Что будет, если… протаранить автомобиль ГАИ
Как подсказывает Капитан Очевидность – работники ГАИ – это те люди, которые следят за безопасностью движения. Но ведь они тоже, случается, нарушают Правила Дорожного Движения, едут «на красный», через осевую и т.п. Допустимо ли это? И что будет, если обычный гражданский водитель не сможет избежать столкновения с автомобилем ГАИ?
Как подсказывает Капитан Очевидность – работники ГАИ – это те люди, которые следят за безопасностью движения. Но ведь они тоже, случается, нарушают Правила Дорожного Движения, едут «на красный», через осевую и т.п. Допустимо ли это? И что будет, если обычный гражданский водитель не сможет избежать столкновения с автомобилем ГАИ?
Попробуем разобраться.
Обязанности сотрудников ГАИ
Начнем с длинных цитат из «Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел»:
2. Госавтоинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, декретами, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, настоящим Положением, нормативными актами МВД.
4. Госавтоинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами: 4) осуществляет контроль за соблюдением владельцами транспортных средств, а также гражданами, должностными и служебными лицами требований Закона Украины "О дорожном движении"…
5. Подразделения Госавтоинспекции имеют права, предусмотренные Законами Украины "О милиции", "О дорожном движении", "Об оперативно-розыскной деятельности", другими нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность. В частности, сотрудники Госавтоинспекции во время исполнения служебных обязанностей имеют право: 30) передавать в установленном порядке материалы на лиц, нарушивших требования законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, на рассмотрение других государственных органов.
То есть, ГАИ должна осуществлять контроль за соблюдением ПДД, при этом – вне зависимости от статуса и положения нарушителя. Т.е., в том числе, – контролировать и своих сотрудников. А, в крайнем случае, – в ГАИ обязаны передавать материалы по нарушению на рассмотрение других государственных органов (как и должно происходить после фиксации нарушения с депутатами-нарушителями).
И, безусловно, важнейшими пунктами для рассматриваемой нами темы будут выдержки из «Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД»:
6. Обязанности работников подразделений ДПС:
6.23. При получении информации о преступлении немедленно докладывать дежурному или непосредственному начальнику и действовать по их решениям.
6.26. Во время управления патрульным автомобилем (автобусом, мотоциклом) быть примером для других участников дорожного движения в части соблюдения ПДД.
17. Особенности несения службы сотрудниками ДПС:
17.1. Во время несения службы сотрудникам ДПС запрещается: 17.12. Нарушать или отступать от требований ПДД, за исключением случаев, определенных действующим законодательством.
И вот об этих исключениях – пойдет речь дальше.
Права сотрудников ГАИ
Мы не будем перечислять все права сотрудников ГАИ (так же как и со списком обязанностей – список этот длинный и не интересный). Сосредоточимся на правах, непосредственно связанных с вождением. И для этого обратимся к основополагающему документу всех водителей – тексту ПДД:
3.1. Водители оперативных транспортных средств, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 8 (кроме сигналов регулировщика), 10-18, 26, 27 и пункта 28.1 этих Правил при условии включения проблескового маячка синего или красного цвета и специального звукового сигнала и обеспечения безопасности дорожного движения. При отсутствии необходимости дополнительного привлечения внимания участников дорожного движения, специальный звуковой сигнал может быть выключен.
Для того чтобы вам, дорогие читатели, не пришлось рыться в памяти или на просторах Интернета в поисках указанных разделов, приведем их названия. Итак, водители оперативных транспортных средств могут беспрепятственно игнорировать:
8. Регулирование дорожного движения (знаки, светофоры, разметку, кроме сигналов регулировщика)
10. Начало движения и изменение его направления (как минимум – могут менять полосность, не пропускать имеющих преимущество)
11. Расположение транспортных средств на дороге
12. Скорость движения
13. Дистанция, интервал, встречный разъезд
14. Обгон (могут ездить по встречке)
15. Остановка и стоянка (могут останавливаться где попало)
16. Проезд перекрестков
17. Преимущества маршрутных транспортных средств
18. Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств
26. Движение в жилой и пешеходной зоне (могут мчаться по жилой зоне)
27. Движение по автомагистралям и дорогам для автомобилей
28.1. На горных дорогах и крутых спусках, где встречный разъезд затруднен, водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен дать дорогу транспортным средствам, которые двигаются вверх.
Не вдаваясь в подробности, можно смело утверждать, что водители оперативных транспортных средств могут игнорировать большинство правил дорожного движения.
Но при этом они должны неукоснительно соблюдать следующие разделы ПДД:
2. Обязанности и права водителей механических транспортных средств (как минимум – должны иметь соответствующие документы, при причастности к ДТП обязаны немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия)
3. Движение транспортных средств со специальными сигналами
9. Предупредительные сигналы
19. Пользование внешними световыми приборами
20. Движение через железнодорожные переезды
25. Движение транспортных средств в колоннах
30. Номерные, опознавательные знаки, надписи и обозначения
31. Техническое состояние транспортных средств и их оборудования
И плюс к тому – должны также руководствоваться такими разделами как:
4. Обязанности и права пешеходов
5. Обязанности и права пассажиров
6. Требования к водителям мопедов и велосипедов
7. Требования к лицам, которые управляют гужевым транспортом, и погонщикам животных
21. Перевозка пассажиров
22. Перевозка груза
23. Буксировка и эксплуатация транспортных составов
24. Учебная езда
29. Международное движение
32. Отдельные вопросы дорожного движения, требующие согласования с Госавтоинспекцией
Прав, безусловно, много. Но и причина тому уважительная – специфика работы.
Обязательными факторами при этом должны быть:
- Автомобиль – оперативный,
- Неотложное служебное задание,
- Включенные проблесковые маячки синего или красного цвета.
В иных случаях – нарушения ПДД не допускаются.
Что будет, если водитель оперативного ТС нарушит ПДД
Как мы видели, водителю оперативного автомобиля остается для нарушения не так много правил. Тем не менее, если он нарушит правила движения через железнодорожный переезд, будет неправильно сопровождать колонну или нарушит права пешеходов – работники ГАИ вполне могут его остановить.
В таком случае на водителя оперативного ТС составляется рапорт, который затем направляется в отделение ГАИ по месту регистрации такого транспортного средства. В рапорте указывается место, время, марка транспортного средства, его цвет, номерной знак, обстоятельства совершенного нарушения ПДД и статья Кодекса Украины об административных правонарушениях, которой предусмотрена ответственность за его совершение.
Этот рапорт рассматривает Инспекция по личному составу Управления кадрового обеспечения ГУМВД Украины, проводит служебную проверку и выносит решение.
Что будет при ДТП с автомобилем ГАИ
Если гражданский водитель не сможет избежать ДТП с автомобилем ГАИ, схема действий неотличима от «обычного ДТП»: всем следует немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию, оказать медицинскую помощь и т.д. и т.д.
В определении же виновных, ключевую роль будет играть принадлежность автомобиля: как мы помним, водители оперативных транспортных средств обладают неоспоримыми преимуществами. И если столкновение произошло с оперативным транспортным средством – виноват однозначно «гражданский» водитель, поскольку:
3.2. В случае приближения транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом водители других транспортных средств, которые могут создавать ему препятствие для движения, обязаны уступить ему дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанного транспортного средства (и сопровождаемых им транспортных средств).
Если же автомобиль «не оперативный» – на его водителя в полной мере распространяются правила дорожного движения.
А теперь самое интересное: ни в ПДД, ни в Положении о ГАИ – нет определения «оперативное транспортное средство»!
В Верховной Раде пытались внести изменения в Законы для того, чтобы четко определить круг «оперативников», но законопроект принят не был.
Поэтому сейчас на дорогах можно встретить как «оперативные», так и «неоперативные» автомобили ГАИ, неотличимые внешне.
Снова процитируем «Инструкцию по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД»:
12.3. Во время несения службы на транспортных средствах применяются такие тактические способы: 12.3.1. Движение в потоке транспортных средств с включенными специальными световыми сигнальными устройствами синего цвета (для профилактики и предупреждения нарушений ПДД). Указанный тактический способ применяется во время патрулирования на дорогах государственного значения, в том числе на участках между стационарными постами ДПС.
А все отличие «оперативного» и «неоперативного» ТС будет заключаться лишь в записи в путевом листе: «служебный» это автомобиль, «дежурный» или все-таки «оперативный».
Почему так подробно? А потому, что за последний месяц произошло несколько серьезных ДТП с автомобилями ГАИ. И во всех случаях – виноваты водители гражданских авто, которые презрели свою безопасность, «не заметили» включенных проблесковых маячков на оперативных автомобилях, создали препятствие и т.д. Не напоминает ли это известный и несмешной анекдот?
Итог
Определить статус автомобиля можно только с помощью информзапроса в ГАИ, ответ на который может стать важнейшим аргументом при разбирательстве дела о ДТП в суде.
Будьте внимательны на дорогах. Особенно, если рядом проезжает автомобиль ГАИ – он в любой момент может оказаться «оперативным транспортным средством».
Автор: Денис Тараканов, АвтоПортал
Tweet