Представленный весной сервис для совместных поездок за 15-30 грн Uber Shuttle имеет все шансы прекратить свою деятельность в Украине. Это произойдет, если власть обратит внимание на условия работы перевозчика в Киеве, пишет Экономическая правда.
Журналисты движения “Честно” провели исследование и обнаружили немало нарушений в работе нового сервиса. В частности – отсутствие лицензий на перевозку пассажиров и необходимой категории водительского удостоверения.
Что не так в работе Uber Shuttle и как собирается решать эту проблему столичная власть?
Uber-рейд
По приглашению департамента транспортной инфраструктуры КГГА и при участии патрульной полиции журналисты движения “Честно” присоединились к эксперименту, который стал основанием для написания этого материала.
Журналист заказал и оплатил проезд от Контрактовой площади, 1 до улицы Крещатик. Такое путешествие стоило 15 грн. Мобильное приложение позволяет видеть, где находится автобус и где остановка для посадки.
Все бы ничего, если бы этой остановкой не оказался пешеходный переход. Водитель, не спеша, остановился на “зебре”, дверь открылась, для удобства из-под двери выехала ступенька, и пассажир оказался в комфортной “маршрутке”.
Uber Shuttle с журналистом не проехала и ста метров, как авто остановили патрульные полицейские. Они имели на то основания, ведь пассажир сел в микроавтобус в запрещенном месте.
“Это какой-то беспредел! Такого точно на дорогах не должно быть! Это не то, что Uber декларировал!” – прокомментировал эту ситуацию заместитель председателя КГГА Дмитрий Давтян, который координирует работу департамента транспортной инфраструктуры.
Водитель утверждал, что он никого не забирал, а якобы пропускал пешехода. Пассажиры мгновенно разбежались, никто не захотел писать объяснения об обстоятельствах дела.
Когда же водитель “шаттла” понял, что журналист согласен написать объяснение и указать, что его посадка произошла именно на пешеходном переходе, водителю пришлось признать свою вину.
После детальной проверки стали известны другие подробности, которые ставят под сомнение безопасность пассажиров. Как установили полицейские, водитель микроавтобуса, который насчитывал более десятка пассажирских мест, не имел водительского удостоверения категории D1.
Категория водительского удостоверения D1 дает право на перевозку пассажиров автобусами, в которых количество мест для сидения не превышает 16.
Водитель позвонил кому-то из руководства Uber и сказал патрульным, что сейчас привезут все разрешения, лицензии и паспорт маршрута, но никто не приехал. Все закончилось тем, что полиция пообещала забрать авто на штрафплощадку.
Возникает вопрос: осознает ли компания свою ответственность перед пассажирами, когда нанимает для Uber Shuttle водителя, у которого нет водительских прав соответствующей категории?
10-14 часов в сутки непрерывно
На фотографии ниже указаны стандартные условия работы водителей Uber Shuttle.
В первом пункте условий сотрудничества отмечается, что автобус должен быть на маршруте не менее 10 ч в сутки пять дней в неделю, то есть не менее 50 ч в неделю.
А положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, как и Кодексом законов о труде, определено, что количество часов рабочей недели не может превышать 40.
Как чувствует себя водитель ближе к концу рабочего дня? Способен человек в таких условиях адекватно реагировать на дорожную ситуацию? Движение “Честно” попросило Государственную службу по труду тщательно проверить условия работы водителей компании.
А что с лицензиями и разрешениями?
За пять месяцев работы Uber Shuttle количество маршрутов сервиса увеличилось до девяти. Согласно информации в мобильном приложении, автобусы курсируют каждые 15 минут с 7:00 до 21:00.
В “Чесно” поинтересовались, имеет ли Uber Shuttle разрешительные документы.
Как оказалось, в сентябре 2019 маршрутки не имели лицензий, разрешений и других документов, дающих право постоянно перевозить пассажиров. То есть все маршруты Uber Shuttle оказались нелегальными.
Закон “Об автомобильном транспорте” дает такое определение регулярных пассажирских перевозок.
Это перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользования по условиям, определенным паспортом маршрута, утвержденным в установленном порядке органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Проще говоря, чтобы выйти на маршрут, перевозчику нужно выиграть объявленный КГГА конкурс на соответствующий маршрут и заключить договор с организатором перевозок. Для победы в конкурсе автобусы должны быть в базе Укртрансбезпеки, а паспорт маршрута должен быть согласован с патрульной полицией.
Пока ничего этого нет. Итак, Uber Shuttle, вероятно, не имеет права постоянно перевозить людей.
На презентации первого маршрута в мае 2019 тогдашний министр инфраструктуры Владимир Емельян говорил о важности поиска правильного механизма взаимодействия городской власти, компании Uber и министерства.
“В первую очередь это касается безопасности, сертификации и, безусловно, лицензирование. Здесь есть полная готовность сторон к хорошим результатам”, – заявил тогда он.
В конце концов, за пять месяцев работы Uber Shuttle ни одна структура, которая должна была выдать лицензии, разрешения и паспорта, не подтвердила наличия этих документов или процесса их оформления.
Для выяснения легальности маршрутов и деятельности Uber Shuttle движение “Чесно” отправило запросы в коммунальную службу перевозок КГГА, департамента транспортной инфраструктуры КГГА, Укртрансбезпеки и Управления патрульной полиции в Киеве.
Укртрансбезпека предоставила исчерпывающий ответ, сообщив, что перевозчик лицензию на перевозку пассажиров не получал.
Кроме того, как отмечается в ответе, в результате проведенных сотрудниками ведомства проверок был выявлен ряд нарушений и в отношении водителей микроавтобусов Uber Shuttle составлено несколько административных протоколов.
Департамент транспортной инфраструктуры КГГА также предоставил информацию об отсутствии каких-либо разрешительных документов, которые давали бы Uber Shuttle право на пассажирские перевозки.
Обычно этот департамент определяет маршруты для перевозчиков, проверяет их целесообразность и то, насколько они дублируют маршруты наземного коммунального транспорта. К проверкам привлекают представителей полиции и Укртрансбезпеки. Как отметили в ведомстве, эти маршруты частично дублируют маршруты общественного транспорта.
Первый заместитель председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы “свободовец” Прохор Антоненко так же заверил журналистов, что до 1 октября вопрос законности автобусов компании на заседании комиссии не рассматривался.
“На комиссии этот вопрос не обсуждали. Последнее заседание было еще в мае, кворума нет. Вообще, это нелегальные перевозки, которые не имеют правовых оснований. Очень странно, что мэр Киева рекламирует нелегальных перевозчиков. Укртрансбезпека должна это контролировать и принимать определенные меры “, – отмечает Антоненко.
Автор прислала вопрос в украинский офис Uber, но на момент публикации там не ответили. Вчера “Экономическая правда” получила письмо от компании, в котором глава по развитию Uber в Центральной и Восточной Европе Георгий Соколянский прокомментировал изложенное в материале .
“Шаттл” без ограничений
По словам заместителя председателя КГГА Дмитрия Давтяна , “ шаттлы” являются пробным проектом. “Они не принимали участия в конкурсах на маршруты. Они не должны ездить по городским маршрутам, не должны останавливаться на остановках коммунального транспорта. Основная проблема, которую я им озвучил, – это игнорирование конкурсов, ведь это дает им конкурентные преимущества. Хотя они оказывают услугу в совершенно ином ценовом диапазоне, которому по качеству нет равных”, – отмечает Давтян.
Инициатива “маршруток” класса “плюс” давно актуальна в столице Украины, поэтому сервис Uber Shuttle, наверное, будет пользоваться спросом.
Впрочем, как оказалось, его работа не соответствует украинскому законодательству: “маршрутки” курсируют нелегально, без разрешительной документации, водители нарушают правила дорожного движения, не имеют удостоверений соответствующей категории, и сам работодатель не соблюдает трудового законодательства, создавая опасные условия труда для водителей.
Автор: Ирина Латыш, журналист движения “Честно”; Экономическая правда