«Черные» заработки украинских госчиновников: «откаты», «подарки» и«конфеты»
Украинский госслужащий Алексей устроился на работу с окладом 500 гривен в месяц, а с годами увеличил свой доход до 10 тысяч долларов. Откровения типичного украинского коррупционера о «левом» доходе и круговороте швейцарских часов.
Не секрет, что многие граждане Украины всеми правдами и неправдами стремятся занять «хлебное» место в государственных структурах. И такое рвение, вопреки довольно небольшим государственным ставкам, вполне объяснимо — часто «черные» доходы чиновников в десятки раз превышают официальную зарплату рядового госслужащего. Мой собеседник Алексей К. занимает скромную должность заместителя начальника одного из отделов областной госадминистрации.
Ездит он на новенькой «Тойоте Камри», оформленной на тестя, носит дорогие костюмы по цене не менее двух тысяч долларов и предпочитает добротные швейцарские часы. Свой «буржуазный» шик он поясняет просто: на то и «рыбак, чтобы рыба ловилась». В поле его служебных обязанностей — согласование технической документации и ведение юридических вопросов по жилому и нежилому фонду. Но помимо этих задач, он берется решать и вопросы землеустройства.
На условиях анонимности он согласился рассказать о «теневой» стороне своей работы. При этом наш собеседник ни разу не применил термин «взятка», он предпочитает называть свои «черные» заработки «откатом», «подарками» или «конфетами».
ЗА ПРЕЗЕНТ
В нашу контору люди «с улицы» не приходят, начинает откровенничать Алексей. Каждая должность стоит либо денег, либо высокого знакомства. Например, я пришел по протекции своего отца на низовую должность инспектора более десяти лет назад. Тогда я получал около пятисот гривен и «левых» денег мне конечно никто не предлагал. Я даже хотел уйти с работы в бизнес, но мой папа отсоветовал.
Он мне тогда сказал: «Потерпи. Все у тебя будет — и машина, и дом, и отдых на Канарах». Отец в то время работал главным специалистом в Министерстве экономики и был знаком с тогдашним начальником отдела кадров обладминистрации. Отец замолвил ему за меня словечко и преподнес дорогой подарок — коллекционную казацкую шашку на День Конституции. Этот презент и решил мое трудоустройство. Меня взяли в обладминистрацию сразу после института народного хозяйства. Сейчас моя зарплата невелика — со всеми надбавками за ранг и сверхурочными да плюс материальная помощь, получается около трех с половиной тысяч гривен. Но зато «подарочных» хватает на хлеб с маслом и черной икрой. В месяц я зарабатываю до 10 тысяч долларов «левака».
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Левые» деньги, а на нашем языке «конфеты», дают почти все клиенты нашей конторы. Документы тех людей, которые скупятся, могут лежать годами. Деньги платят прежде всего за «ускорение» рассмотрения дел. И это как обязательная программа. Вместе с пакетом необходимых документов, как правило, прилагают от 300 до 500 долларов. Но этот «взнос» — только начало.
Потому что чаще всего платят за весь комплекс услуг. Деньги дают не напрямую, а через своеобразных дилеров — сотрудников частных землеустроительных фирм, которые годами «сидят» на финансовых потоках: «клиент — частная фирма — обладминистрация». Дилеров мало и каждый из них «особо доверенное» лицо. Они решают через госслужащих практически все вопросы, связанные с землей и строительством. Например, за легализацию незаконно построенного дома такса от восьми тысяч долларов. Плюс еще 2—3 тысячи сверху накидывают «дилеры». Легализация пристроек — от 2 до 5 тысяч «зеленых».
Также я берусь и за изменение целевого назначения земли — однажды в столичной командировке я близко познакомился с «нужным» человеком — высоким чином в министерстве. В доверие к нему я вошел после того, как обеспечил ему «отдых» в элитной сауне с девочками. Пил в сауне вместе с ним, мужик он оказался очень простой, там же, в парилке, и договорились с ним о сотрудничестве. Стоимость услуг по изменению целевого назначения земель обычно начинается от 50—100 тысяч долларов, из которых мне достается процентов десять. До 90 процентов этих денег уходит «наверх», начальству. Но и того, что остается, хватает на безбедную жизнь.
ПОЛЕЗНЫЕ ЛЮДИ
«В будущем я надеюсь стать начальником своего отдела, — делится чиновник. — Да и начальнику пора на пенсию. Но он пока не спешит. Он давно построил себе и своей родне загородные дома и подарил им по иномарке. Но у самого нет даже «Жигулей» — ездит на служебной машине, а носит дешевый костюм за три тысячи гривен. Еще и нас поучает: дешевле костюмчик носишь, больше пользы отечеству приносишь…»
НАЧАЛЬСТВО ПРЕДПОЧИТАЕТ «ШВЕЙЦАРЦЫ»
Когда приходится решать абсолютно «нерешаемые» проблемы, я иду к своему начальнику. У него давно отработана своя схема «конфетного» левака. Кто-то из его родственников владеет частной «строительной» фирмой, которая никогда не построила ни одного объекта и вряд ли построит в будущем. Эта фирма — просто «яма», где отмываются «левые» заработки моего начальства. После того как клиент переводит на счет фирмы сумму, которую наберет на калькуляторе начальник, проблема моего клиента моментально решается.
Я у начальника в фаворе. Потому что «приношу» его фирме больше всего денег. Кстати, в любимцах у начальства в нашей конторе всегда ходят именно «добытчики». Но есть и тупые исполнители, которым дают самые рутинные вопросы. Они и работают почти за одну зарплату. Случайного «левака» у них не много — от 300 до 500 долларов в месяц. Даже на корпоративах исполнители сидят в стороне.
На нашем языке — это «конторские мыши». Их, кстати, побаиваются «добытчики». Они от зависти иногда идут на сотрудничество с милицией и СБУ, которые сейчас устроили настоящую охоту на госслужащих. Поэтому наше начальство сейчас предпочитает брать «швейцарцами» — то есть для решения нужных вопросов чиновникам и их родственникам дарят дорогие швейцарские часы, которые стоят десятки тысяч долларов. Получив «швейцарцы», они их сдают обратно в часовые магазины, за сумму на тысячу—другую ниже указанной в ценнике. И им безопасно, и магазину выгодно. Некоторые «Роллексы» и «Брегеты» совершают многократный путь туда-обратно по маршруту «магазин—чиновник—магазин», ни разу не покидая коробочку.
Александр Сибирцев, «Сегодня»
КТО ТАКОЙ ЧИНОВНИК? ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Интересно, что говорит закон про этих важных лиц. Наверное, и на их голову есть инструкции и законы, которые регламентируют работу.
В учебнике административного права нашла определение:
«Государственная служба – профессиональная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, выполняемая лицами, которые занимают должности в государственных органах и аппарате и получают зарплату за счет государственных средств».
То есть, действительно, каким бы важным не был госслужащий, в просторечьи именуемый чиновником, зарплату он получает из бюджета, который наполняют налогоплательщики.
Читаю дальше. Государственные служащие не имеют права:
– способствовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот;
– заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников или подставных лица;
– входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления предприятий, кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
– отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию и совершать другие действия, запрещенные действующим законодательством.
Основные принципы, на которых строится государственная служба:
– служение народу;
– демократизм и законность, гуманизм и социальная справедливость;
– приоритет прав человека и гражданина;
– профессионализм, компетентность, честность, преданность делу;
– ответственность и дисциплинированность.
Надежда Руби, Школа жизни
Tweet