ОСАГО – новая схема выплат: правила и исключения

Нынешняя модель урегулирования страховых случаев по ОСАГО имеет ряд недостатков. С недавних пор прямые выплаты пострадавшему страховой компанией виновника стали не единственным – и не самым лучшим способом получить возмещение после ДТП. Что нужно знать о новой схеме выплат по автогражданке.

Правильная новинка

Нынешняя модель урегулирования страховых случаев по ОСАГО имеет ряд недостатков. Во-первых, компании занижают размер ущерба. Во-вторых, слишком часты случаи затягивания выплат. Если страховая компания при этом еще и испытывает трудности, то под видом затягивания и вовсе скрывается отказ в возмещении. В самых запущенных случаях невозможно добиться выплат даже через суд: исполнительные службы не могут взыскать с компании, у которой финансовые трудности, ни копейки.

Чтобы решить эти проблемы, на рынке запустили пилотный проект по прямому урегулированию. Согласно ему, потерпевший в ДТП имеет право обращаться за возмещением в СК, в которой застрахована его ответственность. Именно эта компания производит выплату, а затем – получает от страховщика виновника ДТП возмещение в порядке регресса.

Сейчас этот пилотный проект на практике испытывают избранные страховые компании (например, с 2014 года новую схему испытывают в PZU), а со временем, в случае, если парламент примет законопроект №3551 о переходе к прямому урегулированию, заработает массово.

«Пилотный проект по прямому урегулированию находится на завершающей стадии внедрения. Начало работы проекта запланировано на второй квартал 2016 года. Для внедрения необходимо внести изменения в налоговое законодательство и в ряд распоряжений Нацкомфинуслуг о порядке представления отчетности страховыми компаниями. Ведь по сути, одни страховщики будут выплачивать страховые возмещения других страховых компаний», – рассказал Prostobank.ua Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ.

Страховые тонкости

Итак, в большинстве случаев потерпевший сам будет выбирать СК, в которой сможет получить возмещение – ту, где он покупал полис, или страховщика виновника ДТП. Кроме этого, все страховые убытки разделят на три группы:

  • до 50 тыс.грн.,

  • от 50 до 100 тыс.грн.,

  • более 100 тыс.грн.

Убытки первой группы будут возмещаться по средним значениям в нескольких диапазонах, второй группы – по фактическим суммам возмещения. А убытки третьей группы – вовсе не смогут быть возмещены в пределах прямого урегулирования.

Все страховщики должны открыть счета в уполномоченном банке – сейчас, по выбору Президии МТСБУ, это УкрСиббанк. «Каждый страховщик будет обязан иметь на своем спецсчете постоянный гарантийный остаток в сумме 50% его среднемесячного размера страховых выплат. Это облегчит и ускорит взаиморасчеты между страховыми компаниями», – поясняет Владимир Шевченко.

Быстрее и справедливее

Прямое урегулирование ускоряет получение возмещения по ОСАГО в среднем в три раза. «Компания в среднем проводит выплаты в течение 30 дней, затем в среднем за 87 дней возвращает выплаченные средства в страховых компаниях виновников на основании регрессного требования», – отмечает Павел Корсун, менеджер управления автострахования компании PZU в Украине. Напомним, по закону возмещение по ОСАГО должны выплачивать потерпевшему в течение 90 дней со дня согласования размера возмещения.

Помимо высокой скорости выплаты возмещения, новая схема придется по вкусу страхователям еще и лояльностью страховых компаний, которые проводят выплаты, к своим клиентам. И вправду – по такой схеме СК не будут занижать страховые выплаты.

Чем эта схема интересна самим страховым компаниям? Очень просто: выплачивая ущерб своим клиентам они повысят их лояльность, а также приобретут новых клиентов из числа их знакомых, ведь получить быструю выплату по автогражданке сегодня очень сложно.

Гарантия надежности

У прямой схемы возмещения есть еще одно достоинство – косвенная защита страхователя от ненадежных СК. Как уже упоминалось, страховщики, которые присоединяются к системе прямого урегулирования, формируют дополнительный гарантийный фонд. «Этот фонд будет финансовой гарантией того, что страховщик-участник системы прямого урегулирования рассчитается с другими участниками по выплатам.

В противном случае расходы участников будут компенсированы за счет средств такого фонда. То есть участие компании в системе прямого урегулирования является подтверждением того, что у этой компании есть дополнительные финансовые гарантии», – поясняет Павел Корсун.

По мнению финансиста, если компания-участник системы прямого урегулирования столкнется с кризисом, то, скорее всего, выход или исключение из этой системы станет одним из ее первых шагов: ведь для возврата средств из гарантийного фонда должно пройти не менее шести месяцев с момента выхода страховщика из системы прямого урегулирования. «Поэтому если другой участник уже начал регулировать случай, где виновником является клиент такого страховщика, то пострадавший может быть уверен в выплате возмещения», – отмечает Павел Корсун.

Исключения

Прямое возмещение по ОСАГО смогут получить далеко не все владельцы полисов. Для того, чтобы выплата осуществлялась по прямой схеме, необходимо, чтобы полисы обоих участников в ДТП были куплены у таких СК.

Лишь 18 страховщиков из 54-х работающих на рынке автогражданки участвуют в проекте прямого урегулирования по ОСАГО. Среди них: PZU Украина, ИНГО Украина, Краина, СГ «ТАС», СО «Ильичевское», Универсальная, ВУСО, «Арсенал Страхование и другие».

«Сегодня в пилотном проекте по прямому урегулированию принимают участие 18 СК. Преимущественно это крупнейшие компании. Ведь их суммарная доля рынка составляет около 70% страховых премий ОСАГО. После принятия законодательных изменений, уже инициированных в Верховной Раде, прямое урегулирование станет обязательным условием работы на рынке ОСАГО», – предупреждает Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ.

Воспользоваться возможностью прямого урегулирования не получится и в ряде других случаев. Например, если:

  • в ДТП более двух участников;

  • ДТП бесконтактная – то есть не произошло столкновения с автомобилем виновника;

  • ДТП не оформлена по европротоколу или полицией;

  • один из участников не имеет действующего полиса автогражданки;

  • виновник ДТП несет только частичную ответственность по ущербу;

  • убытки превышают лимит страховой суммы, установленный законом;

  • необходимо получить выплату за ущерб жизни и здоровью людей. Для их компенсации можно обращаться только в страховую компанию виновника.

Мнение

Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ

Чтобы не стать жертвой невыплаты по ОСАГО, необходимо заранее – на этапе подписания договора страхования, учитывать данные «светофора», которые ежеквартально публикует МТСБУ. Последние данные размещены здесь .

В таблице приведены показатели общего финансового состояния страховщика, качества урегулирования убытков (в том числе и скорости выплат компании) и уровня жалоб. Оценки разделены на несколько цветов, по аналогии с обычным светофором.  Основанием для светофора служат, как финансовые показатели компании, так и данные по скорости выплаты, объему выплат и количеству жалоб к урегулированным делам. Зачастую проблемы с выплатами начинаются у компаний из красной зоны светофора.

Источник: Простобанк

You may also like...