Система видеофиксации нарушений ПДД и как она будет работать?
14 июля 2015 года Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", которым предусматривалось создание системы автоматической фиксации нарушений ПДД. Простым языком: теперь за водителями будут следить видеокамеры, которые будут фиксировать все нарушения ПДД.
Ранее министр МВД Арсен Аваков написал у себя на странице в Facebook о том, что в Киеве и Одессе запустился пилотный проект системы автофиксации нарушений ПДД.
Министр даже похвастался на презентации, что за шесть часов работы три камеры зафиксировали нарушений на 3 млн грн.
"Будьте внимательнее, совсем скоро будет работать не пилот – и будут начисляться не условные штрафы, а реальные – без участия полицейского. Включаем самодисциплину!", — написал Аваков на своей странице в Facebook.
И много таких камер?
Пока три: одна в Киеве на улице О. Телеги, 61 и две в Одессе на транспортной развязке "Клеверный мост".
После того, как пилот завершится, камеры будут размещены по всей стране.
"Определение количества и мест установки комплексов автоматической фиксации правонарушений будет осуществляться с учетом состояния аварийности на автодорогах и улицах населенных пунктов, наличия аварийно-опасных участков и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий", — ответили в МВД.
Что это за система и как она будет работать?
Система по-сути заменяет полицейских на дорогах видеокамерами, которые, как вы понимаете, будут менее сговорчивыми.
"Для обеспечения эффективного функционирования системы автоматической фиксации правонарушений планируется использование современных технических средств фотовидеофиксации, которые кроме того, оснащены устройствами инфракрасной подсветки, что позволяет осуществлять фотовидеофиксацию в круглосуточном режиме", – сообщили в МВД.
Камера фиксирует превышение скорости, после чего информация о нарушении передается в центр обработки данных Национальной полиции.
"Полученная информация обрабатывается оператором – полицейским, с использованием имеющихся баз данных МВД. В результате обработки выносится электронное административное постановление, которое в дальнейшем будет направляться владельцу транспортного средства", — так принцип работы описывал Аваков.
То есть, владелец транспортного средства может нарушить и его никто не остановит, но через какое-то время ему на почту придет постановление с информацией о штрафе, который он должен оплатить.
Кроме того, с начала года каждому владельцу водительских прав насчитывается 150 баллов из которых будут вычитывать за каждое нарушение.
А если баллы закончатся?
Если баллы закончатся, тогда придется оплачивать штраф, который придет по почте на адрес регистрации или проживания физического/юридического лица. Кроме того, владелец может обратиться в Нацполицию, чтобы информация о правонарушениях приходила ему в виде СМС или на электронную почту.
Кстати, в случае уплаты 50% размера штрафа в течение пяти банковских дней со дня вручения постановления, такое постановление считается выполненным.
Машину отберут, если я не оплачу штраф?
В случае неуплаты штрафа и пени в течение 30 дней, постановление о наложении штрафа направится в исполнительную службу, после чего взысканием штрафа в принудительном порядке будет заниматься государственный исполнитель. Кроме того, взимается пеня в двойном размере штрафа.
Госисполнитель, как известно, может наложить арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его в установленном законодательством порядке.
Проблема может возникнуть, если в исполнительной службе решат объявить автомобиль в розыск.
"Автомобиль могут объявить в розыск за 200 гривен. Такая практика присутствует в Украине много лет. В дальнейшем, информация о том, что ваш автомобиль находится в розыске, передается в полицию. Ваш автомобиль останавливают и отправляют на штраф-площадку. На штраф-площадке за ваш автомобиль будут брать по 200 гривен в день "плюс" эвакуатор 800 гривен. И вы ничего не сможете сделать", — объясняет глава Общественной организации "Дорожный контроль" Ростислав Шапошников.
А если за рулем был, например, друг?
Тогда владелец транспортного средства или лицо, которое ввезло транспортное средство на территорию Украины, освобождается от ответственности. Главное, чтобы в течение 14 дней с момента получения штрафа, лицо, которое было за рулем, обратилось в Нацполицию. Можно и по телефону.
Согласно статье 53 закона "Про дорожное движение", юридические и физические лица имеют право обратного требования к лицу, которое управляло транспортным средством в момент совершения правонарушения.
При этом в законе ничего не говорится о том, имеет ли право обратиться в Нацполицию собственник автомобиля и на кого будет возлагаться штраф, если в течении 14 дней человек, который управлял автомобилем не сообщит Нацполиции о том, что это он нарушил ПДД.
Если я живу не по месту регистрации?
Тут все сложно. В МВД ссылаются на статью 34 закона "Про дорожное движение", согласно которому собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им транспортные средства в течение 10 дней после приобретения, таможенного оформления, получения транспортных средств или возникновения обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные документы.
То есть, указанные лица в случае изменения своего места проживания могут обратиться в соответствующие органы МВД, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, для перерегистрации принадлежащих им транспортных средств.
"При этом в регистрационных документах транспортного средства будет указан актуальный адрес его владельца, на который и будут направляться постановления об административных правонарушениях", — ответили в МВД.
Но учитывая, что наверняка не все водители перерегистрируют транспортные средства, проблема все равно возникнет. И если вы снимаете квартиру в Киеве, а зарегистрированы в Запорожье, то письма со штрафами будут приходить на ваш запорожский адрес.
И если там никто не проверяет почту, постановление о штрафе может пролежать до того момента, пока за вас не возьмется исполнительная служба.
Ладно, а такие системы есть в других странах?
Да, в ряде западных стран "бытовое" превышение скорости фиксируют именно камеры, а не привычные украинским водителям люди с полосатыми палками, стоящие вдоль дорог. Система автоматической фиксации нарушений ПДД работает в Великобритании, Чехии, Польше, Германии, и других европейских странах.
"Система построена так, что фотографируется водитель, который сидит за рулем, по базе данных сверяют его фотографию и вычисляют непосредственно человека, который нарушил и тогда на него сверяют штраф", — говорит Шапошников.
Это что-то новое для Украины?
Не совсем. К сожалению, предыдущий опыт системы автоматической фиксации нарушений ПДД был скорее негативным, чем положительным.
Первую попытку ввести автоматическую фиксацию нарушений ПДД в Украине сделал в 2008 году нынешний Генпрокурор Юрий Луценко, будучи министром МВД.
Система дала сбой уже на следующий год, когда штрафы, которые приходили на адрес водителя, стали оспаривать через суд.
"Я был первым в Украине, кто в 2009 году в судебной инстанции доказал, что "письма счастья" не были законны и уже потом, на основании этого решения суда, другие суды массово стали отменять такие справки. В последующем ГПУ выдала предписание о запрете такой практики", — сообщил Шапошников.
Он отмечает, что согласно конституции Украины, ответственность имеет индивидуальный характер.
"В данной ситуации в вынесении решения о вине, за превышение скорости в частности, выносится в отношении владельца транспортного средства, а не человека, который совершил нарушение. Это не конституционно. Такая вот у нас Конституция", – добавил он.
Из-за этого в 2010 году Конституционный суд признал незаконной систему автоматической фиксации нарушений ПДД.
Система проработала два года, до того момента, пока Конституционный суд Украины не принял решение признать ее незаконной.
Подобное не случится в этот раз?
Точно неизвестно. В Министерстве, например, заявляют, что развитие ситуации в этом направлении сегодня трудно прогнозировать.
"Реализация пилотного проекта по автоматическому контролю скорости движения транспортных средств нужна для отработки не только технических аспектов, но и использования полученных результатов для разработки соответствующих нормативных документов, регламентирующих порядок использования этой системы Национальной полицией", — ответили в МВД.
По мнению МВД, благодаря тому факту, что система начала работать в пилотном режиме, есть шанс минимизировать все риски.
Глава "Дорожного контроля", считает, что система продержится максимум год.
"Как только начнут выписывать "письма счастья", они автоматически станут незаконными и любой гражданин и любой водитель сможет их оспаривать и в суде. Эта система продержится полгода – максимум год, как это было в предыдущий раз. Когда начнется массовая практика выписывания штрафов и их оспаривания, тогда эта система накроется медным тазом", — считает Шапошников.
По его словам, чтобы система автоматической фиксации соответствовала Конституции, нужно разработать новый вид взыскания.
"Это не должно быть административное взыскание, поскольку административное, как и уголовное – индивидуально и отвечает только тот, кто совершил. В данной ситуации я думаю, возможно, было бы придумать систему, по которой накладывается не административное взыскание, а гражданское. Это было бы не в порядке признания человека виновным в каком-то поступке, а наложении на него определенных финансовых санкций без признания его вины. В Штатах есть понятие "гражданского штрафа", который не несет для вас как для водителя никакой негативной истории. Тогда можно было бы обойти эту норму индивидуализации наложения административных санкций", — говорит он.
Источник: Экономическая правда
Tweet