощи он не дождался: виновник принялся обсуждать по телефону вечеринку с друзьями, и пострадавший умер от внутреннего кровотечения.

Статистика говорит, что именно столица — самый опасный для всех участников движения регион страны. В прошлом году в Киеве произошло 35,8 тыс. ДТП. У занявшей второе место Одесской области число дорожных происшествий вдвое меньше — 12 тыс. Далее идет Харьковщина со своими 10 тыс. случаев.

ЖЕРТВА ГАЗЕЛИ: Три месяца назад в машину, в которой ехала Наталия Пасичник, врезалась Газель. Водителя-нарушителя не нашли до сих пор

ЖЕРТВА ГАЗЕЛИ: Три месяца назад в машину, в которой ехала Наталия Пасичник, врезалась Газель. Водителя-нарушителя не нашли до сих пор

По уровню ДТП со смертельным исходом Киев опережает многие крупные европейские города. Ежегодно здесь на каждые 100 тыс. жителей фиксируют примерно 4,6 случаев летального исхода для участников аварий. По данным же Европейского совета безопасности дорожного движения, в Берлине этот показатель равен 1,6, а в Лондоне — 2,5.

Отечественные показатели и в целом выглядят пугающими по европейским меркам. По данным Всемирной организации здоровья, в Швеции — одной из самых благополучных стран Старого Света по уличной безопасности — коэффициент смертности в ДТП равен 2,8 на 100 тыс. человек. Украинский уровень в три раза хуже — 10,8 смертей на 100 тыс. человек. Он заметно превышает не только шведский, но и аналогичные коэффициенты для Германии — 4,3, Франции — 5,1 и даже экспрессивной Италии — 6,1. Из стран ЕС ближе всего к Украине Польша — 10,3 и Литва — 10,6 смертей на 100 тыс. населения.

Лихачи и дороги

Виктор Загреба, глава общественной инициативы Vision Zero, занимающийся проблемами безопасности дорожного движения, готов любому чиновнику или журналисту продемонстрировать самую распространенную причину украинских ДТП. Он выходит на оживленную киевскую Днепровскую набережную посреди рабочего дня. Включает прибор Визир, измеряющий скорость движения едущих мимо машин. Направляет на дорогу и за 15 минут фиксирует десяток случаев превышения дозволенной в городе скорости — 60 км/ч. Причем водители едут не просто быстрее, а быстрее в полтора-два раза.

В Нацполиции именно превышение скорости называют главной причиной ДТП, в результате которых есть пострадавшие — 5,5 тыс. случаев по стране за 2015 год. Далее — по убывающей — идут аварии при маневрах (3,3 тыс.) и вождение в состоянии алкогольного опьянения (2,3 тыс. случаев).

Пьянство все уверенней выходит на первые роли в статистике дорожных происшествий. Только за первые полгода 2016‑го водители-выпивохи стали причиной 1,2 тыс. аварий — это плюс 26% к аналогичному прошлогоднему показателю. Имея в виду и этот показатель, Загреба после эксперимента с Визиром констатировал: “В последнее время на дорогах стало больше беспорядка”.

Вслед за пьянством идет неправильный проезд перекрестков, несоблюдение дистанции, переход дороги в неустановленном месте, нарушения при проезде пешеходных переходов. Последняя из топ-причин тяжелых аварий — выезд на встречную.

В целом же жертвой каждого 20‑го ДТП с пострадавшими в Украине становятся как раз пешеходы.

НЕУДЕРЖИМЫЕ: Виктор Загреба с помощью спецприбора доказывает, что скоростной режим в Киеве нарушают многие

НЕУДЕРЖИМЫЕ: Виктор Загреба с помощью спецприбора доказывает, что скоростной режим в Киеве нарушают многие

Многие эксперты говорят еще об одной — скрытой — причине серьезных аварий: плохом состоянии дорог и неудовлетворительном оборудовании пешеходных переходов.

Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий, поясняет: даже если ориентироваться на советские стандарты, то сегодня 90% дорожного покрытия не дотягивают до нормы. Но при оформлении ДТП на это, как правило, не обращают внимания — статистика Нацполиции указывает лишь три десятка случаев, когда дефекты полотна названы причиной аварий. А ведь речь может идти о торчащих канализационных люках, глубоких ямах и прочих препятствиях, реагируя на которые водители могут провоцировать столкновение. Но доказывать вину Укравтодора никто не хочет — хлопотно. Вот инспектора и записывают иные причины ДТП.

Провоцирует нарушителей и относительная безнаказанность. Причем даже для тех, кто виновен в самых серьезных авариях.

Об этом теперь знает беременная киевлянка Наталия Пасичник. 29 апреля в машину, в которой она сидела на пассажирском сиденьи, сзади въехала двигавшаяся на большой скорости Газель. Женщина попала в больницу с пятью переломами черепа. “Водитель Газели сбежал. И полиция его так и не нашла”,— говорит Пасичник.

И подобное — не редкость: по данным Генпрокуратуры, в 2015 году из 10,9 тыс. случаев аварий, по которым возбудили уголовные дела, до суда полиция довела лишь 2,6 тыс. эпизодов.

Но и судебное разбирательство может закончиться ничем. Адвокат Игорь Чудовский поясняет, что люди в мантиях порой могут даже не назначить компенсации потерпевшему. А его коллега Глядик напоминает, что за всю историю страны реально не посадили ни одного виновного в смертельном ДТП. “Тяжело доказать вину, доказать, что виновник убил жертву сознательно. Поэтому зачастую присуждают условные сроки или штрафы”,— говорит он.

На дорогах стало больше беспорядка

Вот и Кашпар, чья мать погибла на остановке, опасается подобного итога. “Для меня самое страшное, что дело могут закрыть. Присудить условное наказание на пару лет и лишение прав на три года”,— признается она.

В целом картина аварийности и смертности на украинских дорогах впечатляет, но на самом деле она еще печальнее, чем в официальных отчетах полиции. Статистика от правоохранителей, как уточняет Загреба, не содержит данных о тех, кто умер после ДТП уже в больнице. Он приводит такие цифры от Нацполиции: за первое полугодие 2016 года в стране в авариях погибло 1,4 тыс. человек (–11% к предыдущему периоду), а получили травмы 15 тыс. человек (+27% к прошлому полугодию). “Невозможно одновременное увеличение количества травмированных и уменьшение погибших, ведь эти два фактора связаны друг с другом”,— уверен эксперт.

Карающий штраф закона

Когда речь заходит о том, что делать, юрист Глядик категоричен: в первую очередь усилить наказание.

“Управление автомобилем в состоянии опьянения вообще нужно криминализировать. Уголовная ответственность должна предусматривать огромный штраф, арест, общественные и исправительные работы. И даже ограничение свободы”,— говорит он.

Эксперт приводит в пример США: там существует система накопления штрафных очков, которая позволяет выявлять злостных нарушителей.

В Украине с августа этого года Верховная Рада увеличила штрафы для водителей-выпивох: если раньше они могли отделаться испугом и штрафом в 3 тыс. грн., то теперь наказание доходит до 40 тыс. грн, вдобавок их лишат прав на год. За повторное нарушение от вождения отлучат на два года, а затем — и на десять лет.

Однако Загреба уверен, что даже это позитивное новшество кардинально не изменит ситуацию. Мол, полиция не имеет права остановить водителя и проверить, трезв ли он. Алкотест в стране проводят только после ДТП. “А вот в Штатах полицейские свободно могут проверить, не пьян ли водитель. А значит, и предотвратить ДТП”,— рассказывает эксперт, который учился в США и защитил там работу по безопасности движения.

Нынешняя Украина напоминает Загребе Европу образца 1970–80‑х, столкнувшуюся с валом аварий. Тамошние политики нашли выход — резко увеличили штрафы, в том числе и для пешеходов. И тем самым переломили тенденцию — аварийность на европейских дорогах пошла вниз.

Именно так, рассказывает польский журналист Михаил Потоцкий, поступили власти его родины. И за 20 с небольшим лет аварийность в Польше снизилась с 53 тыс. случаев за год до 32 тыс. И это притом что количество автомобилей в стране неуклонно росло.

ПОСЛЕДНЯЯ ОСТАНОВКА: Киевлянка Юлия Кашпар стоит на том месте, где под колесами вылетевшего на обочину автомобиля погибла ее мать, ожидавшая общественный транспорт

ПОСЛЕДНЯЯ ОСТАНОВКА: Киевлянка Юлия Кашпар стоит на том месте, где под колесами вылетевшего на обочину автомобиля погибла ее мать, ожидавшая общественный транспорт

Сегодня денежная узда в ЕС жестка и ощутимо бьет по карману нарушителя. Так, во Франции водитель, не уступивший пешеходу на переходе, заплатит до €375 при средней зарплате по стране в €2 ,6 тыс. В Украине за сходное нарушение автовладелец отдаст 255 грн, а средний заработок в стране равен 4,3 тыс. грн.

В Норвегии за превышение скорости на 65 км/ч водителя могут арестовать на 18 суток и аннулировать права. А размер штрафа достигнет половины зарплаты нарушителя. Украинец за подобный инцидент заплатит всего 510 грн. Аварийность у скандинавов втрое ниже, чем в Украине.

В стране проблема еще и с фиксацией нарушений — патрульных не хватает, а автоматических камер всего три: они работают в тестовом режиме с 4 июля 2016 года. Тем не менее глава Нацполиции Хатия Деканоидзе обещает, что уже с сентября таких радаров будет больше, и они начнут функционировать в полную силу.

Но делу неотвратимости наказания это мало поможет: по словам Артема Шевченко, директора Департамента коммуникаций МВД Украины, у правоохранителей даже нет точных расчетов того, сколько денег им нужно для повсеместной видеофиксации. “Это несколько миллиардов гривен. И вопрос, где их взять, он к правительству, а не к МВД”,— говорит Шевченко.

Есть и законодательная загвоздка. Как поясняет Глядик, депутаты и МВД еще в 2008 году решили штрафовать именно владельцев автомобилей, независимо от того, кто де-факто был за рулем и нарушил правила. Но в 2010‑м Конституционный суд признал эту норму незаконной. “Возникает дилемма: машина нарушила правила, но кто виноват? На кого выписывать штраф? Пока с этим в полиции не разберутся, автофиксация не заработает”,— уверен юрист.

Тем временем в парламенте, по словам народного депутата Антона Геращенко, советника главы МВД, законодатели планируют ужесточать штрафы. Он сам внес закон о снижении минимально допустимого уровня алкоголя в крови водителя — до 0,3 промилле. “Это пол-литра пива или бокал вина”,— объясняет Геращенко. Такой принцип, по его словам, действует во многих европейских странах.

В Нацполиции планы менее определенные. По словам Евгения Жукова, представителя полицейского ведомства, там хотели бы пересмотреть систему дорожного движения, а также активней контролировать техсостояние транспорта.

А вот Загреба, вдохновленный американский опытом, выступает за системный подход. Мол, в США есть спецструктура, которая анализирует все данные по местам, где чаще всего случаются аварии. И эксперты решают, что нужно изменить в каждом конкретном случае. “У нас же все делается хаоти­чески. Значит, аварий станет больше, а гибель людей на дорогах превратится в масштабную катастрофу”,— заключает Загреба.

Автор: Максим Бутченко, журнал НОВОЕ ВРЕМЯ № 30

You may also like...