НЕФТЬ С ПРИВКУСОМ МЕТАЛЛА

Нефтепровод «Одесса-Броды» пуст… Государственная компания «Укртранснафта» уже два года безуспешно ищет нефть по всему миру… Евросоюз и США, не предлагая ни евро (цента), упрямо твердят о «перспективности» и «стратегической важности» нефтепровода. Русские готовы уже сейчас дать необходимые 9 млн. тонн для начала работы «трубы»… А параллельно с этим, свою строку в историю «болезни» нашего нефтепровода вписывают донецкие компании, которые решили нагреть руки на стратегическом объекте Украины.Особенности национального лоббизма

С каждым днем «труба» Одесса-Броды» обрастает новыми сторонниками, противниками и слухами. На поверхность всплывают каждый раз новые подробности или достройки нефтепровода до польского города Плоцк, или поиски «Укртранснафтой» новых клиентов для Одесса-Броды где-то в Европе или Казахстане. Соответственно, определенные силы пытаются четко очертить для общественности сферу действия темы нефтепровода «Одесса-Броды». И тема эта, как можно догадаться, не выходит за рамки загадочного и необычайно привлекательного термина «геополитика». То есть, по логике этих сил среднестатистический житель Киева, Львова, Харькова, Одессы или Донецка должен быть свято уверен в том, что торможение или ускорение запуска нефтепровода «Одесса-Броды» — предмет борьбы «темных» и «светлых» сил. Будто бы у Буша и Путина нет других забот, кроме как «сойтись над европейской шахматной доской в борьбе за несчастливую украинскую трубу».

Глас народа (Украина).

Параллельно с мнениями экспертов, политиков и правительственных чиновников, существует мнение общественности. Мой дядя, который всю жизнь безвылазно живет на хуторе под Бродами в нескольких сотнях метров от проложенного нефтепровода и собственными глазами видел рождение «национальной трубы», имеет собственную точку зрения на состояние вещей: «Сейчас, спустя два года после окончания строительства трубы, вся проблема состоит в желании олигархов получить над ней контроль. Они верят, что Буняк построил эту трубу именно для них».

Если разобраться и с головой нырнуть во все тонкости и хитросплетения нефтяных раскладов, то скоро станет понятно, насколько он прав. В нефтяную сферу активно вмешиваются могущественные… металлургические корпорации из, как говорят на Востоке, «самого развитого региона Украины». Собственно говоря, одна из известнейших компаний Украины, которая работает на рынке металлопродукции, природного газа и электроэнергии, решила воспользоваться широким региональным представительством в правительственных кругах, чтобы подменить национальные интересы в проекте «Одесса-Брод» своими собственными, то есть частными. И таким образом получить выгоду. Речь идет об «Индустриальном союзе Донбасса» и о вице-премьер министре по вопросам топливно-энергетического комплекса Виталии Гайдуке и министре ТЭК Сергее Ермилове, которые недавно получили от Президента Леонида Кучмы «последнее китайское предупреждение». Кстати, по «желтой карточке» Гайдук и Ермилов получили за провалы в вотчине их непосредственной ответственности – энергетике и угледобыче. Однако, беспорядок в собственном доме не останавливает «донецких», которые упрямо продвигаются к нефти.

Для чего донецким парням понадобился далекий от них нефтяной бизнес, который, к тому же, принадлежит государству? Это вопрос к размышлению. Однако не очень долгому. Во-первых, господа министры начали наживать на нефти политический капитал, которого им никогда не видать в энергетике. Одно экзальтированное львовское издание уже навесило им на прошлой неделе ярлык «нефтеевропейцев».

Однако, существуют и другие – не очень заметные, но более весомые рычаги. Пренебрегая даже мнением Президента, который призвал правительство к тому, чтобы «полмиллиарда долларов, закопанные в землю», побыстрее заработали, Ермилов и Гайдук упрямо подталкивают государство заплатить еще 100 млн. долларов за достройку «трубы» до Польши.

Да неужели нефть, неконкурентоспособная даже в Бродах, станет привлекательной в Гданьске, куда ее нужно еще прокачать? И нужна ли эта нефть Польше, которая в прошлом году импортировала именно из России 99,4% своих нефтяных потребностей? И неужели очередной долгострой важнее того, чтобы направить эти бешеные деньги на закупку нефти для «Трубы», которая уже есть?

Ответов на эти вопросы пока нет. Ни один эксперт, ни один представитель «Укртранснафты» или правительства до сих пор не обнародовал экономические расчеты целесообразности достройки польского участка. Как тут не вспомнить слов главного творца «Одесса-Броды» Любомира Буняка о «строительстве ради строительства».

И надо признать, что в словах опытнейшего украинского нефтяника есть определенный смысл. Ведь единственным производителем трубы нужного диаметра, которая может использоваться для польской достройки, является Харцызский трубный завод, принадлежащий корпорации «Индустриальный союз Донбасса».

Версия о вполне «конкретном» металлургическом интересе «донецких» к полумертвой трубе, значительно усилится, если полистать польскую прессу. Как сообщало несколько польских и украинских агентств, корпорация «Индустриальный союз Донбасса» высказала желание испытать фортуну в конкурсе на покупку польского государственного металлургического завода Huta Czestoсhowa. Сейчас поляки размышляют над тем, которого из инвесторов можно допустить к документам по изучению предприятия. Завод Huta Czestoсhowa инвестор получит практически бесплатно, но при условии уплаты старых долгов и инвестирования в дальнейшее развитие производства. Главными конкурентами ИСД в борьбе за металлургический завод в Польше станут лондонская LNM, индийская компания Ispat Industries, американская Steel Capital и польская Pro Invest.

Постсоциалистический бартер

ИСД придется привести крайне серьезные аргументы, чтобы получить комбинат «за ноль копеек денег» и победить в такой конкуренции. Как считает обозреватель «металл-Бюлетня» Олег Калита: «Борьба с такими известными и влиятельными корпорациями как Steel Capital потребует от ИСД существенных и нестандартных лоббистских подходов. Что именно станет предметом торгов, в настоящий момент неизвестно – это может быть и более широкий доступ польских товаров на украинский рынок, и выгодное для Польши решение о достройке до Гданьска нефтепровода Одесса-Броды, или что-то другое”.

“Если ИСД победит в конкурсе, это будет сопровождаться существенными уступками Польше в вопросах двусторонних отношений, — считает Валерий Нестеров, аналитик инвестиционной компании “Тройка-Диалог”, — поэтому Украине нужно задуматься над тем, что ей выгоднее, чтобы покупка метзавода за рубежом не обошлась государству очень дорого из-за большого количества таких уступок полякам”.

Чтобы читатель не воспринимал все вышеприведенное как фантазии автора, приведем слова польских чиновников. Во-первых, пресс-служба посольства Польши в Украине подтвердила, что в ходе своего июньского визита в Польшу вице-премьер министр Виталий Гайдук провел переговоры о возможной покупке завода Huta Czestoсhowa украинской фирмой. Если это можно воспринимать как сотрудничество двух государств, то следующий случай раскрывает глаза на истинную взаимную доброжелательность поляков и донецких.

Министерство экономики Польши высказало готовность содействовать участию в конкурсе украинской компании (речь идет об ИСД), если украинское правительство гарантирует содействие нескольким совместным украино-польским проектам (одним из них является строительство «трубы» из Бродов до Плоцка). «Во время встречи с Гайдуком удалось найти взаимопонимание и уточнить позиции по ряду вопросов». В этом месте уже, наверное, пора сказать, что одним из крупнейших акционеров ИСД является фирма «Визави», которая, как утверждают, очень близка к вице-премьеру Гайдуку.

Значит, можно допустить, что формула размена выглядит следующим образом: ИСД получит металлургический завод фактически за бесценок в обмен на торможение процесса наполнения нефтью «трубы» «Одесса-Броды», а поляки – возможность достройки 500-километрового отрезка из Бродов до Плоцка.

Стоимость польского участка нефтепровода составляет 350-400 млн. евро. Скорее всего, строительство будет профинансировано странами Евросоюза. Сколько можно заработать или же «отмыть» денег, если удачно продумать и осуществить строительные работы, расскажет вам любой смекалистый студент-экономист. Вот вам и совместное предприятие поляков и донецких, о котором столько говорили Ермилов вместе с руководителем «Укртранснефти» Тодийчуком. Вследствие этого получаем такой себе постсоциалистический бартер. И смешно, и грустно.

Вместо эпилога

Как видим, проект «Одесса-Броды» вызывает живой интерес не только у нефтяных компаний, а и, как говорят», в «смежных» отраслях экономики, как например металлургия. Удивляет одно, как быстро готовы продать украинские интересы украинские же предприятия. Готовность пролоббировать выделение по меньшей мере 100 миллионов долларов из госбюджета в обмен на один из нескольких посредственных металлургических комбинатов Польши – если этого еще не случилось, может войти в учебники по экономике в раздел «Как распродавать собственное государство».

Ведь уже сегодня государственная «труба» может зарабатывать до 100 миллионов долларов в год на транзите российской нефти. Но какой в этом «донецкий интерес»? Однако, лоббизм Гайдука и Ермилова не должен остаться незамеченным или безнаказанным. А до того времени мирный лоббизм уже выполнит свою черную миссию и мы почувствуем, какой будет нефть в «трубе» «Одесса-Броды» с привкусом донецкого металла.

P.S. Когда верстался номер, стало известно об углублении донецко-польского «сотрудничества» по вопросам строительства нефтепровода Броды-Плоцк.

В конце прошлой недели в Донецке (!) состоялся польско-украинский бизнес-форум. В ходе встречи, между «Укртранснафтой» и польской PERN “Przyjazn” был подписан меморандум о создании совместного предприятия по строительству трубы до Плоцка. Как подчеркнул глава украинской нефтетранспортной компании Александр Тодийчук, работы начнутся уже в 2004 году, и пройдут в сжатые сроки – не более 2-3 лет.

Награда нашла своих героев. Через час после подписания меморандума, премьер-министр Польши Лешек Миллер заявил, что ознакомился с работой ИСД и не видит преград для того, чтобы корпорация победила в конкурсе. А на следующий день уже Тодийчук пошел на повышение: его назначили президентом ОАО «Укртранснафта».

Георгий Нарбут, «Львовская Газета»

Читайте также: