Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Владельцы «евроблях» обещают в мае «войну» с полицией

Владельцы «евроблях» обещают в мае «войну» с полицией
Владельцы «евроблях» обещают в мае «войну» с полицией

Законы о растаможивании «блях», принятые в Раде, больше всего сказались на пограничных областях. Тысячи авто, на которых каждые пять дней их владельцы были вынуждены ездить на «пересечку», теперь невыездные. С этим явлением исчезает и целый пласт жизни жителей этих регионов. А также бизнес, который пытались вести люди, курсируя между двумя границами.

В репортаже из Закарпатья журналисты издания «КРАПКА» рассказывают о том, что происходит с ценами на «бляхи» на приграничных автобазарах, на что готовы радикально настроенные владельцы машин и почему они подозревают организацию «Авто Евро Сила» в сотрудничестве с властью.

«Свидетели пятого дня»

«Пересечка» теперь в истории, и первое, что бросается в глаза на пограничных пунктах пропуска, – отсутствие очередей. «Свидетели пятого дня», как в шутку называли «пересечников», боятся пересекать границу, ведь при возвращении будут вынуждены растаможивать авто или вносить за него большой залог.

«У моей подруги ребенок вырос в «пересечке». У подруги три года есть «бляха», так что сына, которому сейчас четыре, все время возила с собой. Муж у нее не водит, и она в этих «пересечках» все время. Могли полночи простоять в очереди, потому что на словацкой границе они всегда были огромные», – рассказывает нам жительница Ужгорода Ирина.

Также практически исчез связанный с «пересечниками» бизнес. Обычно люди пытались «отбить» горючее: например, возили за границу сигареты и алкоголь, а оттуда – бытовую химию или какую-то технику. Однако другие относились к этому серьезно: занимались секонд-хендом, брали с собой пассажиров или «пиджаков» – людей, которые перевозили различные товары на себе.

«Теперь, чтобы продолжать этим заниматься, машину надо растаможить. Но автомобили на украинских номерах будут бросаться в глаза. В приграничных регионах полицейские смотрят на такие авто «с аппетитом», ведь для них мы потенциальные нарушители. Во-первых, у нас языковой барьер, во-вторых, могут возникнуть вопросы к аптечке. И не менее 20 евро надо будет выложить», – говорит руководитель закарпатского отделения ОО «Доступное авто» Павел Билецкий.

Исключение составляют лишь те закарпатцы, у которых есть двойное гражданство. Пересекая границу, они могут показывать второй паспорт. В этом случае с их автомобилем ничего не будет, поэтому растаможивать его не надо.

«Если не смогу продать, поставлю в гараж»

Местные автомобилисты говорят, что в Закарпатье на «бляхах» ездит чуть ли не каждое третье авто. Преимущественно это дешевые машины «для езды, а не для понтов», которым больше десяти лет. Хотя есть и относительно новые модели, приобретенные за 6–7 тыс. долл. Отмена «пересечки» заставляет владельцев задуматься об их продаже.

Чтобы понять, что теперь происходит с ценами, журналист «КРАПКИ» поехал на авторынок, который в Ужгороде собирается каждое воскресенье на окружной. Снова помог житель Ужгорода Роман Стойка, с которым журналисты ездили в Словакию смотреть на оставленные там украинцами автомобили.

На ужгородском авторынке «бляхи» ставят не на основной площадке, а по обе стороны от проезжей части – экономят на аренде места. Мы ожидали увидеть здесь сотни машин на иностранной регистрации, однако их оказалось меньше: примерно каждый пятый автомобиль. Это седаны, универсалы, хэтчбеки, бусы. Цены стартуют с 2–2,5 тыс. долл.

Даже те, у кого авто стоят меньше двух тысяч, отдавать за бесценок все равно не хотят.

«Я прошу 1300 долл., – называет стоимость украшенной иероглифами Audi продавец. – За 1 тыс. долл. не продам – ​​повезу в Венгрию, там ее за 1300 точно купят».

Наш проводник Роман Стойка объясняет: чувствовать себя так уверенно продавцу Audi позволяет второй паспорт – Венгрии или Словакии. С ним он в любой момент может выехать и заехать в Украину, не рискуя потерять авто.

А вот кому не позавидуешь, так это владельцу BMW на британских номерах. Авто 2003 года, уже переоборудованное с правого на левый руль, житель Ужгорода Василий приобрел год назад в Украине. Отдал 2800 долл., успел наездить около пяти тысяч. И вот вышел на рынок.

На машине титановые диски и новый комплект зимней резины. Однако, продаст ли ее за 2300 долл., мужчина не знает – говорит, что людей, которые интересуются, мало.

«Все катались, поэтому и я купил. Или мне надо было покупать «девяносто девятку» или «Сенс»? А это же BMW  комфорт, машина скоростная, технически лучше. Теперь все ждут изменения законов, но вряд ли из этого что-то получится. Когда я ее покупал, отдал 2800 долл., а за растаможивание теперь придется отдать не менее 2500 евро. Плюс ее же надо снять с учета в Великобритании, а одни билеты только в 1 тыс. долл. обойдутся. Кто ее снимет? – объясняет «КРАПКЕ» Василий. – Если не продам, то будет стоять в гараже. За 500 долл. ее не отдам. Я только за одну зимнюю резину заплатил 250 долл., и титановые диски долларов 300 стоят. Денег насобираю и куплю такую ​​же на наших номерах, а эта будет как «донор».

В общем рыночные цены на «евробляхи» упали, однако не так сильно, как можно было бы подумать. В среднем продавцы скинули 100–200 евро.

«Машин на «еврономерах», как видим, достаточно много. Некоторые люди пытаются от них избавиться, потому что не знают, что с ними делать. Некоторые выжидают. Что касается цен, то они упали, но не так сильно, как кто-то мог ожидать. Буквально на 100–200 евро, – комментирует ситуацию Роман Стойка. – Мы видели некоторые автомобили с желтыми номерами. Это означает, что их владельцы собираются их растаможить. Но таких единицы».

Покупатели же, по его словам, находятся в режиме ожидания – хотят посмотреть, что будет дальше.

В то же время закарпатские автомобилисты прогнозируют, что через некоторое время, когда ввоз «блях» в Украину окончательно прекратится, начнут расти цены на автомобили на украинской регистрации. Ранее же наличие «евроавто» на рынке сдерживало, а то и снижало цены, от чего проигрывали их владельцы.

Кто решается растаможивать – берет кредит

Ситуацию, в которой оказались владельцы «евроавто», они описывают словом «удручающая». Самой большой проблемой считают оценку стоимости автомобиля при растаможивании. Причина в том, что таможни, как правило, не исходят из документов о покупке, которые предоставляют люди, а определяют цену авто в соответствии с каталогом «Шваке». Там указана среднеевропейская цена подержанных авто, которая к тому же не учитывает реальное состояние машины. И хотя глава налогового комитета Верховной Рады Нина Южанина на днях дала ГФС указание ориентироваться на документы, на самом деле мало что изменилось, говорят люди.

«Публичная реклама помощи автовладельцам с оценкой на деле не работает. Когда таможенник формирует оценку, в программе выскакивает так называемый риск и предлагает оценку по «Шваке». То есть программа оценивает по-старому, завышенно. Надо соответствующее распоряжение ГФС, которого пока нет. А все остальное – популизм, – рассказывает «КРАПКЕ» Павел Билецкий. – Каталог «Шваке» не всегда позволяет оценить авто объективно, в соответствии с его состоянием и возрастом. В таких случаях информацию об авто отправляли на Киев, а там людям неизвестно на основе каких показателей рисовали такие космические суммы стоимости растаможивания, за которые здесь можно купить аналогичные машины».

Он приводит пример. За растаможивание «Фольксваген Шаран» 2005 года объемом 1,9 л, который купили в Европе за 3 тыс. евро, на таможне просят 8 тыс. евро.

«Поэтому сами брокеры предлагают тем, кто пошел на растаможивание, взять паузу, потому что придется сильно переплачивать  минимум лишних 400 евро», – говорит Павел Билецкий.

Не спешат растаможивать и потому, что не у всех есть не это средства. Чтобы собрать даже 2–3 тыс. евро, многие занимают или берут кредиты.

Чиновники- «бляхеры» боятся бдительных граждан

Интересно, что, несмотря на популярность «блях» среди жителей региона, местные чиновники езды на таких авто избегают. Причина в бдительных гражданах, которые, когда видят такие случаи, сообщают в «нужные службы». В качестве примера люди вспоминают случай с одним из прокуроров Тячевского района, который ездил на Volkswagen на польской регистрации. Активисты быстро вычислили, что автомобиль был ввезен иностранцем, поэтому прокурор не имел права им пользоваться. В конце концов прокурора заставили пойти на таможню и заплатить штраф.

Местные говорят, что тем, кто «при должностях», доходы позволяют ездить и на дорогих авто с украинской регистрацией. Случается, что на «бляхах» ездят полицейские и пограничники, но назвать это явление массовым нельзя.

«Заробитчане» стоят в очередях на консульский учет

Еще один до сих пор не развязанный узел – судьба авто, которыми пользуются «заробитчане». В Чехии, например, не все они находятся на консульском учете, поэтому права ездить на «еврономере» в Украине в течение 60 дней у них нет.

«Мне сигнализируют о том, что в Чехии до февраля очередь на постановку на учет забита. То есть люди к Рождеству физически не успеют встать. Они доедут до границы, а дальше что? Машины придется где-то оставить. И будет или много конфликтов на границе, или страшные очереди. А главное, что ждет нас в мае, когда начнут штрафовать? Это будет «гражданская война» между владельцами автомобилей и полицейскими, которые будут их отлавливать. Поэтому я сочувствую этим полицейским. Но я сам не знаю, что делать, ведь у меня самого такой автомобиль», говорит Павел Билецкий.

В словацком городке Михаловце, на регистрацию в котором приходится около 80% закарпатских «блях» словацкого происхождения, сейчас сложилась анекдотическая ситуация: там закончились транзитные номера. Когда украинцы стали снимать авто с учета, на всех не хватило, поэтому полиция пообещала через неделю привезти из Братиславы дополнительную партию.

Впрочем, если говорить глобально, растаможить свои авто пока готовы не более 30% владельцев. Остальные ждут отмены законов, веря, что «все обойдется».

«Я зажигаю огонь. Но нам нужны «зажигалки»

Отдельная большая группа закарпатских «ебробляхеров» – сторонники «десяти процентов». Это люди, которые готовы платить за растаможивание авто не более 10% их стоимости. Такую идею предлагает нардеп из Ивано-Франковщины Юрий Деревянко. Недавно в Ужгороде состоялась встреча этих автомобилистов, на которую пришло около 500 человек. В городе говорят, что это было самое большое собрание автомобилистов в истории Закарпатья.

Однако другие считают, что это популизм перед выборами. Мол, людям рассказывают то, что они хотят услышать, тогда как закон о растаможивании уже действует, а необходимого количества депутатов, чтобы его отменить, нет.

Также есть небольшая группа «Доступное авто», которую представляет Павел Билецкий.

«Мы отказались от массовости, занимаемся аналитикой и предоставляем людям информацию о том, как уберечься от штрафов, какие документы иметь, как вести себя с таможенниками и полицейскими. Конечно, мы поддерживаем отмену законов. Поддерживаем идею Деревянко о 10%. Но мы понимаем, что при этой власти, при этой Раде соответствующее решение не будет принято»,  рассказывает о своей деятельности активист.

Есть и радикальные ячейки. В них настроены блокировать дороги, ехать в Киев и «перекрывать» бизнес тем депутатам, которые голосовали за законы. Таких активистов объединила организация «Доста» (по-русски «Хватит»). Это довольно радикальное образование: на их встречи приезжают даже киевляне, которые не нашли общего языка или разочаровались в лидерах столичных активистов.

Журналист «КРАПКИ» побывал на собрании «Доста», организованном в ужгородской гостинице «Интурист».

«Борьба за «бляхи» началась у нас. И самая жесткая она у нас. Мы просим всю Украину последовать нашему примеру. У каждого есть свои проблемы на местах, и их надо использовать. «Зажимайте» ваших депутатов, которые идут в Верховную Раду. Они должны знать, что не вернутся. Депутаты боятся. Они должны ехать в Киев и думать, как будут возвращаться оттуда.

Мы не хотим революции. Надо понимать, что Майдана не будет  никто не позволит. И люди не соберутся, потому что нет идеолога, который бы его сделал. Надо объединить людей действиями.

Я зажигаю огонь. Но на всю Украину меня не хватит. Нам нужны «зажигалки». Нам надо показать зубы. Собрать в каждой области 100 человек  больше не надо. Эти 100 человек должны съехаться в одну точку, и это будет 2 тыс. человек. Этого достаточно. Революцию делали сотни, а не миллионы»,  отметил в выступлении лидер «Доста» Павел Павлов.

За что здесь не любят «Авто Евро Силу»

Интересно, что в принятии законов, которые разрушили традиционный уклад, «бляхеры», которые жили от «пересечки», не в последнюю очередь винят столичных «бляховодов». Те, мол, домитинговались. Более того, некоторые прямо обвиняют организацию «Авто Евро Сила» в сотрудничестве с властью.

«Мы здесь спокойно жили и митингов с блокировками дорог практически не проводили, потому что понимали, что этим мешаем другим людям. После того как в конце 2016 года в Закарпатье появилась «Авто Евро Сила», нам все возможности перекрыли. Когда АЕС начала митинговать под стенами Верховной Рады, вопрос встал остро и решился не в нашу пользу. О чем это говорит? О том, что АЕС  просто ручная организация президента, Нины Южаниной, которая создает нужный им фон: «Община пришла, община требует». Сначала их лидеры признавались, что принимали участие в разработке законопроектов. А когда их приняли и увидели, что люди не согласны, быстро перестроились и стали говорить: «Нет, мы против». Из-за того, что им поверило много людей, они заглушили другие общественные организации, что тоже было выгодно власти. Они и раскололи всех активистов. А когда увидели, что серьезной силы нет, что «автомайдана» в Украине не будет, позволили власти принять вредные законы»,  рассказал на правах анонимности один из закарпатских «бляхеров».

Автор:  Ярослав Маркин; «КРАПКА»

Exit mobile version