Скотный вор: бандиты России ударились в скотокрадство
Прекрасно оснащенные и вооруженные банды терроризируют крестьянские хозяйства россиян. По данным департамента уголовного розыска МВД РФ, сейчас каждую третью кражу скота совершают не спившиеся безработные односельчане, а межрегиональные организованные преступные группировки. Эти банды отлично подготовлены технически, имеют разветвленную сеть информаторов среди селян и налаженные рынки сбыта краденой продукции.
Английское издании «Обсервер» недавно озаботилось проблемой скотокрадства в стране. Местные воры в последние месяцы резко активизировались, и все чаще угоняют чужих овец, коров и свиней. Только в марте в результате налета на одну из ферм в графстве Стаффордшир было похищено… 500 свиней. Как сообщает издание, это не исключение из правил, а уже – само правило. Активно воруют животных и в других регионах Великобритании. Проблема усугубляется тем, что ни одна приличная бойня краденный скот в работу не примет, но мясо все равно будет продано, следовательно, его обработает некая «левая» бойня, а это усилит риск приобрести некачественный продукт. Всплеск краж скота эксперты связывают с резко возросшей стоимостью мяса.
А как с этим делом в России?
Вор на овчарне
Чабан Сергей Ондара, чей кош расположен близ городка Чадан Дзун-Хемчинского района Тывы, считает свое хозяйство секретным объектом. По периметру загона бегают огромные овчарки, кошары оснащены современной сигнализацией, а сам хозяин даже ночью не расстается с карабином.
– Меры предосторожности необходимы, – считает Сергей, – иначе останешься на бобах – скотокрады совсем обнаглели.
Ежегодно в этих краях крадут до пяти тысяч (!) голов скота. При этом стражи порядка оправдываются, дескать, без помощи населения со скотокрадами им не справиться.
Год назад в Тыве стартовала акция «Всем миром на борьбу с кайгалами» (так здесь именуют скотокрадов). Были созданы добровольные дружины для охраны пастбищ и кошар, а главы администраций вели разъяснительную работу, убеждая чабанов клеймить скот и устанавливать автономные охранные сигнализации на фермах. Сейчас милиционеры утверждают, что эксперимент оказался удачным: "За год у нас почти на треть снизили кражи скота, – заявили в пресс-службы МВД Тувы. – Хотя проблема по-прежнему стоит остро. За год ее не решить…"
– Ее не решить и за десятилетие, – уверены сотрудники кафедры психологии Тувинского госуниверситета, которые по заказу Общественного совета при МВД республики провели анкетирование населения по проблемам скотоводства. – Все дело в местном менталитете. Для кочевника исторически скотокрадство – что-то вроде экстремального спорта. В древности пойманным ворам рубили головы, а о не пойманных – слагали баллады.
Как это делается
В Удмуртии одна из банд три года наводила ужас на фермеров. Каждое нападение на хозяйство преступники тщательно планировали. Вначале под видом покупателей сена и навоза на кош приезжали разведчики. Они втирались в доверие к сторожам и фермерам, обильно угощали их, а сами внимательно изучали слабые места охраны коровников или конюшен. Через пару дней те же подсадные утки приезжали вновь – и опять угощали чабанов. В третий приезд они уже на правах закадычных друзей среди ночи заходили в будку к сторожу и спаивали его. Подъезжали подельники. Животных отгоняли в ближайший лесок, а иногда резали тут же на ферме. Затем свежее мясо отвозили в Ижевск, где у бандитов имелись свои торговые точки.
На продаже одной коровьей туши скотокрады зарабатывали от 20 до 30 тысяч рублей. Всего банда похитили полторы сотни коров и тридцать лошадей в 15 хозяйствах. Бандиты не пощадили даже 6 племенных голландских коров, которых закупило одно из хозяйств Воткинского района. Буренки стоимостью 125 тысяч рублей каждая были просто пущены под нож.
Попались скотокрады во время подготовки очередного налета. Бдительному председателю колхоза не понравились незнакомцы, околачивавшиеся возле ферм. Он сообщил о подозрительных гостях милиционерам. Те устроили засаду и задержали бандитов. Преступники рассказали не только о своих «подвигах», но и о ветеринарах, которые за мзду вносили в документы строгой отчетности информацию о том, что мясо прошло все экспертизы. Теперь эти ветеринары также отправятся на нары.
33 лошади опера Башпакова
Впрочем, в кражах скота бывают замешаны и госслужащие, и даже сотрудники правоохранительных органов.
Недавно на Алтае был осужден некто Василий Башпаков, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков РФ по Республике Алтай. Он в свободное служебных обязанностей время угонял лошадей. Ему помогали два зэка, отбывающих наказание в колонии-поселении! Заключенных отпускал якобы на хозработы лично начальник исправительного учреждения. Впрочем, доказать его причастность к скотокрадству следствию не удалось. Своровав в первый же заход 23 лошади, а затем еще 10, сообщники Башпакова неожиданно написали явку с повинной и в один голос заявили, что начальник тюрьмы был не в курсе их «хозработ».
В итоге, сознательным зэкам добавили по году тюрьмы вдобавок к уже имевшимся срокам, а несознательный опер Башпаков отправился за решетку на пять лет.
В канун нового 2009-го года в Ольховском районе Волгоградской области скотокрады умыкнули с фермы разом 89 коров. К счастью, милиционеры задержали преступников и спасли буренок от бойни. В противном случае, хозяйство обанкротилось бы, а десятки людей остались без работы.
Не так повезло жителям Иркутской деревни Мыс. Без натурального хозяйства здесь никак – деревня расположена в тайге, до Большой земли далековато. В каждом дворе держали овец, всего – не меньше 150 голов. Рассказывает Галина Зырянова:
– Овцы мирно паслись на лугу. Под вечер приехали бандиты, на грузовике. Связали пастуха, достали ружья и давай палить по животным. Помешать им было некому, мужики-то почти все в разъездах – на заработках. А бабы что могут сделать? Мне повезло. Я как увидела, что мои овцы от выстрелов к лесу помчались, побежала за ними. Догнала, но домой пригнала с трудом – не хотели идти, так перепугались, бедные! Все остальные овцы были застрелены и увезены в неизвестном направлении.
А в Стерлитамакском районе Башкирии скотокрады, угнавшие табун лошадей, стреляли в милиционеров и местных жителей, которые попытались их задержать. В результате был убит участковый, его помощник и еще один житель деревни Южная. Бандитов задержали только через два дня в соседней Татарии.
По словам сотрудников департамента уголовного розыска МВД РФ, сейчас каждую третью кражу скота совершают не спившиеся безработные односельчане, а межрегиональные организованные преступные группировки. Эти банды отлично оснащены и вооружены, имеют разветвленную сеть информаторов среди селян и рынки сбыта краденой продукции.
Робингуды международного масштаба
В начале 90-х, когда компартия перестала вмешиваться в жизнь чабанов, а из 70 местных совхозов на плаву остались два, профессия кайгала в Туве стала столь же «престижной», как рэкет. Начинали с вылазок в Монголию, откуда пригоняли целые табуны лошадей и отары овец. К 2000-му году налеты в приграничье приняли массовый характер. Власти соседней страны отдали приказ стрелять, и монгольские пограничники стали безжалостно отстреливать тувинских удальцов. Когда количество убитых россиян перевалило за сотню, скотокрады поняли, что заграничные рейды становятся слишком опасными для жизни, и переключились на земляков. Развернулся настоящий террор. По словам милиционеров, кайгалы не брезговали захватами заложников, а потом предлагали родственникам обменять их на скот. Подобная жестокость лишила тувинских скотокрадов «робин-гудовского» ореола, но араты уже давно стали жить по принципу: «Сегодня украли у меня, завтра украду я».
– В борьбе со скотокрадами мы делаем ставку не столько на репрессивные меры, сколько на повышение сознательности граждан, – подытожили беседу с корреспондентом «Свободной прессы» тувинские милиционеры. – Без поддержки народа это явление не искоренить.
Кто их считал – краденных коров?
В Министерстве сельского хозяйства оценить ущерб, который наносят скотокрады не смогли. По мнению сотрудников министерства, учет краж – все же прерогатива МВД, а ответственность за скот лежит целиком и полностью на хозяевах, которые должны организовать охрану своей животины.
Между тем МВД так же не ведет статистику таких преступлений.
– Три года назад у нас был сотрудник, который специализировался на кражах скота, вел статистику, занимался анализом сельской преступности. Выезжал в наиболее горячие в этом отношении регионы. По его данным, в стране ежегодно совершалось до 50 000 краж, – объяснили в неофициальной беседе сотрудники Департамента Уголовного Розыска МВД РФ. – Два года назад у нас прошла реорганизация. Этот сотрудник сейчас работает в другом отделе. Его обязанности сейчас фактически никто не выполняет. Потому что не хватает времени, и есть другие более важные направления. У нас нет анализа того, что происходит в целом по стране с кражей скота. Но в регионах по линии МВД эта работа все-таки ведется. И наши сотрудники на местах, проводят и совместные совещания с руководителями сельхозпредприятий, и разъясняют населению о необходимости клеймить скот и модернизировать охрану.
…Впрочем, сельский люд нашел другой более выгодный способ защиты – страхование. Так, в Нижегородской области несколько местных хозяйств застраховали от краж и гибели уже более 1000 коров на 19 миллионов рублей. Советуют всем последовать их примеру.
Герман Петелин, Свободная пресса
Tweet