Взятки реальные – сроки условные. В Николаевской области взяточников не сажают?
За последние несколько лет Николаевская область стремительно ворвалась во всеукраинский рейтинг коррупционных скандалов. То и дело на получении крупных взяток задерживают николаевских чиновников, депутатов и правоохранителей. Обыски, «маски-шоу» и задержания «на горячем» нередко сопровождаются громкими заявлениями топ-правоохранителей уровня Генпрокурора, в которых те обещают быстрые расследования и мгновенный арест взяточников.
Журналисты ЦЖР решили выяснить, чем же на самом деле заканчиваются громкие задержания – сколько коррупционеров оказались за решеткой, а кто из них так и не понес наказания.
ПРЕДЕЛ БЕЗНАКАЗАННОСТИ
В марте этого года о Николаеве в очередной раз заговорили на национальных каналах. На этот раз поводом послужил приговор Центрального районного суда города по делу трёхлетней давности. За получение неправомерной выгоды в размере 240 тысяч гривен бывшего начальника налоговой инспекции Жовтневого района Николаева наказали… штрафом в размере 17 тысяч гривен.
О Вячеславе Турице, которого задержали «на горячем» в июне 2015 года, тогда не говорил только ленивый. Следствие установило, что налоговик получил неправомерную выгоду от руководителя николаевской фирмы ООО «Лика-О». На то время подчиненные Турицы, проводя очередную проверку, обнаружили, что фирма уклоняется от налогообложения, о чем и доложили своему начальнику. Начальник налоговой не растерялся и сообщил руководителю фирмы, что может решить эту проблему, как и все последующие за ней. Цена вопроса составила 1% от общей суммы проведенных фирмой хозяйственных операций за один календарный месяц (на тот момент 240 тысяч). Но не сложилось. На получении первой же взятки от предпринимателя Турицу задержали.
Экс-начальник Жовтневой налоговой Вячеслав Турица.
В результате проведения досудебного расследования уже экс-налоговику вменяли ч. 2 ст. 369 Уголовного кодекса Украины – «Принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды для себя или третьего лица за влияние на принятие решения особой, уполномоченной на выполнение функций государства, или предложение или обещание оказать влияние за предоставление такой выгоды». Санкция такой статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 750 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Однако экс-налоговику повезло – за решетку он не сел. Хотя и вины своей он ни во время следствия, ни в суде не признавал, – позже все-таки сознался в совершении коррупционного преступления и принял решение пойти на сделку с прокуратурой. Благодаря такому «маневру» Вячеслав Турица отделался штрафом в 17 тысяч гривен – 1000 необлагаемых минимумов. Помимо этого, ему пришлось оплатить судебные затраты на экспертизы – в общей сложности 18200 гривен.
Хотя 17 тысяч штрафа и еще 18 тысяч компенсации за привлечение экспертов для семейного бюджета Турицы – капля в море. Только за то, чтобы на время досудебного расследования выйти из СИЗО, он без проблем внес залог в десятки раз больше – 750 тысяч гривен.
Таким образом, сумма штрафа, выплаченного экс-налоговиком, оказалась почти в 15 раз меньше суммы полученной неправомерной выгоды, на которой его «взяли» правоохранители.
Как оказалось, Вячеслав Турица – далеко не единственный николаевский коррупционер, которому посчастливилось отделаться «легким испугом».
ПРОВАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
«Николаевская область вошла в тройку лидеров Украины по раскрытию преступлений» – заявил во время недавнего брифинга прокурор области Тарас Дунас. Такой показатель был наработан за первое полугодие 2018. Однако в ходе своего журналистского исследования репортеры ЦЖР пришли к совершенно противоположному выводу. Если проанализировать дела, связанные с раскрытием коррупционных преступлений с момента реформирования правоохранительной системы – с 2014 по 2018 год, то картина складывается отнюдь не радужная.
Совместный брифинг руководителей правоохранительных органов Николаевской области.
Для того чтобы понять, сколько коррупционеров понесли реальное наказание за взяточничество, а кто из них оказался на свободе или даже продолжает занимать свои должности, мы отправили несколько информационных запросов – в полицию и прокуратуру. Нас интересовали общие показатели – количество зарегистрированных производств, сколько из них были переданы в суд и какие решения по ним судом были приняты.
Оказалось, что даже такие простые показатели, по которым формируют отчеты и статистику, у николаевских правоохранителей получить далеко не просто.
К примеру, следственное управление ГУНП в Николаевской области на наш объемный запрос дало ответ только на один пункт – о количестве зарегистрированных уголовных производств, связанных с коррупцией. Информацию о том, по скольким из них были завершены расследования и материалы переданы в суд, в полиции почему-то посчитали тайной следствия.
Еще дальше пошла прокуратура Николаевской области – мы не получили ответа ни на один вопрос. Там нам сообщили, что часть запрашиваемой информации размещена на их официальном сайте, мол, найдите ее сами. Остальную информацию нам не смогли предоставить либо по причине отсутствия статистики, либо из-за ее «секретности».
Полным оказался только ответ полиции на запрос о количестве административных протоколов за коррупционные правонарушения, составленных в период с 2014 по 2018 года. Для управления информационно-аналитической поддержки ГУНП не показалась секретной ни информация о количестве переданных в суд протоколов, ни о количестве принятых им решений.
В полиции нам сообщили, что за весь период, с 2014 по 2018 год, в Николаевской области в суд было направлено 509 админпротоколов о правонарушениях, связанных с коррупцией. Но оказалось, что даже по административным статьям коррупционеров далеко не всегда наказывают. По 278-ми из зарегистрированных дел суд принял решение о наложении штрафа на правонарушителей. Еще 138 дел было закрыто – то ли по причине отсутствия состава преступления, то ли в связи с окончанием срока давности.
Мы поинтересовались у руководительницы отдела коммуникации областной полиции Елены Бережной, почему в следственном управлении нам отказали в предоставлении общественно важной, а главное – публичной информации. Не говорит ли этот отказ о том, что полиции есть что умалчивать и на самом деле нечем хвастаться?
Исходя из того, что следствие вам очень подробно дало возможную информацию, а персональные данные досудебного расследования очень подробно и со ссылкой на законодательство объяснили, почему дать не могут, нет необходимости что-то еще комментировать. Поэтому в тот же день, когда вы прислали запрос, он был направлен для ответа в юридический отдел, и ответ вы получите в ближайшее время, согласно действующего законодательства”, – ответила спикер ГУНП в Николаевской области Елена Бережная.
Однако на момент публикации материала ответа юротдела полиции мы не получили.
УСПЕХИ РЕФОРМЫ
Из-за отказа полиции в предоставлении информации о количестве завершенных уголовных производств в отношении коррупционеров нам пришлось искать эти данные самостоятельно. Для этого мы выбрали все статьи из уголовного кодекса Украины, связанные с коррупционными правонарушениями, и посчитали, сколько производств по каждой из них рассматривалось в николаевских судах за последние пять лет.
Полученные из Единого реестра судебных решений данные мы сравнили с количеством зарегистрированных по этим статьям производств за тот же период. Разница – налицо.
Получается, что из всех уголовных производств, открытых в отношении николаевских коррупционеров, в суд идет в лучшем случае десятая часть. Остальные так и остаются незавершенными, а сами взяточники не только остаются на свободе, но иногда даже продолжают занимать «хлебные» должности, и, вероятно, по сей день брать взятки.
Тогда мы задались вопросом, а как сложилась судьба тех уголовных дел, которые все-таки попали в суд? С помощью Единого реестре судебных решений мы изучили самые громкие коррупционные дела последних лет в Николаеве и выяснили, чем они завершились.
НАЛОГ НА ВЗЯТКУ
Летом 2016 года сотрудники Государственной налоговой инспекции Центрального района Николаева публично обвинили первого замглавы Романа Подгородинского в «крышевании» предпринимателей. А спустя месяц обвинения подтвердились – сотрудники СБУ, прокуратуры и отдела внутренней безопасности ГФС задержали посредника во время передачи третьей части взятки, 250-и тысяч гривен. Эти деньги предназначались тому самому Роману Подгородинскому.
Экс-первый заместитель начальника ГФС Николаевской области Роман Подгородинский.
В кабинете фискала провели обыск и выяснили, что деньги он брал за закрытие производства в отношении одного из местных предпринимателей. Общая сумма взятки составила 700 тысяч гривен. Как сообщили правоохранители, первые две передачи неправомерной выгоды проходили под контролем военной прокуратуры и отдела «К» УСБУ в Николаевской области.
По данному факту было открыто уголовное производство по ст. 368-4 и ст. 364, ст. 369-2 УК Украины. В день избрания меры пресечения Подгородинский внес залог в сумме 1 млн 156 тыс грн и вышел из СИЗО. Следователям и прокурорам понадобился почти год, чтобы направить в суд обвинительный акт в отношении него. В марте 2017 года началось рассмотрение дела по существу, но судебное разбирательство длится до сих пор.
За это время Подгородинский пытался восстановиться в должности, а также требовал компенсировать ему среднюю зарплату, потерянную в результате отстранения от должности, но апелляционный суд отказал Подгородинскому в удовлетворении иска против ГФС в Николаевской области. Но даже тогда экс-фискал не успокоился и подал кассационную жалобу, по которой на данный момент открыто производство и вскоре будет принято решение.
Вероятно, Роман Подгородинский решил последовать успешному примеру своего экс-начальника Владимира Копицы. Экс-начальник ГФС в Николаевской области Копица был уволен в октябре 2015 года самым скандальным украинским фискалом – начальником ГФС Романом Насировым. К слову, Копицу николаевские предприниматели также обвиняли во взяточничестве, а решение о его увольнениибыло принято в связи с непринятием действенных мер по предотвращению коррупции среди его подчиненных.
Освободившуюся должность тогда занял его первый зам, Роман Подгородинский, который позже “погорел” на взятке. А самому Копице в марте этого года удалось восстановиться в должности начальника ГФС в Николаевской области. Основанием для его восстановления стали постановления Одесского апелляционного административного суда от 1 марта 2016 года и Высшего административного суда Украины от 1 февраля 2017 года. Фискальную службу в Николаеве он возглавляет и сегодня.
ТАМОЖНЯ БЕРЕТ «ДОБРО»
Летом прошлого года в Николаеве правоохранители задержали “на горячем” еще одного коррупционера. На этот раз им оказался высокопоставленный таможенник – Роман Колокот, начальник управления тарифов Николаевской таможни.
Колокота задержали с поличным, когда он выходил из почтового отделения с посылкой. Сумма взятки составила 300 долларов – это была третья часть неправомерной выгоды, общая сумма которой составила 900 долларов США.
Фото с момента задержания экс-таможенника Романа Колокота.
Потерпевший по делу рассказал, что Колокот и еще один сотрудник таможни требовали с него дань в размере 100 долларов за беспрепятственный проезд одного контейнера с товаром.
Как сообщили позже в полиции, такие действия со стороны Колокота были систематическими – он, создавая предпринимателям искусственные препятствия, регулярно вымогал с них деньги за таможенное оформление товара.
Ему инкриминировали преступление по ст. 368-3 УК Украины. Согласно данным судебного реестра, по делу Колокота прошло только одно слушание – суд отстранил его от должности и отпустил под ночной домашний арест. Следующее заседание и слушание по сути было назначено еще на 22 декабря прошлого года, однако в Едином реестре судебных решений по этому делу никакой обновленной информации нет. Похоже, дело Колокота, как и многие другие, попросту повисло в воздухе.
ВЗЯТКИ НА ЗДОРОВЬЕ
Еще одно громкое задержание произошло в Николаеве в марте 2015 года. Во время получения второй части взятки в размере 32 тысячи гривен «на горячем» задержали Павла Тымкив, зама руководителя отделения Антимонопольного комитета в Николаевской области.
Заместитель руководителя отделения АМКУ в Николаевской области Павел Тымкив.
Как сообщили правоохранители, он требовал деньги от представителя коммерческой организации за назначение меньшей суммы штрафных санкций, примененных фирме за нарушения в соблюдении тендерной процедуры. Также он должен был не внести информацию о нарушениях в реестр, чтобы фирма могла принимать участие в тендерных закупках и в дальнейшем.
Действия Павла Тымкив квалифицировали по ст. 368-3 УК Украины. Уже спустя два месяца обвинительный акт в отношении него был передан в суд. А в ноябре 2016 года сторона защиты предоставила суду справку о том, что обвиняемый находится в Одессе на стационарном лечении, якобы у него появились серьезные проблемы со зрением. В связи с этим судья Скрипченко остановила рассмотрение дела до выздоровления подозреваемого.
Однако проблемы со здоровьем не стали помехой для возвращения Тымкива на рабочее место. По состоянию на июль 2018 года он так и не был отстранен от работы. Зато уголовное производство в отношении него до сих пор не закрыто, а рассмотрение дела в суде – заморозили.
Получается, что в Николаеве красивая статистика раскрытых уголовных преступлений вовсе не означает, что преступники на самом деле оказываются за решеткой. По крайней мере это касается производств, связанных с коррупцией.
И пока украинцы, затаив дыхание, ожидают создания Антикоррупционного суда, очередные коррупционные дела продолжают разваливаться на глазах. Будут ли наказаны те, кто «погорел» на коррупции в Николаеве совсем недавно, – такие как депутат городского совета Игорь Копейка, замначальника Укртрансбезопасности Леонид Костенко, начальник СИЗО Роман Цыбуля – покажет время. А пока правоохранители собирают против коррупционеров “железные” доказательства, они продолжают находиться на свободе, а иногда даже представлять интересы громады. И на своем примере показывают остальным власть имущим, что «попасться на горячем» не всегда означает оказаться за решеткой.
Автор: Алеся Баранцевич, Центр журналистских расследований
Tweet