Можно ли выиграть машину и квартиру в лотерею, как обещает реклама?
«Каждый день мы разыгрываем 100 нетбуков, 500 фотоаппаратов и 1000 mp3-плееров». С такими условиями сейчас выходит почти каждая вторая телереклама. Вот и бросаются граждане в магазины, покупая оптом стиральный порошок, упаковки йогуртов, ящики пива и блоки сигарет. Но кто-нибудь хоть раз видел тех счастливчиков, что получают эти призы?
Лично я – нет. И уж тем более не знаю ни одного, кто выиграл бы по-настоящему ценный приз – автомобиль или квартиру. Возникает вопрос: можно ли доверять организаторам подобных лотерей? И стоит ли поддаваться на их уловки ради получения потенциального выигрыша?
ВЫИГРЫВАЮТ ДРУЗЬЯ И ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ?
– А я ездил от одной радиостанции на концерт Мадонны, – пару лет назад рассказал мне знакомый.
– Да ладно, неужели выиграл? – удивился я.
– А то! – воскликнул он и подмигнул: – Еще бы я не выиграл, когда у меня там друзья работают…
Оказывается, подтасовать итоги промоакции – плевое дело.
– В нашей фирме никакого реального розыгрыша не проводили, – рассказал «КП» Вадим, бывший сотрудник крупной рекламной компании. – Победителем становился тот, на кого указывали пальцем менеджеры отдела маркетинга. Естественно, выигрывал, как правило, чей-либо дальний родственник или знакомый, который потом делился с организаторами частью выигрыша.
Бывает, что судьба главного приза решается и руководством компании.
– Один мой знакомый, работающий вице-президентом по маркетингу в крупной компании, рассказал такую историю, – говорит Виктор Майклсон, управляющий партнер группы «Коммуникатор». – По заданию босса они несколько часов решали, как сделать так, чтобы на законных основаниях никому не отдавать главный приз. Не помню какую, но лазейку они нашли. Во многих компаниях считается высшим пилотажем таким образом дурить клиентов. А потом кто-то из менеджеров получает премию за то, что смог сэкономить часть денег корпорации.
Есть и более «безобидные» методы подтасовки результатов.
– Один раз организатор выставил нам ряд условий, – рассказал Вадим. – Во-первых, среди двух победителей обязательно должны были быть мужчина и женщина. А мы, к слову, моторное масло рекламировали. Во-вторых, оба должны быть симпатичными, чтобы их лица потом можно было в журнальной рекламе тиражировать. И в-третьих, призом была поездка за рубеж, поэтому отбирали мы только тех, у кого уже есть загранпаспорт, чтобы не надо было заниматься его оформлением.
ПРИЗЫ ЛЮБЯТ ТИШИНУ
Чтобы привлечь еще больше покупателей, организаторы всячески доказывают, что розыгрыш проводится честно. Счастливые лица победителей, разъезжающих на призовых авто или входящих в новую квартиру, тиражируются на всю страну. Но вот найти этих людей оказалось делом непростым. Все компании, к которым корреспондент обратился с просьбой дать контакты победителей, ответили резким отказом. И даже те, кого удалось найти через их странички в социальных сетях, на запросы редакции не откликнулись.
– Это конфиденциальная информация, – сказали нам в одной из крупных сетей магазинов, только что разыгравшей несколько квартир среди своих клиентов.
– Но вы же их лица и имена в рекламе используете? Какая тут конфиденциальность?
– Это предмет наших личных с ними договоренностей, – только и был ответ. – На журналистов это не распространяется.
А значит, не распространяется и на других участников лотереи, которым этот приз не достался. Конечно, конфиденциальность – это плюс для тех, кто выиграл приз. Зачем им лишняя огласка – деньги любят тишину. Но с другой стороны, возникает подозрение: все ли конкурсы проводятся честно? И кто-то же должен их проверять?!
– Налоговая проверяет от силы 2 – 3 лотереи из 10, – пояснили корреспонденту в одной из компаний, занимающихся юридической поддержкой таких розыгрышей. – Они проверяют отчетность, спрашивают, на каком основании приз был выдан именно этому человеку, и т. д. Но мы поможем вам оформить документы таким образом, что налоговая не придерется.
НИКТО НЕ БУДЕТ ПОРТИТЬ РЕПУТАЦИЮ
Получается, у организаторов лотерей есть масса способов, чтобы подтасовать результаты. Да и в правилах каждой акции указано, что если фирма не выбрала победителя или он по каким-либо причинам отказался от приза (говорят, бывает и такое), то фирма может оставить его себе. Другой вопрос – пользуются ли этими уловками организаторы.
– Конечно, махинации везде присутствуют, но я считаю, что в большинстве случаев квартиры, автомобили и другие крупные призы действительно разыгрываются среди обычных людей, – уверен Сергей Пархоменко, гендиректор пиар-агентства «Идеи и Решения». – Как правило, эти расходы несопоставимы с той отдачей, которую организатор получает благодаря промоакции. Компаниям нет смысла рисковать своей репутацией из-за сравнительно небольших денег.
Подтверждают эти слова и те, кто постоянно участвует во всевозможных акциях и розыгрышах. Они величают себя призоловами или, на английский манер, промохантерами.
– Никто своим имиджем рисковать не станет, – говорит призолов Андрей. – Квартира в крупном российском городе стоит 2 – 3 млн. рублей. Что это для крупной компании? 2000 покупателей, потративших по 1000 руб. в супермаркете за 1 раз, или выручка сети магазинов за 20 секунд! Мелочь, которую никто и не заметит. А посчитайте тот урон, который нанесет своей репутации марка, если станет известно, что розыгрыш – это лохотрон!
Как уверяют призоловы, обычные люди действительно выигрывают и ноутбуки, и часы, и ювелирные изделия, и другие вещи. В том числе и самые крупные призы, на которых обычно основываются все рекламные кампании.
– Двое моих знакомых по промохантерским форумам недавно выиграли машины у одного автодилера, – говорит Андрей. – Еще одна победила в сигаретной акции и получила квартиру. Обычные простые люди – никакого блата.
Негативные примеры, по словам призоловов, тоже есть, но их меньшинство.
При этом наибольшая часть призов достается промохантерам, для которых погоня за халявой стала спортом или даже работой, приносящей доход.
– Одна девушка, занимающаяся промохантингом, как-то жаловалась, что ее парни часто бросают, – рассказал Андрей. – Когда они вместе по парку гуляют, она не может ни одной брошенной пустой пачки сигарет или пивной пробки пропустить. Парням стыдно, они ее побирушкой обзывают и бросают.
Выходит, дело не в блате и не в уловках организаторов?! В конкурсах, как правило, побеждают вот такие «профессионалы» – в этом неофициально признались и сами организаторы розыгрышей и акций. Опыт плюс теория вероятностей – неужели это весь секрет успеха?
ПАМЯТКА
Советы призоловов: как победить в лотерее
1. Главное – скорость. Как правило, самые хорошие призы расходятся в первую очередь. Поэтому призоловы следят за всеми новыми акциями (см. «Полезные ссылки») и без промедления начинают в них участвовать.
2. Новичкам не стоит бросаться в этот омут с головой и принимать участие в каждом розыгрыше без разбору. А то можно и деньги потратить, и призов никаких не получить. Бессмысленно покупать те товары, которые в будущем вам не понадобятся или пропадут.
– Я для этой акции 25 баклажек по 2,5 литра купил, – поделился пользователь на одном из промохантерских форумов. – Кучу денег потратил, а в итоге ничего не выиграл. Да и большую часть пива все равно пришлось вылить. Ну не могу я столько пить!
Лучше покупать лишь те товары, которые вы часто используете, а торговая марка для вас не играет принципиальной роли.
3. Нет смысла играть в те конкурсы, где проводится онлайн-голосование среди самих пользователей (например, конкурс на лучшее фото или лучший дизайн). Промохантеры уже наладили систему накручивания голосов (просят всех друзей и знакомых проголосовать за них), так что о честной оценке можно и не мечтать.
4. Новичкам противопоказано участвовать в тех лотереях, где требуются дополнительные вложения – например, если нужно отправлять платные эсэмэски для регистрации кодов. Этим приемом очень часто пользуются мошенники.
5. И помните, что призы не совсем бесплатны. Некоторые компании сами платят налоги за победителей (это если приз денежный), но большинство перекладывают эту обязанность на клиентов.
(Печатается с сокращениями.)
Автор: Евгений Беляков, КП
Tweet