В деле об убийстве директоров «Керчьвнештранса» точка не поставлена?
Убийства в Керчи двух генеральных директоров ЗАО «Керчьвнештранс» Валентины Синельниковой и Александра Михальченко, которые произошли в 1999 — 2000 годах, официально объявлены раскрытыми. Перед судом предстал юрист этого предприятия Александр Петренко, который, сознавшись в содеянном, был приговорен к пожизненному заключению. Однако до сих пор остается загадкой, по чьему заказу сработал киллер-юрист? Автор: Юлия Исрафилова, Крым, Первая Крымская
Ведь совершенно нелепо предполагать, что Петренко таким образом расчищал именно себе дорогу к директорскому креслу. Должность эта выборная, и одного желания здесь мало.
Человек в маске
В 90-х годах керченское предприятие «Керчьвнештранс» было одним из самых именитых и прибыльных в Крыму. Занималось оно поставками металла через Турцию в США. На тот момент директором этой крупной фирмы была Валентина Синельникова — опытный руководитель и грамотный специалист. Однако занимать директорскую должность Валентине Григорьевне суждено было до 19 февраля 1999 года. Именно в этот день она была убита неизвестным киллером.
После рабочего дня, около 7 часов вечера, Синельникова выходила из офиса своей фирмы. На стоянке ее поджидала служебная машина. Как только директор вместе с подругой села в автомобиль и водитель попытался завести машину, из-за кустов появился человек в черной маске и, подбежав, выстрелил из пистолета системы ТТ сначала в водителя, а затем в Синельникову. Потом неизвестный открыл двери автомобиля, посмотрел на оставшуюся в живых, но насмерть перепуганную подругу директора, приложил палец к губам и, схватив сумку убитой Синельниковой, нырнул в кусты. Как выяснилось позже, в сумке было около 50 тыс. долларов: Синельникова собиралась утром ехать в Киев для заключения какого-то договора.
Сумку убитой правоохранители нашли в кустах — денег в ней не оказалось. Естественно, что одной из выдвигаемых версий был разбой с целью похищения крупной суммы. Но зачем было убивать двух человек, при этом оставив в живых третьего? Да и откуда просочилась информация о том, что у Синельниковой будут при себе такие деньги? В общем, вопросы возникали…
Возникали они и потом, в течение почти двух лет. На протяжении этого времени шло следствие, оперативники выдвигали версии. По одной из них, заказ был делом рук членов керченских ОПГ: дескать, бизнес Синельниковой был очень прибыльным, и бандиты хотели прибрать его к своим рукам. По другой версии, ничего личного, просто кто-то позарился на 50 тыс. «зелени». По третьей, директора «Керчьвнештранса» устранили конкуренты.
Кстати, при отработке последней версии вышли даже на некоего днепропетровского бизнесмена, с которым у Синельниковой якобы был рабочий конфликт. Но позже правоохранители установили, что хотя бизнесмен в пылу ссоры и угрожал Валентине Григорьевне, но никакого отношения к ее смерти не имел.
Первый, второй…
Следствие длилось почти два года и, признаться, зашло в тупик, а убийца Валентины Синельниковой и ее водителя пока гулял на свободе. Однако дело резко сдвинулось с мертвой точки, когда в офисе ЗАО «Керчьвнештранс» был обнаружен труп следующего гендиректора предприятия — Александра Михальченко, который получил эту должность сразу после смерти Синельниковой.
Это было второе и удачное покушение на Михальченко. В сентябре 2000 года в него уже стреляли. Гендиректор тогда находится у себя в квартире, а киллер стрелял в освещенное окно прямо со двора дома. Тогда неизвестный промахнулся, пуля лишь слегка зацепила Михальченко. Уже через несколько минут после покушения вся керченская милиция была поднята на ноги. В квартире потерпевшего была найдена гильза от пистолета системы ТТ. По данному факту было возбуждено уголовное дело, началось следствие, но, несмотря на усиленную охрану и пристальное внимание стражей порядка, киллер довел свое дело до конца. 6 декабря 2000 года гендиректор был застрелен в административном здании фирмы.
Правоохранители остановились на такой версии: убийство совершил один из акционеров «Керчьвнештранса», и вот почему. В свое время Синельникова не только возглавляла фирму, но и владела контрольным пакетом акций. Михальченко, став директором этого предприятия, начал усиленно зарабатывать деньги, но не для того, чтобы повысить зарплату рабочему персоналу. На заработанные компанией средства новый директор выкупил контрольный пакет акций. Но об этом никто не знал до тех пор, пока учредители фирмы и ее сотрудники не начали возмущаться работой Михальченко: мол, зарплата низкая, обещания не выполняются… В итоге коллектив решил поменять гендиректора, и вот тогда-то Александр Михальченко раскрыл все карты: дескать, не дергайтесь, я здесь единственный хозяин, готовьте заявления об увольнении.
Чем не повод для акционеров убрать Михальченко? Да и если убийца легко проник в здание фирмы, несмотря на усиленную охрану, значит, он был из своих. После таких выводов оперативники начали отрабатывать этих самых «своих».
Три убийства и покушение объединили в одно дело и продолжили расследование.
Стрелял юрист
Из 20 человек, работавших в фирме, на момент преступления в самом административном здании находились 12 человек. Всех допрашивали и проверяли алиби. Подозрительным показался оперативникам юрист Александр Петренко. На момент преступления его не было на рабочем месте, секретарю он сказал, что едет по срочным делам в адвокатуру. Кстати, позже секретарь вспомнила, что раньше Петренко этого никогда не делал. Не было его минут сорок. В это время и был убит гендиректор. Застрелили Михальченко в туалете. Он как раз мыл руки, когда убийца подошел сзади. Жертва явно знала киллера, потому что не испугалась, увидев его отражение в зеркале над рукомойником.
Петренко долго допрашивали, но и алиби, и его поведение были безукоризненными. Еще бы: как оказалось, юрист раньше работал следователем в правоохранительных органах. Так что ему как никому другому было известно, как надо вести себя на допросах. Однако когда правоохранители провели обыск в одной из съемных квартир Петренко, то обнаружили там и маски, и очки, и пистолет ТТ. После результатов баллистических экспертиз юрист пошел «в сознанку». Рассказал, что надеялся стать директором, а Синельникова с Михальченко попросту «зажрались».
Вот так просто раскрылось тройное убийство и покушение. Суд присудил киллеру пожизненное заключение. Теперь вместо директорского кресла карьерист-убийца восседает на тюремных нарах.
Казалось бы, на этом можно поставить точку, однако в деле «Керчьвнештранса» много непонятного. Ну взять хотя бы то, что должность директора акционерного общества выборная. Не мог рядовой юрист огромного предприятия быть таким наивным и мечтать о том, что все выберут именно его. Тем более что, как позже выяснилось, никто этого делать не собирался.
Возможно, Александр Петренко, будучи отличным стрелком, самоуверенным специалистом юриспруденции и просто корыстным человеком, был лишь исполнителем этих преступлений. А кто тогда заказчик?
Если друг оказался вдруг…
Во время расследования убийства Валентины Синельниковой к оперативникам не попала одна важная информация — о том, что собственником части акций «Керчьвнештранса» являлся некий коммерсант А.Б. У этого человека были хорошие связи с правоохранительными органами Керчи и с представителями местной власти. Также известно, что А.Б. дружил с одним высокопоставленным милицейским начальником, который принимал участие в расследовании убийства Синельниковой. Именно этот начальник и не допустил, чтобы информация о его товарище дошла до следственной группы. Кроме того, никто не знал и о том, что последние полгода до смерти Валентины Григорьевны А.Б. состоял с ней не только в деловых, но и в близких отношениях.
Деловые интересы Синельниковой и А.Б. пересеклись в августе 1998 года. Тогда предприимчивая директор «Керчьвнештранса» вплотную занялась так называемым 5-м складом, который относился к торговому порту. Хорош этот склад был тем, что располагался на территории, которая как нельзя лучше подходила для большого автопарка. Валентина Синельникова планировала начать оптовую поставку автомобилей «ДЭУ». Эти машины, как известно, уже тогда собирались в СНГ, а также в Украине. Только наша сборка на тот период была на несколько тысяч долларов дешевле. Поэтому Валентина Григорьевна решила заняться поставкой автомобилей из Украины в другие страны. Прибыль, по ее расчетам, должна была составлять не менее 1 тысячи долларов с одной машины.
Об этом прибыльном бизнес-проекте она, конечно же, рассказала А.Б. Кстати, после убийства директора ЗАО «Керчьвнештранс» именно он занялся 5-м складом и «автомобильный темой».
Кто пришел потом
Вообще, с появлением в жизни Валентины Синельниковой компаньона и близкого человека А.Б. у директора «Керчьвнештранса» начались большие неприятности. То ли это было нелепым совпадением, то ли совсем наоборот. За несколько месяцев до расстрела в служебной машине у Валентины Григорьевны возникает крупный конфликт с севастопольской фирмой «Д», тоже занимающейся металлом. Намного позже, уже после убийства гендиректора Александра Михальченко и ареста юриста Петренко, одним из учредителей ЗАО «Керчьвнештранс» стало некое общество с ограниченной ответственностью «Ц», которое также имело причастность к деятельности севастопольской фирмы «Д». В общем, все крутилось вокруг продажи металлов. Бизнес этот и в те времена был самым прибыльным, грязным и зачастую преступным. Бизнесмены нагло и безнаказанно устраняли конкурентов. Характерным почерком «металлистов» была ликвидация неугодных путем отравления. Люди якобы умирали от сердечного приступа, хотя на самом деле, поговаривают, умертвляли их при помощи яда американских жаб. (Продажа такого «биологического оружия» налажена в Москве.) Кстати, недавно подобным образом в Севастополе был убит Виталий Любчик. Есть информация о его причастности к ОПГ «Башмаки». А в последнее время Любчик занимался как раз «металлической темой». Известно, что перед смертью он сотрудничал с днепропетровскими бизнесменами — прямыми конкурентами небезызвестной фирмы «Д». Вот неугодного Любчика и убрали.
Возможно, конфликт Синельниковой с фирмой «Д» был неслучайным, и одна из версий правоохранителей об устранении конкурента была верной? Как говорится, смотри, кто пришел потом – тот и был заинтересован. Однако и это только предположение. Как бы то ни было, заказчик убийства гендиректоров ЗАО «Керчьвнештранс» до сих пор остается неизвестным. Уж слишком лакомым куском было и до сих пор остается это развивающееся и прибыльное предприятие.