Миф № H1N1. Свиной грипп в голых фактах и цифрах. Правда и заблуждения
Если учесть, что даже санитарно-эпидемиологические службы не всегда располагают достоверной информацией о степени угрозы свиного гриппа, понять, что происходит, не так-то просто. Для начала на помощь вам может прийти интернет.
Точнее, интернет-сервис Google Flu Trends, который показывает относительный рост поисковых запросов рядовых пользователей, связанных с гриппом, его симптомами и способами лечения. Этот сервис был запущен в прошлом году, когда, обработав пятилетнюю статистику таких запросов и сравнив её с данными эпидемиологических служб, исследователи компании пришли к выводу, что поисковый трафик практически точно отражает реальную картину распространения эпидемии.
Если верить последним данным Google, эпидемия гриппа в России, что необычно для начала зимы, достигла максимального уровня, сравнимого с уровнем эпидемии, которая практически каждый год приходит в конце февраля — начале марта. Кстати, если сравнить с Украиной, СМИ которой подняли страшный шум по поводу смертельного гриппа, то там уровень эпидемии высокий, но пока ещё (и это только хорошо) вовсе не катастрофический — на относительно низком уровне зимы 2007/2008 года.
Украина: данные о распространении ОРИ опубликованы Европейской системой надзора за гриппом Европейского центра профилактики и контроля заболеваний.
Проблема нынешней неожиданно сильной эпидемии состоит ещё и в том, что параллельно с обычным гриппом распространяется и свиной, идущий второй волной по странам Северного полушария. Эпидемиологи всего мира очень старались, но вакцина против этой разновидности гриппа подоспела только сейчас. Грипп этот, впрочем, по своей смертоносности пока совсем не походит по своим последствиям на знаменитую испанку начала прошлого века, как ожидали многие специалисты и трубили газеты. Однако он всё же представляет серьёзную и довольно часто смертельную угрозу для здоровья.
К сожалению, однако, со времени начала распространения нового вируса вместе с ним рождаются и распространяются медиавирусы. Попробуем вслед за обозревателями New Scientist разобраться с мифами и правдой о свином гриппе.
Миф № 1. Это просто грипп. Смертность от него даже ниже, чем обычно.
Всего от свиного гриппа к настоящему моменту во всём мире скончалось около 5 тыс. человек. Для справки: каждую зиму от последствий обычного гриппа в одних только США умирает более 36 тыс. человек. Из простого сравнения, однако, вовсе не следует, что смертность от свиного гриппа ниже. Особенность статистики свиного гриппа в том, что далеко не все с ним связанные и зафиксированные смертельные исходы — это и есть все последствия от него. Абсолютная смертность, ко всему прочему, это ещё не вся беда: от свиного гриппа погибает значительно большее количество детей и подростков, а не людей пожилого возраста, как обычно.
Миф № 2. Если вы здоровы, то с вами всё будет в порядке. Пострадают только слабые, больные и пожилые.
Это совсем не так. От вируса свиного гриппа нет прямого иммунитета ни у кого. Как ни странно, у старшего поколения, тех, кому за 50, шанс устоять перед эпидемией даже выше, чем у более молодых, потому что вирус, сходный с нынешним, уже ходил по человеческой популяции до 1957 года, когда был вытеснен другим штаммом. Кроме того, эти шансы ещё выше у жителей бывшего СССР, где похожий вирус гриппа привёл к эпидемии 1977 года. В любом случае эпидемиологи ожидают, что уровень заболевания H1N1 будет в 6 раз выше обычного и новым гриппом переболеет около трети населения планеты.
Миф № 3. У свиного гриппа те же симптомы, что у обычного. Так что вы даже не обнаружите разницы.
Некоторая разница, однако, есть. Кроме обычных симптомов гриппа — высокой температуры, ломоты в суставах и мышцах и т.д., — свиной грипп может вызвать у заболевших рвоту и понос. При этом примерно в половине случаев больные могут даже не понять, что заболели именно гриппом, а не получили пищевое отравление, например. Но если у вас началось прерывистое дыхание или вдруг начали болеть лёгкие — пора принимать меры.
Миф № 4. Если правильно питаться, носить маску, пить витамины и мыть руки, то всё будет ОК.
В общем, всё это делать правильно. А ещё бросить курить, начать вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой. Эти меры действительно помогут вам снизить риск заболеть, а если вы заболеете, то ваши шансы перенести опасную болезнь без осложнений явно повысятся. Однако никто не гарантирует, что это поможет вам избежать заражения. Маски не смогут отфильтровать весь воздух, проходящий через них. С этим на порядок лучше справляются противогазы, но, согласитесь, носить их не очень удобно. Мыть руки — рекомендация разумная и универсальная, так что не отказывайтесь от этой похвальной привычки.
Миф № 5. Теперь всё будет хорошо, поскольку есть вакцина.
Это, конечно, верно. Если вы уже поставили такую прививку. Только когда же вы успели? Массовая вакцинация в России, например, начнётся только 9 ноября с работников ЖКХ. Потом черёд дойдёт до медицинского персонала. А потом уж и до всех остальных. Произвести достаточное количество вакцины для всего населения и одновременно провести вакцинацию невозможно физически. Эпидемия, однако, уже началась. Кроме того, не исключено, что после волны свиного гриппа вернётся уже привычный H3N2, поэтому стоит поставить прививку и от него.
Миф № 6. Вакцина небезопасна. Делали её впопыхах, и, вместо того чтобы защитить, она вызовет болезнь.
Опасения эти вполне понятны. Тем более что в истории уже были случаи, когда массовая вакцинация приводила к неблагоприятным последствиям. Так случилось в США в 1976 году, когда в ожидании испанки было вакцинировано 48 млн американцев. И более полутысячи человек получили тяжелейшее заболевание, приводящее к параличу: в результате 25 человек скончались от самой вакцины. Риск, конечно, есть и сейчас. Однако медицина не стоит на месте. К тому же вероятность умереть от вакцины на несколько порядков ниже вероятности смерти от свиного гриппа.
В общем, конечно, выбор за вами. Только имейте в виду, что, в отличие от старых инфекций типа свинки или кори, которые почти исчезли из человеческой популяции (и поэтому некоторые родители даже не хотят вакцинировать своих детей — зачем?), грипп никуда не делся и не денется. И угроза его вполне реальна. Не помешает ни маска, ни витамины, ни — в качестве профилактики — препараты на основе интерферона, ни, конечно, вакцинация. Почаще заглядывайте в интернет и будьте здоровы!
Владимир Харитонов
*****
Экономика свиного гриппа. Когда болеют многие, страдают все
Даже угроза нештатной пандемии гриппа больно бьет по глобальной экономике. Что произойдет, если угроза станет реальностью? Как только стало известно о вспышке гриппа новой разновидности — так называемого свиного гриппа, — цены на нефть немедленно начали падать. Мировые фондовые рынки также негативно отреагировали на эту новость, несмотря на то что до пандемии дело пока не дошло.
Как только стало известно о вспышке гриппа новой разновидности — так называемого свиного гриппа, — цены на нефть немедленно начали падать. Мировые фондовые рынки также негативно отреагировали на эту новость, несмотря на то что до пандемии дело пока не дошло. После заявлений о том, что против нового штамма существуют эффективные лекарства, паника на рынках улеглась, но страх перед пандемией остался. Еженедельник The Economist решил выяснить, насколько опасен свиной грипп для мировой экономики.
О птичках
Экономисты заинтересовались гриппом после того, как на горизонте замаячило пугало птичьего гриппа — страшной и смертоносной болезни. Локальная вспышка менее страшной и смертоносной, но тоже серьезной болезни — атипичной пневмонии, которая случилась в 2003 году и стоила 40 млрд долларов, — также способствовала росту внимания к экономической стороне вопроса.
Главный вред экономике наносят не столько сами эпидемии, сколько меры, которые принимают правительства от страха перед эпидемическими угрозами (например, запрет на поездки в те или иные страны), а также то, что под влиянием паники экономическое поведение людей становится неразумным.
Исследователи рисуют мрачную картину. Например, в 2008 году экономисты Всемирного банка подсчитали, что пандемия гриппа, подобного испанке 1918—1919 годов, может привести к сокращению мирового ВВП на 4,8%. От испанки, по разным оценкам, умерло от 20 до 100 млн человек. Переболело этим гриппом, вероятно, 20% населения Земли; из них не выжило от 2 до 5% заболевших. Все цифры в значительной степени условны; достоверной статистики нет.
При стоимости вакцинации 21 доллар на человека всеобщая вакцинация осмыслена с экономической точки зрения. При стоимости вакцинации 61 доллар на человека и уровне заболеваемости 25% вакцинировать людей, не входящих в группы риска по гриппу, экономически убыточно. Оптимально было бы прививать 60% населения, но это вряд ли возможно, так как вакцина начинает действовать через определенное время (особенно в тех случаях, когда каждому человеку нужно две прививки).
The Economist утешает читателей тем, что в период глобальной рецессии пандемия гриппа — если она разразится — принесет меньше вреда, чем в период бума. Тем не менее этот фактор, безусловно, негативно повлияет и на спрос, и на предложение, особенно на спрос. Как показывает история с атипичной пневмонией, при возникновении эпидемической угрозы люди резко сокращают потребление.
Влияние любой реальной пандемии на предложение выражается в том, что люди болеют и умирают. Те, кто заболел, перестают работать. Кроме того, больные требуют ухода, и поэтому их домочадцы тоже не выходят на работу. Рост смертности среди людей трудоспособного возраста оказывает на экономику долгосрочное негативное влияние. Ведь смерть каждого молодого и работоспособного человека — это тяжелая потеря для экономики. The Economist напоминает, что экономический ущерб даже от такой дорогостоящей болезни, как СПИД, связан в первую очередь с тем, что вирус иммунодефицита косит молодых и полных сил.
Сколько стоит пандемия
По оценке Всемирного банка; в качестве модели взята пандемия гриппа 1958 года
Мексика, далее везде
В Мексике противоэпидемические меры начали вводить с 24 апреля. В частности, всем стали раздавать маски для защиты от заражения, хотя Всемирная организация здравоохранения и объясняет, что маски имеет смысл носить только больным. В период с 24 по 29 апреля торговля и сектор услуг Мехико теряли из-за сокращения спроса и отмены массовых мероприятий в среднем по 55 млн долларов в день. После того как в рамках борьбы против свиного гриппа были принудительно закрыты рестораны, эта цифра как минимум удвоилась. Еще более тяжелый удар по экономике страны — введение общего карантина с 1 по 5 мая, об этом 29 апреля объявил президент Фелипе Кальдерон.
Пока пандемия свиного гриппа далеко не так ужасна, как сценарии, которые мы просчитывали в нашей работе. Тем не менее негативные экономические последствия налицо. Резко упал курс песо. Всего через пять дней после начала эпидемии правительство Мексики заявило, что ему потребуется 47-миллиардный кредит МВФ. Сегодня нам надо считаться с тем, что мы живем в мире, где относительно невинная вспышка гриппа в Мехико способна обвалить рынки в Токио.
Уорик Маккиббин, Александра Сидоренко, Австралийский национальный университет
Валютные рынки отреагировали на свиной грипп немедленно: за первую неделю эпидемии песо упал на 5,5%. Министр финансов Мексики Агустин Карстенс считает, что болезнь будет стоить стране 0,3—0,5% ВВП. Он опирается в своих оценках на опыт стран Азии, переживших вспышки атипичной пневмонии и птичьего гриппа. Луис Флорес, экономист банка IXE, полагает, что в результате свиного гриппа дефицит государственного бюджета может увеличиться на 0,7% ВВП.
The Economist не исключает, что снижение спроса из-за пандемии свиного гриппа может быть меньше, чем в случае с атипичной пневмонией. Тогда, между прочим, число авиапассажиров, прибывающих в Гонконг, за месяц уменьшилось на две трети. В то же время, если свиной грипп приобретет характер пандемии, это, по мнению журнала, положит конец надеждам на быстрый выход мировой экономики из рецессии.
Неопределенность, которую создаст пандемия, негативно повлияет и на инвестиционный климат. Страны, более других пораженные болезнью, будут рассматриваться инвесторами как более рискованные с точки зрения вложения денег. Кроме того, подчеркивает британский еженедельник, любые эпидемические угрозы — подлинные или мнимые, не имеет значения — опасны для международной торговли. Китай уже запретил ввоз мексиканской свинины, несмотря на то что, по мнению врачей, мясо свиней не может являться источником заражения. То же самое сделала и Россия. Оборот мировой торговли падал и до появления свиного гриппа, но страх перед пандемией может усугубить этот тренд.
Что почем
В разных странах медицина устроена по-разному, и поэтому посчитать, сколько может стоить в реальности глобальная пандемия гриппа, очень трудно. В 1999 году Мартин Мельцер, Нэнси Конкс и Кейдзи Фукуда провели такие расчеты для США. У них получилось, что пандемия, охватывающая от 15 до 35% населения, должна стоить от 71,3 до 166,5 млрд долларов (в долларах 1999 года).
Попытки оценить, во что обойдется пандемия мировой экономике, тоже предпринимались. Например, в 2006 году австралийские исследователи Уорик Маккиббин и Александра Сидоренко пришли к выводу, что даже относительно невинная пандемия способна замедлить рост глобального ВВП на 0,8%. Они рассмотрели несколько сценариев; наиболее мрачный предусматривал падение мировой экономики на 12,6%. По мнению Маккиббина и Сидоренко, пандемия, сопоставимая с пандемией испанки, привела бы к падению ВВП в США на 3%, а в Японии — на 8,3%. Примерно к тем же выводам пришли специалисты из комиссии американского конгресса по бюджету. С их точки зрения, эпидемия типа испанки сократила бы реальный ВВП страны на 5%, а относительно мягкая эпидемия — на 1,5%. Это очень много.
Серьезная пандемия сама по себе способна привести к рецессии, отмечают эксперты конгресса. В этом смысле нам всем повезло, что угроза распространения свиного гриппа возникла в ситуации, когда мировая экономика уже переживает глубокий спад, пишет The Economist. Наличие рецессии смягчает ущерб от пандемии, хотя, конечно, лучше, когда нет ни того ни другого.
Василий Кошкин, Частный корреспондент
Tweet