Что делать, если с карты исчезли деньги – как вернуть украденное с «пластика»
Главное – не мешкать. Как только замечены странные трансакции по счету, следует немедленно обратиться в банк и заблокировать карту. Затем написать заявление в банк с просьбой провести расследование. Чтобы повысить шансы на раскрытие преступления, надо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о краже средств с карты. Сделать это нужно, не дожидаясь момента, когда банк решит возместить убытки либо же попросту откажется от этого.
Киевлянин Степан Копильцев решил снять деньги с зарплатной карты. На счету оставалось 3 тыс. грн. Он планировал снять 1,5 тыс. грн. – в рамках лимита, установленного банком. «В тот день пришел снять деньги в банкомате Виноградарского отделения банка «Хрещатик», он ближе всего к моему дому», – рассказывает читатель «Денег». Вставив карточку, Степан ввел PIN-код, необходимую сумму, затем подтвердил операцию. «Все как обычно. Правда, некоторое время банкомат упорно молчал, но потом все же выдал информацию, мол, средств на вашем счету недостаточно. Тогда я проверил баланс, и был крайне удивлен цифре, которая высветилась на экране, – большая половина моих денег исчезла», – жалуется он.
Куда пропали деньги, Степан узнал, когда получил в отделении банка выписку о движении средств по своей карте: «Как выяснилось, деньги были сняты днем ранее в банкомате банка «Хрещатик» по улице Довженко, 7 (тоже Киев). Я никогда не пользовался этим банкоматом, даже не знаю, где точно он находится. Говорят, что неподалеку от какого-то троллейбусного депо в довольно-таки безлюдном месте. Карточку никогда не терял, родственникам не отдавал. Скорей всего, где-то «попал» на скимминговое устройство, других объяснений не нахожу».
Сняв остававшиеся на карте деньги, потерпевший обратился в правоохранительные органы. О том, что карту надо было сразу заблокировать, как утверждает Степан, в банке его не предупредили. Сделал он это только через пару дней.
Банк ни при чем
Корреспонденты «Денег» обратились в банк «Хрещатик» с просьбой прокомментировать ситуацию. Первое, что мы услышали: «Подобные ситуации чаще всего возникают из-за несоблюдения держателем карточки правил ее использования и рекомендаций по безопасности». И подтвердили, что по факту обращения Степана Копильцева начата процедура расследования. «О ее результатах будет сообщено клиенту, – ответила директор контакт-центра банка «Хрещатик» Татьяна Любимова. – Как правило, расследование может продолжаться от 14 до 45 дней. Если будет установлено, что деньги не были получены клиентом или кем-то, кому он передал карту и сообщил PIN-код, мы поднимем вопрос о возврате средств на его счет».
Напомним, что если процедура расследования мошеннических операций покажет, что причиной инцидента было нарушение правил пользования картой, то клиенту придется еще и оплатить ее – у разных банков тарифы на такую услугу составляют от 50 до 200 грн.
«Мне предъявили претензию, мол, вы или ваша жена сами сняли деньги, – рассказывает о ходе расследования Степан. – Я сразу же попросил видеосъемку с банкомата по Довженко, 7 как доказательство того, что меня в тот день там не было. Но камеры там не установлены. Разошлись мы на том, что банк продолжит расследование».
Что касается других обращений в банк с жалобами на несанкционированное снятие денег со счетов, Татьяна Любимова утверждает, что их не было, а скимминговых устройств на банкоматах банка не обнаруживали. «Банкоматы нашего банка регулярно проверяются на наличие скимминговых устройств не только во время плановых проверок, но и при инкассировании. Случаи установки таких устройств не зафиксированы», – утверждает она.
«Отвечает» клиент
В подобных ситуациях, как правило, трудно заставить банк взять на себя ответственность за потерю средств с платежных карт. Особенно, в одиночку. Однако если от действий мошенников пострадали сразу несколько человек, а в случае установки скиммингового устройства несанкционированные списания с карт проводятся массово, им стоит объединиться и подавать в банк совместное заявление. В таком случае банку будет намного сложнее отрицать мошеннические операции с картами.
К примеру, когда летом 2014 года с нескольких карт клиентов Укрсоцбанка в одну ночь пропали деньги, банк сразу же заявил о том, что возместит все убытки своим клиентам и усилит меры безопасности. Искать друзей по несчастью стоит на банковских форумах в ветке с названием своего банка.
Как минимизировать вероятность мошеннических действий? В первую очередь, необходимо соблюдать элементарные требования безопасности: не давать никому свою карту, не разглашать PIN-код, не пользоваться подозрительными банкоматами (детальнее см. «Деньги» от 29.08.2013 № 16)
Очень важно оперативно отслеживать движения по счету. Помогут интернет-банкинг и смс-оповещения. «Если совершились операции, к которым клиент не имеет никакого отношения, то, согласно положению НБУ «О порядке эмиссии специальных платежных карт…», он должен немедленно уведомить об этом банк. Ведь с момента, когда это будет сделано, клиент защищает себя от дальнейших неправомерных действий мошенников с его счетом. В противном случае финучреждение не будет отвечать за платежные операции, которые были инициированы с помощью утерянной карты либо карты, которую проработали мошенники», – говорит юрист юридической фирмы «Мисечко и Партнеры» Андрей Котягин.
Поэтому в подобных ситуациях юристы советуют не мешкать. Как только замечены странные трансакции по счету, следует немедленно обратиться в банк и заблокировать карту. Затем написать заявление в банк с просьбой провести расследование.
Чтобы повысить шансы на раскрытие преступления, надо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о краже средств с карты. «Сделать это можно не дожидаясь момента, когда банк решит возместить убытки либо же попросту откажется от этого», – советует адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
P. S. На дату сдачи номера в печать в банке продолжается расследование по делу Степана Копильцева. Один из наших героев поставил своего рода рекорд – добился возврата украденных денег ровно через пять месяцев, правда, та история случилась с другим банком.
Банк, получив сообщение о потере карты, обязан зафиксировать обстоятельства, дату, часы и минуты его обращения. А также немедленно приостановить осуществление операций с ее использованием.
Как обезопасить себя от карточных мошенников
- Не снимаем деньги в безлюдных местах
- Стараемся пользоваться банкоматами, расположенными на территории отделений банка
- Перед тем, как вставить карту в банкомат, проверяем его на наличие скимминговых устройств
- Проводя операции в банкомате, закрываем клавиатуру рукой
- Не даем свою карту в руки обслуживающему персоналу, просим принести POS-терминал
- Храним PIN-код отдельно от карты и никому его не сообщаем
Авторы: Елена Куцая, журнал ДЕНЬГИ
Tweet