Почему в коррупции в сервисных центрах МВД Украины виноваты автошколы
Руководитель Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий о сервисных центрах нового образца может говорить часами. Но когда разговор касается массовых поборов при сдаче экзаменов, отвечает односложно и старается перейти на другую тему
До своего назначения в 2014 году советником министра внутренних дел по внедрению информационных технологий Владислав Криклий ни к ГАИ, ни к МВД отношения не имел. Он работал в инвестиционно-банковской сфере, а также в компании Tickets.ua. В апреле прошлого года министр внутренних дел Арсен Аваков назначил его первым заместителем начальника департамента ГАИ, а в ноябре — и. о. директора Главного сервисного центра МВД, занимающегося преимущественно приёмом экзаменов у будущих водителей и регистрацией автомобилей.
Главной задачей Криклия стала трансформация бывших МРЭО (межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов) в комфортные офисы по предоставлению качественных услуг — без очередей и коррупции. О сервисных центрах нового образца и услугах, которыми можно воспользоваться в них, Владислав Криклий может говорить часами. Но когда разговор касается массовых поборов при сдаче экзаменов, отвечает односложно и старается перейти на другую тему. Впрочем, сам факт поборов не отрицает, хотя считает его временным явлением, данью привычке.
КТО ОН
И. о. директора Главного сервисного центра МВД УкраиныПОЧЕМУ ОН
Отвечает за реформирование сервисных центров МВД
Дотационный сервис
По всей стране вместо МРЭО открываются сервисные центры. В чём различие между ними?
— В конце 2015 года мы просто переименовали все 240 МРЭО в сервисные центры, упразднив при этом около 90 из них. А с июля 2016-го на базе бывших МРЭО стали открывать сервисные центры МВД нового образца. В Украине их уже 12, а до конца 2017-го будет более 50. В них есть всё, что должно быть в подобных современных организациях: комфортные помещения, грамотный персонал, электронная очередь, работа без перерывов, инфобоксы, мониторинг и оценивание качества обслуживания. Зарплата сотрудников сервисных центров уже сейчас составляет 9 тыс. грн — это лучшая защита от коррупции. В некоторых городах мы представили инновационный формат государственно-частного партнёрства. Например, в Ровно открыли сервисный центр в гипермаркете "Метро". Таким образом, наши посетители смогут объединить получение наших услуг с совершением покупок. Мы же в обмен на формирование трафика для торговых центров имеем низкую арендную плату, хорошую инфраструктуру и удобный паркинг. Кроме того, в этом сервисном центре будет уникальная услуга — sms-информирование клиентов о готовности документов.
Не кажется ли вам, что сервисные центры нового образца во многом дублируют работу центров предоставления админуслуг?
— Отчасти. Поэтому в кооперации с ними в самом ближайшем будущем хотим создать так называемые супермаркеты услуг. Первые прообразы таких супермаркетов уже открыты в Виннице и в Днепре. Сейчас наша основная деятельность связана с регистрацией автомобилей и приёмом экзаменов у будущих водителей. Но в 2017-м планируем расширить сферу деятельности. К примеру, выдавать паспорта (совместно с миграционной службой), справки об отсутствии судимости, а также разрешения на выдачу оружия. Хотя, если говорить об оружии, мы хотели бы вообще отказаться от выдачи разрешений, которые в нашей стране являются очередным элементом коррупции, а просто регистрировать то, что приобрели граждане при наличии у них необходимых документов. В 2017-м также начнут работу мобильные сервисные центры — мы уже закупили 20 автомобилей. Они будут ездить в отдалённые районы и там регистрировать автомобили и предоставлять другие услуги.
Средства от предоставления подобных услуг пойдут в госбюджет?
До конца 2017-го в Украине будет более 50 сервисных центров МВД нового образца
— Плата за админуслуги — в местный бюджет, а за дополнительные услуги — в государственный спецфонд, из которого впоследствии будет финансироваться в том числе и развитие сервисных центров МВД. В том, что касается обеспечения сервисных центров, нынешнюю ситуацию нельзя назвать нормальной. Пока для государства это дотационное направление. Средства на нашу деятельность идут из госбюджета, а практически всё, что мы зарабатываем, направляется в местные бюджеты. При этом тарифы на услуги такие, что совершенно не окупают наших затрат. Посудите сами: право за сдачу экзамена по вождению составляет 26 грн, то есть $1. Таких цен в Европе больше нигде нет. В Германии право сдачи экзамена по вождению и правилам стоит 700 евро. Мы же поднять цены не можем, а главное — эффекта для нас это не даст, поскольку плата от админуслуг поступает в местный бюджет. Иногда, правда, мы договариваемся с местными органами управления о том, чтобы направить дополнительные средства через изменения в их бюджетных программах на усовершенствование работы наших сервисных центров. Однако внедрение новых услуг поможет нам в корне изменить эту ситуацию.
Аккредитовать нельзя запретить
В 2016 году автошколы обязывали пройти аккредитацию в Главном сервисном центре МВД. Зачем это нужно, если в 2017-м аккредитация должна быть отменена согласно договорённостям с Евросоюзом?
— У разных стран в этом направлении разный опыт. В Грузии, к примеру, вообще упразднили автошколы, а заниматься подготовкой водителей позволили всем желающим — на обычных автомобилях. Но знакомы ли вы с культурой вождения в Грузии (очень низкая, проверено нашим журналистом. — Фокус)? А вот в Польше и в других европейских странах, напротив, все обязаны учиться в автошколах, проходящих процедуру аккредитации в МВД. Мы хотим реформировать существующую процедуру аккредитации, существенно упростив её. Вместе с тем ситуация, когда автошкола получает разрешение работать на пять лет и в это время делает всё что угодно, будет невозможна.
По европейским правилам структура, которая аккредитовывает автошколы, не может принимать экзамены у курсантов. Будет ли изменена эта практика в Украине?
— В любом случае должен быть компетентный орган, который несёт ответственность за водителей.
А какую ответственность за десятки тысяч выданных водительских удостоверений и, главное, за десятки тысяч ДТП несёт Главный сервисный центр МВД?
"Мы планируем исключить из билетов вопросы по устройству автомобиля, поскольку для нас главное — безопасность водителя и других участников движения, а не технические знания"
— Пока никакой, мы лишь реализуем государственную политику в этом направлении. При нынешнем подходе невозможно контролировать качество обучения в автошколах. Мы хотим изменить эту ситуацию, для чего планируем ввести систему открытых рейтингов автошкол по количеству ДТП, совершённым их выпускниками. Кроме того, собираемся применить процедуру приостановки преподавательских аттестатов. Если, к примеру, из 100 курсантов, учившихся у одного преподавателя, экзамен не сдадут больше 80, аттестат преподавателя будет приостанавливаться. Тогда владельцы автошкол начнут стремиться не только к заработкам, как сейчас, но и к качеству подготовки.
Не кажется ли вам, что как раз в украинских реалиях это нововведение станет поводом для вымогательства у преподавателей и руководства автошкол новых взяток?
— Озвучу общеизвестный факт. Вымогают не у преподавателей автошкол, а наоборот — большая часть взяток собирается именно автошколами и их представителями, в том числе на внутренних экзаменах. В то же время низкое качество подготовки приводит к тому, что водитель попадает на дорогу абсолютно неподготовленным, хотя за подготовку он заплатил. Видеофиксация процесса сдачи экзаменов в экзаменационном классе и в автомобиле с возможностью последующего просмотра, а также приостановление аттестатов преподавателей приведёт к тому, что сам преподаватель не будет заинтересован выпускать ученика без соответствующих знаний и навыков вождения.
Чёрная бухгалтерия
В сервисных центрах удалось добиться существенного упрощения процедуры регистрации автомобилей. Однако во время сдачи экзаменов на права с курсантов продолжают массово собирать мзду. Когда МВД откажется от этой практики?
— Нам удалось не только упростить процедуру регистрации автомобилей, но и сократить тайминги получения услуг, а также дать возможность людям открыто получать консультации через сайт, социальные сети, кол-центр. Это позволяет всё делать честно. Что касается взяток. Людей, берущих взятки, в любом случае начнут сажать. Управление защиты экономики, следящее за соблюдением законности в сервисных центрах, за последний год провело около 30 операций, направленных на выявление коррупционеров. Но в большинстве из них все ниточки вели не в сервисные центры, а в автошколы. Их сотрудники собирали деньги на взятки с учащихся, а когда курсанты сдавали экзамен без посторонней помощи, инструкторы говорили, что это их заслуга. Я не скрываю, что считаю именно автошколы рассадниками коррупции. К сожалению, рынок сложился таким образом, что они в лучшем случае учат, как сдать экзамены, а в худшем (и эта проблема имеет массовый характер) — просто торгуют справками о прохождении курса обучения. В результате человек приходит на экзамен совершенно без знаний — чистый лист, табула раса.
Зачем кривить душой, ведь шила в мешке не утаишь. В любой автошколе Украины вам без проблем озвучат расценки на взятки за сдачу экзаменов в сервисных центрах МВД. Многие люди открыто рассказывают, в том числе в соцсетях, как, к примеру, сдали экзамен по вождению, даже не садясь за руль.
— Подождите! Кому платят эти люди? Сотрудникам сервисных центров?
Владислав Криклий: "Главная проблема в том, что автошколы учат курсантов не водить автомобиль, а сдавать на права. То есть курсант может знать ответ на третий вопрос четвёртого билета, но если ты спросишь у него, что это за дорожный знак на перекрёстке, он сделает большие глаза"
Вы серьёзно думаете, что те настолько наивны, что будут брать деньги напрямую у курсантов? Деньги отдают "решалам", которые относят их в сервисные центры.
— Здесь нет коррупции, это чистой воды мошенничество. Мы не раз получали жалобы от людей, которые говорили, что заплатили кому-то там в автошколе, а экзамен не сдали. Это процесс двухсторонний: люди привыкли давать взятки и привыкли их брать. Чтобы этого не было, мы открываем максимальный доступ к информации, делаем в новых центрах кабинеты с прозрачными стенами, устанавливаем систему мониторинга с помощью камер видеонаблюдения и оценки качества обслуживания. Этот процесс болезненный для взяточников. Но мы хотим, чтобы люди доверяли государственному сервису и получали услуги по официальным тарифам.
То есть вы отрицаете массовые поборы со стороны сервисных центров при сдаче экзаменов на права?
— Не отрицаю, но считаю, что каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.
Вы считаете, что более виноваты те, кто предлагает взятки, чем те, кто вымогает их? Как автошколы могут торговать правами, если они их не выдают?
— Хочу лишь сказать, что взяточниками являются обе категории: и те, кто берут, и те, кто дают. Но, повторюсь: главная проблема в том, что автошколы учат курсантов не водить автомобиль, а сдавать на права. То есть курсант может знать ответ на третий вопрос четвёртого билета, но если ты спросишь у него, что это за дорожный знак на перекрёстке, он сделает большие глаза. В связи с этим мы разрабатываем новые экзаменационные билеты. В них не будет повторяющихся вопросов и вопросов с ошибками.
Вы не ответили на предыдущий вопрос. Знаете ли вы, как проходит экзамен по вождению? Вы вдвоём с экзаменатором садитесь в машину и едете по заранее установленному маршруту. Если он нажмёт на тормоз и обвинит в этом вас, вы ничего не сможете доказать.
"Если возникнут проблемы, идти к начальнику территориального сервисного центра, требовать сдачи экзамена в его присутствии"
— Мне это известно, и иногда мы получаем жалобы на самоуправство экзаменаторов и принуждение к коррупции. Поэтому уже с этого года планируем устанавливать в автомобилях, на которых сдают экзамены, видеоаппаратуру. Это позволит курсантам оспаривать результаты сдачи экзаменов. Экзамен по вождению — это пока ещё то тёмное место в переулке, где могут делаться какие-то нехорошие делишки. К сожалению, сотрудники автошкол постоянно подталкивают экзаменаторов к этому.
А что ж экзаменаторы такие слабохарактерные? Может, они просто привыкли к взяткам, ведь они — вчерашние гаишники?
— Да, пока новые сотрудники работают только во фронт-офисах, а экзамены принимают старые кадры. Но их замена — в ближайших планах. Мы запустили бесплатное обучение — программу стажировок по всей Украине. Каждый, кто прошёл обучение, может пройти конкурс и стать нашим сотрудником. Новые люди уже вышли на работу в 14 областях Украины. И их ряды будут пополняться. Остаются также и старые, но действительно квалифицированные кадры.
Что вы посоветуете человеку, который хочет сдать на права честно?
— Не платить взятки, не участвовать в бытовой коррупции и не подпитывать её. Сдавать честно! А если возникнут проблемы, идти к начальнику территориального сервисного центра, требовать сдачи экзамена в его присутствии. Если возникают проблемы и жалобы, звонить нам на горячие линии, писать лично мне на Facebook. Я активный пользователь соцсети и реагирую на каждую жалобу и замечание, практически каждый день кого-то "встряхиваю" по той или иной жалобе. Кстати, из интересного. У нас недавно сдавал на права брат моего зама, так вот он не сдал с первого раза. Могло быть такое раньше в ГАИ? Да ему бы права принесли в зубах!
Главный сервисный центр планирует ввести возможность самостоятельной подготовки к экзаменам. Не превратится ли это нововведение в украинских реалиях в торговлю водительскими удостоверениями — просто без участия в этом процессе автошкол?
— Действительно, мы хотим запустить экстерн по части теоретической подготовки, но не вождения, здесь самостоятельно никак. Подобное нововведение может быть реализовано только после внедрения наших технических новшеств контроля и записи процесса сдачи экзамена. После я не вижу рисков для коррупции.
О медицине, таксистах и советских правилах
Украинские Правила дорожного движения представляют собой несколько изменённую копию советских. В них много противоречий и устаревшей информации, а некоторые существующие изменения туда не включены. Поднимаете ли вы вопрос о необходимости основательной переработки ПДД?
— Ранее доработкой правил занимался Центр безопасности дорожного движения при ГАИ. Но сейчас часть его функций забрали мы, а часть, и в том числе работа над правилами, перешла в ведение соответствующего департамента Национальной полиции. Мы сотрудничаем с этим департаментом, но лучше этот вопрос задать его сотрудникам.
В экзаменационных билетах немало вопросов по устройству автомобиля. Водитель точно должен понимать принцип работы карбюратора и знать, где в машине болт крепления рессоры? Особенно если учесть, что в современных легковых автомобилях нет ни рессор, ни карбюратора.
"Мы планируем ограничить срок действия водительских прав 15-ю годами"
— Мы планируем исключить из билетов вопросы по устройству автомобиля, поскольку для нас главное — безопасность водителя и других участников движения, а не технические знания водителя. То же с вопросами по медицине — как бы хорошо ни учили в автошколе, едва ли водитель сможет оказать квалифицированную домедицинскую помощь при ДТП. Но автошколы, тем не менее, должны проводить занятия по устройству автомобиля и по медицине. Это как в университете: вы, к примеру, учитесь на юридическом факультете, но обязаны изучать историю Украины и экономику. Это даёт общие знания, которые окажутся совсем не лишними впоследствии. Возможно, в недалёком будущем автошколы будут конкурировать друг с другом именно благодаря качеству программ по устройству автомобиля, медподготовке и т. д.
В Украине экзамен по вождению проходит по одному из трёх-пяти утверждённых маршрутов. В Европе такого нет, будущий водитель ездит по городу наравне со всеми. Почему украинские курсанты получают такие "льготы"?
— Мы убрали согласование маршрутов как одну из коррупционных составляющих. Это был рудимент советской эпохи. Теперь, как в Европе, экзаменационные автомобили должны ездить по всему городу.
Сейчас в Украине есть водители с бессрочными (иногда ещё советскими) водительскими удостоверениями, а также с документами, выданными на 50 и на 30 лет. Правда ли, что МВД планирует сократить срок действия прав до 15 лет, как во многих странах ЕС? Будут ли при этом действительны права, выданные на другие сроки?
— Да, мы действительно планируем ограничить срок действия прав 15-ю годами. Все права, выданные ранее, будут действительны, поскольку закон не имеет обратной силы. Однако у людей со старыми правами могут возникать определённые неудобства, к примеру, при выезде за границу или при аренде автомобилей.
В Украине любой человек с водительским удостоверением категории В может работать водителем такси. Планируете ли вы ввести специальные курсы подготовки для таксистов?
— Мы давно хотим исправить эту ситуацию, передав право подготовки водителей, занимающихся перевозкой пассажиров, Министерству образования. Ведь очевидно, что это направление должно быть частью системы профессионально-технического образования. Но там, насколько я знаю, пока нет желания активно заниматься этим вопросом.
Беседовал Дмитрий Синяк , ФОКУС
Tweet