Отставка Владимира Стельмаха: пенсия вместо тюрьмы. Незаконно и несправедливо!
Человек, покрывавший банкиров-мошенников, и лично виновный в том, что украинцы лишились едва ли не половины своих гривневых накоплений – с почетом уходит на жирную пенсию. Соучастник многомиллиардных афер; человек, лично виновный в том, что был обворован буквально каждый украинец, сегодня строит в прикарпатском Яремче «хатынку», где и будет отдыхать от трудов неправедных. Ни о каком уголовном преследовании нет и речи! Напомним гражданам и прокуратуре о масштабных жульнических «оборудках» Владимира Семеновича.
Масштабные валютные спекуляции, которые привели к катастрофическому падению курса гривни, непрозрачное рефинансирование банков — в приличной стране любое из этих обстоятельств могло послужить железным основанием для отставки главы центробанка. Нелестные высказывания в адрес Владимира Стельмаха первых лиц государства и создание комиссии по расследованию действий руководства НБУ в какой-то момент действительно заставили поверить, что кресло под г-ном Стельмахом сильно зашаталось. Однако время для его отставки еще не пришло: Владимир Семенович слишком нужен был на посту главного банкира как Виктору Ющенко, так и Юлии Тимошенко.
Странная позиция
Главный провал Владимира Стельмаха — бездарная и невразумительная валютная политика, венцом которой стало катастрофическое обесценивание национальной валюты. В критической ситуации действия Владимира Семеновича в корне отличались от методов поддержания стабильности гривни, задействованных Виктором Ющенко, возглавлявшим на тот момент Нацбанк, в разгар кризиса в 1998 г.
Тогда он оперативно ввел немыслимое количество ограничений на торговлю СКВ и в ручном режиме стабилизировал ситуацию. Не стал г-н Стельмах пользоваться и наработками другого своего предшественника — Сергея Тигипко. Во время оранжевой революции 2004 г. правление НБУ под его руководством активно распродавало золотовалютные резервы: валютный рынок удалось стабилизировать путем активных продаж СКВ на межбанке и на наличном рынке.
Владимир Стельмах предпочел роль статиста, догоняющего финансовый кризис. В сентябре-октябре подорожание доллара до 5,6–5,7 грн./$ объясняли его дефицитом. Чтобы стабилизировать курс, требовались регулярные объемные интервенции НБУ, однако он выходил на межбанк с редкими продажами валюты ограниченному кругу финучреждений. С более крупными объемами (до $1,2–1,5 млрд за неделю) центробанк стал участвовать в межбанковских валютных торгах только с ноября. Но к тому времени для насыщения межбанка уже требовались колоссальные интервенции: по разным оценкам, резервов главного финучреждения страны в $32 млрд хватило бы лишь на месяц-полтора. Ведь к тому времени бездействие регулятора взрастило матерых валютных спекулянтов.
Экспортеры, наблюдавшие на протяжении осени за обострением валютного дефицита, не спешили распродавать свои запасы СКВ. Накалив ситуацию донельзя, к декабрю спекулянты смогли практически полностью подчинить себе рынок. Доходило до абсурда: котировки в 9,6-9,8 грн./$ промышленники выставляли в момент, когда спрос практически сравнялся с предложением доллара. Обнаглевшие экспортеры уже диктовали условия, и межбанк работал в режиме ультиматума: продавцы американской валюты, не снижая котировок, соглашались ее реализовывать лишь по своим расценкам и не центом ниже.
Хотя оперативно стабилизировать курс не составило бы особого труда. К примеру, для этого достаточно было возобновить требование к экспортерам по обязательной продаже валютной выручки (соответствующее правило действовало до 2007 г. и предполагало продажу половины заработанной СКВ). Эксперты не сомневаются, что реанимированный парламент вполне мог бы оперативно утвердить соответствующие изменения к закону о валютном регулировании, а Президент при желании — столь же быстро подписать их.
Более того, у НБУ и без того имеются достаточные рычаги влияния на ситуацию. Финансисты утверждают, что, взвинтив нормативы обязательного резервирования на гривневых счетах, НБУ смог бы снизить давление гривни на валютный рынок. Эксперты утверждают, что львиная доля рефинансирования НБУ (только с 15 по 17 декабря он предоставил финучреждениям 7,5 млрд грн.) буквально в тот же день попадала на межбанк и выливалась в стремительное повышение спроса на доллар. Однако ничего подобного ведомство Владимира Стельмаха до сих пор не предлагало.
Не меньше вопросов к НБУ вызывает и беспорядочное рефинансирование банковской системы. И дело даже не столько в чрезмерных объемах, которые, по мнению экспертов, не всегда были оправданы, сколько в выборе получателей средств: они предоставлялись далеко не самым нуждающимся финучреждениям. Большинство банкиров вообще не могли понять, по какому принципу центробанк выделяет свое финансирование. Люди знающие тут же заговорили о материальных вознаграждениях, которые якобы имели место при рефинансировании.
«У нас есть все основания сомневаться в профессионализме и честности руководства НБУ. Уже известен перечень банков, которым он продавал валюту по более низким, нежели рыночные, ценам. В то время как многие другие финучреждения просто не могли получить доступ к валютным средствам. Существуют сомнения и по поводу честности проведения так называемых валютных инъекций НБУ по поддержке валютного курса. Скорее всего, их также получали «свои» банки, тем самым занимая гораздо более выгодное положение на рынке.
Есть основания полагать, что 40 млрд грн. золотовалютных резервов, которые были выделены банкам для финансового оздоровления и рефинансирования, были использованы не по назначению. Если Проминвестбанк и «Надра» были выкуплены внешними инвесторами, почему тогда за них платил НБУ? По сути, их должны были национализировать, но этого не сделали», — заявил депутат от НУНС Кирилл Куликов.
«За три недели регулятор израсходовал почти $5 млрд из золотовалютного запаса страны, но рынок не ощутил положительного влияния этой колоссальной интервенции, курс гривни и дальше падал. Очевидно, НБУ применил далеко не оптимальную формулу адресации этих средств. Более того, критерии распределения огромных ресурсов непонятны не только общественности, но и самим субъектам рынка. Это вызывает справедливые подозрения о коррупционной составляющей в действиях НБУ», — еще откровеннее высказался первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак.
Банковская тайна
Обрушившись с обвинениями на НБУ и лично на его главу в непрофессиональных, а то и коррумпированных действиях, критики почему-то оставляли без внимания несколько важных обстоятельств. Во-первых, сомневаться в профпригодности Владимира Стельмаха по меньшей мере легковесно. В его активе — солидный багаж знаний.
В свое время он окончил Киевский институт народного хозяйства по специальности «Финансы и кредит», специальный факультет при Московском финансовом университете по специальности «Международные экономические отношения», Академию народного хозяйства при СМ СССР и защитил кандидатскую диссертацию, суть которой как нельзя кстати подходит к нынешней ситуации: «Роль Национального банка Украины в обеспечении стабильности национальной денежной единицы». Да и опыта работы ему не занимать: службе НБУ он отдал больше двух пятилеток.
Во-вторых, знающие люди могут подтвердить, что ни одно судьбоносное или важное решение г-н Стельмах никогда не принимал сам. Его самостоятельность мигом улетучивалась в общении с давним коллегой, а ныне главой государства Виктором Ющенко.
Безусловно, только крайне извращенному уму под силу предположить, что коррупция, в которой прямо обвиняли в последнее время Нацбанк, могла простираться выше: разве ж можно сомневаться в твердой позиции Виктора Андреевича относительно своих конечностей — «ці руки ніколи не крали»? А старую историю, в которой снова фигурируют деньги Международного валютного фонда, золотовалютные резервы страны и руководство НБУ, можно считать не более чем странным совпадением.
В начале 1999 г. председатель комиссии Верховной Рады Виктор Суслов предоставил в распоряжение парламента документы, которые свидетельствовали о нарушениях в работе НБУ в 1997-1998 гг. По ним в период с 12.05.1997 по 28.01.1998 НБУ разместил на депозитах в банке Credit Suisse First Boston Ltd. (Кипр) валютные резервы НБУ в размере $580 млн, из которых на родину было возвращено только $85 млн.
Кроме того, часть валютных резервов перекочевала в московский Национальный резервный банк. Весь фокус состоял в том, что швейцарский банк Credit Suisse First Boston, а точнее, его кипрский филиал, зарегистрированный 26 октября 1995 г. и учрежденный местными оффшорными компаниями «Симанко сервис Лтд» и «Сайпронавус Лтд», не гарантировал возврата почти 80% одолженных ему золотовалютных резервов Украины.
Это вынужден был официально подтвердить и НБУ, главой которого на тот момент являлся Виктор Ющенко, а его первым замом — Владимир Стельмах. Виктор Андреевич никогда публично так и не признал своей вины за обман Международного валютного фонда. Хотя вследствие трех этапов аудита НБУ Фонд официально признал факт завышения центробанком данных о размере золотовалютных резервов, а последний вынужден был вернуть МВФ примерно $100 млн.
Снова все обошлось?
Впрочем, старая история давно благополучно забыта. Да и сейчас представители власти лишь слегка поругивали Владимира Семеновича, не предпринимая решительных действий не только для его отставки, но и выяснения причин происходящего. Чаша терпения переполнилась, когда курс доллара перевалил за отметку в 10 грн.
«Основной причиной падения курса гривни являются сознательные спекуляции НБУ и группы банков, ключевой из которых — «Надра», прикрываемые правлением Нацбанка во главе с г-ном Стельмахом, Президентом и его Секретариатом», — взорвалась Юлия Тимошенко, решив полностью раскрыть коррупционную схему.
По ее словам, из 40,275 млрд грн., выделенных финучреждениям в качестве рефинансирования, 7,1 млрд грн. достались именно банку «Надра», контрольный пакет которого примерно за $60 млн приобрела Group DF Дмитрия Фирташа — совладельца швейцарского газового трейдера RosUkrEnergo, за устранение которого из схемы газоснабжения Украины борется правительство. Она оценила заработок банка на этой схеме в $0,5 млрд.
И уточнила, что за г-ном Фирташем, в свою очередь, стоит Секретариат Президента. «Когда я предупредила Владимира Стельмаха и его заместителя Александра Шаповалова, что обнародую информацию о финансовых спекуляциях, они сказали, что правительство больше не получит ни копейки», — заявила премьер.
Напомним, что за неделю с 3 по 11 ноября НБУ увеличил объем принадлежащих ему облигаций внутреннего государственного займа с 29,1 млн грн. до 3 млрд 106,7 млн грн. Еще до появления этой статистики эксперты объясняли продажу облигаций на 3 млрд грн. скрытым финансированием НБУ бюджетного дефицита. Правда, источник «ДС» в БЮТ рассказал о других мотивах долготерпения премьера. «МВФ знает и доверяет Владимиру Стельмаху и вряд ли одобрил бы его немотивированную отставку в разгар финансового кризиса, что могло привести к пересмотру кредитных условий для Украины», — сообщил он.
Другие источники «ДС», близкие к правительству, рассказали, что со своим разоблачительным выступлением г-жа Тимошенко выступила после того, как один из заместителей главы НБУ положил ей на стол полную выкладку нацбанковских проводок, подтверждающих все озвученные ею злоупотребления.
Именно поэтому премьер пригрозила обратиться в «международные организации, которые занимаются расследованием дел по отмыванию денег и макроспекулятивными и коррупционными схемами». Смелости ей добавило и еще одно обстоятельство, на которое многие просто не обратили внимания. Незадолго до разгоревшегося скандала глава постоянного представительства МВФ в Украине Балаж Хорват заявил о намерении покинуть свой пост и перевестись в офис ООН в Словакии. Видимо, в нашей стране МВФовским чиновникам становится слишком горячо.
Одновременно с премьером активизировались и депутаты. На прошлой неделе «регионал» Нестор Шуфрич зарегистрировал в ВР проект постановления об увольнении Владимира Стельмаха. А главное, парламент оперативно, 416 голосами, поддержал создание временной следственной комиссии по проверке деятельности НБУ. Ее возглавил бютовец Юрий Полунеев, заместителями назначены «регионал» Владислав Лукьянов и коммунистка Алла Александровская. Хотя для работы комиссии депутаты отвели месяц, г-н Полунеев рассчитывает представить отчет о результатах расследования еще до Нового года.
И все же затеянная шумиха вокруг отставки главного банкира страны снова может сойти на нет. «Идею заслушать в Раде информацию о работе г-на Стельмаха поддерживает практически весь парламент. Однако далеко не факт, что после этого он будет уволен. Владимира Семеновича должен заменить профессионал, пользующийся авторитетом у международных финансовых организаций. Где найти такую кандидатуру?» — заметил в интервью г-н Полунеев. На сегодняшний день все называемые претенденты на пост главы Нацбанка явно непроходные.
Александра Шлапака не поддержит парламент, а на экс-спикера Арсения Яценюка, председателя Совета НБУ Петра Порошенко и бывшего руководителя центробанка Сергея Тигипко не подаст представление Виктор Ющенко, который как Президент наделен полномочиями предлагать кандидатуры на должность главы НБУ и инициировать его отставку. Скорее всего, не будет педалировать этот процесс и Юлия Тимошенко.
Имея на руках железный компромат, она вполне может рассчитывать на то, что НБУ и глава государства станут прислушиваться к ее мнению в финансовых вопросах. Последствиями произошедших событий могут стать лишь принятие ряда законов, устанавливающих правила рефинансирования банков и другие процедуры, ныне закрепленные постановлениями регулятора, а также попытка пересмотреть закон об НБУ, передав полномочия по инициированию назначения и увольнения его главы от Президента к правительству.
Автор: Мария Осипчук, Деловая столица (впервые опубликовано 24.12.2008 )
Tweet