«Автодор»: притон для жуликов, или школа для дураков?

Бесцельное брожение по Интернету иногда напоминает прогулку по берегу моря после шторма: нет-нет, да и наткнешься на что-нибудь «эдакое». А, наткнувшись, начинаешь более внимательно осматривать «окрестности». И, если повезет, такие поиски могут привести к замечательным открытиям… История одного невозвращенного кредита

Толчком к этим изысканиям послужила статья, размещенная на сайте «Версии», где рассказывается печальная история о том, как один банк дал одной фирме кредит, а та его не вернула. Концовка в истории закручена довольно лихо, и именно это обстоятельство заставило припомнить некоторые подробности, на мой взгляд, пикантно дополняющие пресноватый перечень фактов.

Для тех же, кому лень «шерстить» по ссылкам, коротко изложу канву этой кредитной истории. В августе 2004 года ООО «Тревел-груп» заключило с КБ «Мисто Банк» договор о получении кредита. В обеспечение обязательств по кредиту они также подписали между собой соглашение о залоге имущественных прав по договору о поставке, заключенном между «Тревел-груп» и Дочерним предприятием «Укрдорпостачсервис» ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины» (которая, в свою очередь, является 100%-ой «дочкой» ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины»).

Если совсем просто, то схема кредитной сделки выглядела так: банк предоставляет фирме кредит, фирма на эти деньги закупает и поставляет «Укрдорпостачсервису» строительные материалы (битум и другие товары); в случае, если фирма («Тревел-групп») не сможет вернуть кредит, банку переходят те средства, которые «Укрдорпостачсервис» должен был заплатить за стройматериалы.

Такая формула сделки является очень распространенной, все договора были составлены качественно, учитывали интересы всех сторон – в полном соответствии с законодательством. Главное, что нужно запомнить на этом этапе, это то, что фактически деньги, которые потребитель битума должен был заплатить за поставленный товар, находились в залоге у «Мисто Банка».

В марте 2005 года начались проблемы. Для начала «Тревел-груп» перестала платить по процентам, а 10 августа прошлого года эта компания не вернула и основную сумму кредита. «Мисто банк» в судебном порядке потребовал признать себя кредитором по взиманию задолженности с заставодателя, т.е. — с ДП «Укрдорпостачсервис».

Началась обычное для таких историй хождение по проверенному маршруту: Хозяйственный суд г. Киева — Киевский апелляционный хозяйственный суд — Высший хозяйственный суд Украины. В конце концов, банк победил, но это ему пока ничего не дало, так как по версии «Версий» (извините за невольный каламбур) «… с марта 2006 года предпринимаются активные действия по банкротству ДП «Укрдорпостачсервис», в связи с чем на предприятии введено арбитражное управление, а на его счета не падает ни одна копейка. Есть все основания считать, что финансовые потоки «Автодора» сознательно перенаправлены в обход ДП «Укрдорпостачсервис» с тем, чтобы сделать невозможным исполнение решений суда».

Что и говорить, скучно и банально. Самое же интересное кроется в деталях судебных разборок и в личности руководителей «Тревел-групп», которых солидное государственное предприятие (с многомиллиардным оборотом бюджетных средств, между прочим) выбрало себе в партнеры.

Долги платят только трусы, а не зарабатывают на них только глупцы

Если кто-то подумал, что ООО «Тревел-груп» самоустранился от судебной тяжбы, он ничего не смыслит в коммерции. Нет, естественно его представители усердно отбывали роль статистов-ответчиков при рассмотрении иска, поданного обманутым кредитором. Но эти действия, более всего подходящие под олимпийский принцип «главное – участие, а не победа» были не более чем отвлекающим маневром. Основная операция проводилась в… том же Хозяйственном суде, но при рассмотрении другого дела, в котором «Тревел-груп» выступало уже в гораздо более приятной роли истца.

Оказывается, «ничтоже сумняшеся» руководство «Тревел-груп» подало иск на ДП «Укрдорпостачсервис», не оплатившее в полном объеме (к этому обстоятельству мы вернемся отдельно) стоимость поставленных материалов. Хочу еще подчеркнуть: подобные действия со стороны «частника» не вызывает удивления. Они, скорее, напоминают жульническое поведение официанта из известного анекдота с его финальной меланхоличной фразой «Не проконало». Но вот о чем думало руководство государственной структуры, которое, выступая истцом, фактически обмануло суд, не сообщив тому обстоятельства, делающих иск «Тревел-груп» незаконным?! Напомним, что контрактные обязательства по договору между «Тревел-груп» и ДП «Укрдорпостачсервис» являлись залогом в получении кредита и, согласно судебному решению именно КБ «Мисто банк», а не «Тревел-груп» получил право на взыскание долгов с ДП «Укрдорпостачсервис». Впрочем, видимо этот вопрос, следует отнести к разряду риторических.

Введенный в обман суд принимает решение о взыскании с ДП «Укрдорпостачсервис» в пользу ООО «Тревел-груп» задолженности по договору поставки, пеню и 3% годовых. С учетом же всех обстоятельств получалось, что руководство «Тревел-груп» наживалось дважды. Во-первых, на не возврате кредита. Во-вторых, на взыскании долга с госструктуры. Особо подчеркнем именно это обстоятельство, так как получалось, что основной «гешефт» образовывался из бюджетных денег, которые государство доверило «Автодору» и созданным вокруг него структурам.

Как ни крути, а подобная «благотворительность» наводит на весьма прозрачные выводы о сговоре… Особенно если учесть, что к моменту принятия этого решения уже всем было ясно, что «Тревел-груп» представляет собой чисто жульническую структуру с большим шлейфом разнообразных афер за спиной.

Кстати, после того, как банкиры обнаружили, что их собираются незатейливо кинуть, выяснилось, что ДП «Укрдорпостачсервис» таки перечислял кое-какие суммы «Тревел-груп», но не на те счета и не в том банке, что указан в договоре о кредитовании. Другими словами, ДП само создало для жуликов из «Трвел-груп» удобный повод для не возврата кредита…

Скажи мне кто твой партнер, и я скажу, кто ты

На этом можно было бы закончить дополнение к истории одного невозвращенного кредита. Да есть еще штришок, придающий вышеописанной картине законченность и совершенство. Оказывается, что руководство ООО «Тревел-груп» является учредителем ООО «САТ» и в качестве руководителя последнего некто Иванов Сергей Петрович не так давно взял кредит в ЗАО КБ «ПриватБанк», предоставив в качестве залога грузовой автомобиль с прицепом.

Вас интересует, чем закончилась эта история, или все и так понятно?! Для недогадливых сообщу, что, получив кредит, гр. Иванов продал имущество, находящееся в залоге, и скрылся в неизвестном направлении. При этом ООО «САТ», естественно, перестал подавать признаки жизни.

Само собой понятно, что подобные примитивные и наглые аферы невозможны без прикрытия. «Тревел-груп», после «съема» при участии «Автодора» солидного куска с «Мисто Банка», скорее всего, бесследно растворится во времени и пространстве. На его место в «схемах» тут же придет другая структура, тем более что недостатка в них не ощущается.

Во всяком случае, к такому выводу неизбежно приходишь при изучении мини-империи некоего Гринюка Владимира Владимировича, гражданина РФ, 1962 года рождения. Итак, господин Гринюк В.В. вместе со своей женой Гринюк (Пурхало) Викторией Анатольевной, являются учредителями структуры под названием ООО «Нафта-Груп». Которая, в свою очередь, контролирует «Тревел-груп» (учредители – Пурхало Светлана Анатольевна, Пурхало Зоряна Анатольевна, директор – уже упоминавшийся Иванов Сергей Петрович); «Укркоксохиммонтаж» (учредитель – Пурхало Зоряна Анатольевна), ЗАО «Захид–нафта–груп»; а также целый ряд других фирм, среди которых стоит отметить ООО «Вилан» (здесь Гринюк-Пурхало Виктория Анатольевна уже числится директором) и ООО «Планета Боулинг». На этом метастазы, конечно, не заканчиваются. Например, как мы уже отмечали, «Тревел-груп» в свою очередь является учредителем ООО «САТ» , и т.д.

Очень характерный штрих – никаких следов самого Гринюка В.В. ни по одному из многочисленных мест регистрации, которые он указывал при создании предприятий в России и Украине (Сочи, Ростовская область, Москва, Киев и др.), обнаружить не удалось.

Помнится, недавно в Киеве уже был на продолжительных гастролях один «крупный бизнесмен» похожего стиля, учредитель множества структур под общим неофициальным названием «Элита Центр», которого мы знаем по фамилии одного из девяти (по утверждению правоохранителей) паспортов – некто Волконский. И где теперь тот Волконский, вместе с чужими деньгами?…

И все же не могу отказать себе в удовольствии, дабы не задать пару-тройку вопросов по поводу «Автодора», руководителю которого — г-ну Гуржосу — в Интернете разве что оды не поют: «Глядя на него — всегда подтянутого и оптимистичного — и впрямь начинаешь верить, что лет через пять наши дороги будут такими же, как в странах Восточной Европы (т.е. той, что сразу на запад от Украины). Впрочем, как еще может выглядеть человек, которому прямо перед объективами телекамер одолжили несколько миллионов долларов на строительство дорог».

Интересно, дали бы г-ну Гуржосу несколько миллиардов долларов, если бы знали, что подведомственные ему структуры замечены в банальном мошенничестве?

Известно, ли г-ну Гуржосу, ведомство которого до недавнего времени регулярно жаловалось на хроническое недофинансирование, что подведомственные ему структуры используют схемы, рассчитанные фактически на «дерибан» бюджетных средств?

И, наконец, в свете вышесказанного, наверное, уместным будет последний вопрос. А что собственно имел в виду г-н Гуржос, когда подводя итоги на апрельской коллегии выдал такую сентенцию: «В целом 2005 год был для нас удачным. Задачи, которые стояли перед нами, мы выполнили…»???

Иван Гальперин, Политикантроп

Читайте также: