Украина: ВИЧ поражает всех
Каждый день от СПИДа умирает восемь украинцев. Если в 90-е ВИЧ распространялся в основном среди наркоманов и проституток, сегодня 51% тех, у кого в крови обнаружили опасный вирус, к этим категориям не относятся. Это просто молодые люди, ведущие активную половую жизнь. Тем временем в Украине антиретровирусных препаратов на всех, живущих с ВИЧ, не хватает.
О надежде и безнадежности в день памяти людей, умерших от СПИДа, в Киеве на Михайловской площади говорили активисты Всеукраинской сети ЛЖВ (людей, живущих с ВИЧ) и представители украинского бомонда.
Активисты ЛЖВ из каждой области Украины привезли покрывало, на котором вышили или написали имена умерших от СПИДа. Каждое такое мемориальное сукно расстелили на Михайловской площади – получилось 300 квадратных метров скорби. «Не дайте умереть, когда уже умру я», – вышито на покрывале, привезенном из Черкасс. «Витя, 26 лет. Так и не увидел своего сына», – надпись на лоскутном сукне из Ужгорода.
За годы независимости из-за СПИДа мы потеряли 21 000 граждан. Большинство из них – люди в возрасте 25–49 лет. И тенденция неутешительная. В своем пресс-релизе организаторы поминальной акции указали шокирующие цифры. По оценкам UNAIDS, в Украине живет 360 000 ВИЧ-позитивных людей. Нуждается в лечении 92 тысячи, получает его всего лишь 22 697 человек. АРВ-препаратов для детей хронически не хватает.
По словам главы Координационного совета благотворительной организации «Всеукраинская сеть людей, живущих в ВИЧ/СПИД» Владимира Жовтяка, лечение одного человека от смертельно опасного вируса – отнюдь не баснословные деньги.
«Сегодня существует множество мифов о рациональности и высокой стоимости лечения ВИЧ/СПИДа, – считает Владимир Жовтяк. – Мало кто знает, что минимальный курс АРВ-терапии в Украине стоит $234 или 1 872 грн в год, в день соответственно – 5 грн 13 коп. Обеспечение всех ВИЧ-позитивных людей АРВ-терапией – обязанность государства, которая на сегодня не выполняется. Последствия этого мы можем увидеть уже сегодня здесь, на Михайловской площади».
Украина занимает первое место в Европе и Центральной Азии по темпам распространения ВИЧ. За шесть месяцев 2010 года смертность от заболеваний, обусловленных СПИДом, увеличилась на 29,6%, по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.
Глава Комитета по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям Александр Федько признает: увеличение вполовину финансирования покупки медикаментов для ВИЧ-инфицированных просто необходимо. В ближайшие дни Комитет озвучит это руководству страны.
Хотя Федько не согласен с мнением, что на государственном уровне бездействуют. «В прошлом году мы увеличили число проходящих лечение на 40%, – сказал он «Профилю». – Но эффективность этого лечения зависит и от самих пациентов. Препараты нужно принимать строго по определенной схеме. А ведь большая часть тех, кому выдаются лекарства, – люди, ведущие асоциальный образ жизни. Придерживаются ли они рекомендаций врача, я утверждать не берусь».
Сбежавшие от кайфа
Как бы парадоксально это ни звучало, но иногда наркоманы остаются живы благодаря тому, что у них обнаружили ВИЧ.
«Я узнала о своем статусе в 1997 году, – рассказывает Наталья Ковнир, старший специалист отдела регионального развития Всеукраинской сети ЛЖВ. – Кололась, попала в больницу. В то время еще могли сделать такой анализ без согласия пациента. Помню, сотрудница СЭС сказала мне: «Все, допрыгалась – через два года умрешь!» И я стала колоться так, как не кололась никогда. Прошло три года…»
Наталья поняла, что шанс выжить есть, и решила сделать для этого все возможное. Для начала стала посещать собрания анонимных наркоманов, со временем занялась волонтерской деятельностью в программе «равный – равному». (Тот, у кого получилось спрыгнуть с иглы, помогает новичку. – «Профиль».) «Ко мне приходили ВИЧ-инфицированные люди и спрашивали: что делать? Я нашла ответ для них и заодно для себя», – делится тем, как стала принимать лекарства, препятствующие распространению вируса, собеседница.
С тех пор она помогла не сорваться десяткам парней и девушек. Сама не употребляет наркотики уже 10 лет. Смерть отступила, смысл жизни найден, вот только Наташа добавляет, что все не так просто: «Жить с ВИЧ – это очень психологически больно и неприятно. Каждый раз мне приходится говорить своему партнеру о своем статусе. Узнав об этом, парни убегают. Но на самом деле я не то что безопасна, я – стерильна. Каждые три месяца прохожу тщательное медицинское обследование. Благодаря антиретровирусной терапии, риск заразиться от меня – минимальный. Единственная проблема – я не уверена, что мой партнер такой же чистый, как я».
Еще один участник акции, представившийся «Профилю» Валерием, узнал о собственном ВИЧ-инфицировании, когда готовился к сложной хирургической операции. «У меня был шок, – вспоминает собеседник день, когда понял, что пора завязывать с наркотиками. – Многие наркоманы заявляют, что морально готовы принять этот статус, но это неправда. Я тоже так утверждал, но в глубине души надеялся на то, что все-таки «нет».
Сложная операция и смертельная опасность заставили Валерия изменить способ жизни. Он точно помнит день, когда впервые после долгих лет употребления наркотиков смог остаться трезвым. В день памяти тех, кто умер от СПИДа, срок его трезвости составил 1 год, 4 месяца и 19 дней.
Пока Валерий не начал принимать специальные препараты. Он бы уже хотел, однако пока в столичном центре СПИДа смотрят его анализ крови и просят повременить, мол, по показателям анализа крови ему бесплатные таблетки еще не положены. «Эти врачи – неплохие люди, хотели бы мне помочь, но вынуждены экономить», – выдвигает свою версию, почему пока не начал профилактический курс, бывший наркоман.
«Я – нормальный, значит СПИД мне не страшен»
Это весьма вредоносное заблуждение, – считает исполнительный директор благотворительной организации «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ», врач-инфекционист по образованию Владимир Курпита: «Последние три года 60% впервые выявленных ВИЧ-инфицированных украинцев – люди из благополучных семей. Их истории очень похожи: девушка влюбилась в парня, который раньше кололся, или же его бывшая девушка до него встречалась с наркоманом.
Цепочка может быть настолько длинной, что заподозрить что-то неладное о своем партнере невозможно. Один-два случая заражения в год – через донорскую кровь. Почитайте на сайте Минздрава Бюллетень №35, там описано, как заразился 12-летний мальчик из Львова». Дело в том, что при заражении ВИЧ существует так называемый «период окна» – время, когда приборы не фиксируют наличие вируса. В США и Европе этот период 10–15 дней с момента заражения, поскольку там новейшие тест-системы, у нас «окно» значительно шире – три месяца.
Лечись, не заражай, рожай
Немного улучшают эту мрачную картину две хорошие новости. Первая – результаты новаторских испытаний подтвердили, что лечение от ВИЧ предупреждает передачу ВИЧ. Исследования HPTN 052, проведенные Национальными институтами здравоохранения США показывают, если ВИЧ-инфицированный человек придерживается эффективной схемы антиретровирусного лечения, риск передачи вируса его партнеру снижается на 96%.
В испытаниях участвовали 1 700 серодискордантных (один партнер инфицирован, другой – нет) пар из Азии, Африки, США и Латинской Америки. Сокращение случаев передачи ВИЧ половым путем было настолько значимым, что исследование остановили на четыре года раньше запланированного времени. «Такое развитие событий имеет критическое значение, поскольку нам известно, что на передачу ВИЧ половым путем приходится примерно 80% всех новых случаев инфицирования», – выразила свой восторг от результатов эксперимента генеральный директор ВОЗ, доктор Маргарет Чен.
Вторая хорошая новость – в Украине внедряют способ оплодотворения, при котором от ВИЧ-инфицированного отца может родиться здоровый ребенок. До этого в нашей стране практиковали, к тому же достаточно успешно, профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку. На сегодня только в шести случаях из ста не удается избежать инфицирования ребенка.
В июле 2010 года в Украине на базе Закарпатского центра профилактики и борьбы со СПИДом стартовал пилотный проект МОЗ. С помощью специального оборудования производится очистка спермы от вируса, криоконсервация, а затем оплодотворение женщины. Этот способ используется в Польше, Израиле и странах Европы. Украина первая среди стран СНГ начала практиковать эти новые технологии зачатия. Если до января 2012-го эксперимент покажет хорошие результаты, подобные центры появятся и в других регионах страны.
В борьбе со СПИДом Украина демонстрирует пока только победы в небольших битвах. Главное испытание нам предстоит в 2012-м, когда мы ожидаем массового наплыва туристов. На подготовку всего год. И если профилактика ВИЧ/СПИДа будет на таком же уровне, мы либо станем мощнейшим источником распространения ВИЧ, либо в 2013-м вдруг обнаружим, что украинцев без иммунодефицита почти не осталось.
Автор: Наталья Конова, «Профиль»
Tweet