Железная визитка – не железный аргумент. Как ГАИ проверками мается
Столичная автоинспекция до 12 февраля проводит профилактическую операцию, цель которой — изъятие у водителей всякого рода пропусков, удостоверений и визиток, якобы предоставляющих льготы на дорогах, и информирование о том, что эти «волшебные» бумажки не освобождают от ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД).
В ЦОС ГАИ Киева (тел. 235-3370) нам сообщили, что проведение операции вызвано тем, что водители все еще уповают на действенность подобного рода «грамот». Дошло, мол, до того, что на рынках продают фальшивые металлические визитки начальника департамента ГАИ МВД Украины Сергея Коломийца, которые якобы разрешают без последующих возможных санкций ездить по дорогам даже в случае нарушения правил.
В принципе ГАИ уже многие годы пытается внушить украинским автолюбителям, что ПДД нужно соблюдать всем участникам дорожного движения. Еще в 2005 г. Президент Украины подписал указ о мерах по упорядочению использования специальных звуковых и световых сигнальных устройств и номерных знаков на служебных транспортных средствах.
Пунктом 2 этого документа оговаривался запрет на выдачу каких-либо документов, предоставляющих право беспрепятственного проезда автотранспорта или содержащих подобную просьбу. Госорганам и местным властям предписывалось принять неотложные меры по изъятию подобных документов.
За 2009 г. сотрудники Киевской госавтоинспекции изъяли у водителей больше 3 тыс. пропусков, удостоверений и визитных карточек представителей органов исполнительной власти, судов и милиции. ГАИ столицы предупреждает, что все «льготные» «документы» будут изыматься, а их владельцы в случае нарушения ими ПДД нести предусмотренное Админкодексом наказание на общих основаниях. Документы с печатями органов власти и учреждений будут направляться в райотделы милиции для последующей проверки.
К слову, водители-иностранцы, приезжающие в нашу страну, уже давно удивляются льготам на украинских дорогах. В Европе даже глава правительства должен соблюдать дорожные правила точно так же, как и рядовые граждане. Таков порядок. Почему же он не выполняется в Украине?
Представим себе такую ситуацию. Вы подошли к кассе аэропорта и вместо денег протягиваете визитку его начальника или главы департамента воздушного транспорта. Как вы думаете, выдадут ли вам билет только на этом основании? Или же попытайтесь, предъявив ту же визитку, пройти на летное поле. Или, предъявив визитку генерала пограничника, пересечь государственную границу…
А вот безнаказанно нарушать ПДД, имея на руках «ксиву», можно. Зачастую ее обладатель даже не показывает права. А зачем? Инспектор ГАИ откозыряет и пожелает приятного пути.
Юрий Луценко, назначенный Кабмином и. о. министра внутренних дел, много говорит о равных для всех граждан правах, однако до сих пор не поставил вопрос ребром: его подчиненные должны наказывать за нарушение ПДД всех без исключения участников дорожного движения, какие бы должности они не занимали, включая народных депутатов. По сути ГАИ сама виновата в том, что всяческие визитки и пропуска все еще в ходу.
Чтобы понять, почему это происходит, необходимо вернуться в недалекое прошлое. Еще во времена Советского Союза существовали «блатные» автомобильные номера. Среди них выделялись партийные и правительственные, такие как МОС, МОК, МАС, МКС и др. — в Москве, КИА, КИБ, КИС, КИТ — в Киеве. Во времена независимости Украины появились другие. Вариантов буквенных сочетаний три: АП, ВР и КМ. Означают они, как нетрудно догадаться, соответственно Администрацию Президента, Верховную Раду и Кабмин Украины. Водителей с такими номерами ГАИ предпочитает не останавливать — себе дороже.
Вплоть до 2004 г. популярностью у различных ведомств пользовались сигнально-громкоговорящие устройства (СГУ) — сирены и «мигалки», позволяющие их владельцам ездить по дорогам, не обращая внимания на другие машины. Такие спецсигналы не избавляли авто от обязанности останавливаться по требованию сотрудников ГАИ, однако тормозили их редко. А ведь еще в 2000 г. вышло постановление Кабмина, строго регламентирующее использование специальных звуковых сигналов и проблесковых маячков и допускающее их установку исключительно на автомобилях спецслужб. В операциях «Спецсигнал» милиция регулярно изымала незаконные СГУ. В 2001 г., например, было выявлено 2,5 тыс. водителей, использовавших такие сигналы без разрешения.
Простые смертные обзаводились удостоверениями дружинников и внештатных сотрудников милиции. Магическое действие эти документы на сотрудников ГАИ не оказывали, однако их обладатели могли рассчитывать на некоторые поблажки.
Ну а самой популярной льготной бумажкой был сине-желтый пропуск с красной полосой по диагонали, в котором указывалось, что сотрудники правоохранительных органов должны способствовать беспрепятственному проезду этого автомобиля. Карточку нужно было приклеивать на лобовое стекло машины.
Получается, что Украина почти за два десятка лет независимости так и не избавилась от советского наследия, и немалая доля вины за это лежит именно на МВД. За это время на посту министра внутренних дел сменилось немало руководителей, однако ни один из них даже не заикнулся о том, что в Европе главы государств ездят по дорогам на общих основаниях, и там никто не перекрывает трассы, как в Украине, чтобы очистить путь машине высокопоставленного чиновника.
Трудно себе представить, чтобы инспектор ГАИ остановил машину с парламентским или правительственным номером, даже если водитель пересек две сплошные линии или промчался по городу на скорости 100 км в час.
Отдельная тема — дети высокопоставленных чиновников («мажоры»), которые безнаказанно гоняют на мощных иномарках и насмерть сбивают людей. Причем привлечь их к ответственности практически невозможно, поскольку на их защиту встает весь госаппарат, начиная с ГАИ и заканчивая судебной системой. А безнаказанность всегда порождает безответственность.
Если власть имущие игнорируют ПДД, то почему это запрещено делать «пересічним громадянам»? Вот и обзаводятся они всяческими визитками и пропусками, поскольку знают: дрогнет сердце автоинспектора, увидевшего такую бумажку, и он предпочтет не связываться с ее обладателем.
В связи с этим можно вспомнить случай, произошедший с главой МВД Чехии Владиславом Гусаком. В 2006 г. он принял решение о наложении на себя штрафа за превышение скорости. Министр признал себя виновным в нарушении ПДД и добровольно сдал свои права, лишив себя на 3 месяца возможности управлять машиной. Г-н Гусак также добровольно заплатил штраф в 350 евро. Много ли в Украине найдется таких министров? Вопрос риторический.
Поэтому борьба украинской ГАИ с фальшивыми документами, дающими якобы эксклюзивные права нарушать правила дорожного движения, — всего лишь имитация борьбы за порядок на дорогах. И не более того.
Это скорее похоже на желание ГАИ изъять из употребления подобные самодеятельные документы, чтобы инспекторы не путали их с «настоящими» всемогущими справками, выданными по блату сильным мира сего во все той же системе МВД.
Владимир Николаенко, 2000
Tweet