Кражи «мобилок:» ваша наивность – шанс для грабителя!
Найти украденный мобильный телефон, в принципе, не составляет никакого труда. Даже если увезти его за пределы вашего родного города, сотовый сам будет «маяком» для милиции. Так почему же его почти никогда не находят? Причина не в сбое работы техники. Уж скорее – в сбое работы милиции, которая не хочет заниматься пропавшими сотовыми (если это не связано с убийством или другим тяжким преступлением). Недавно шла мимо школы, и одна картинка врезалась мне в память. Навстречу бодро шагали две девочки, на вид ученицы пятого-шестого класса. У одной в руке был сотовый телефон, и из его динамиков доносилась музыка. Судя по качеству музыки, аппарат был неплохой. Я подумала, что это почти идеальная жертва для грабителя.
А знаете, у кого почти никогда не крадут и не отбирают телефон? У того, кто носит его в самом дальнем кармане сумки и лишний раз не достаёт. Но так делают немногие, поэтому кражи и грабежи мобильников распространены очень широко.
Я расскажу три истории, в которых владельцы телефонов сами дали грабителям шанс.
История первая. Миша и Рома лежали вместе в больнице. Сначала Миша попросил у Ромы зарядное устройство во временное пользование, а двумя часами позже – телефон, чтобы связаться с родителями. Рома спокойно передал аппарат, ведь они уже немного общались с Мишей в больнице. Когда Рома отвлёкся, Миша стал уходить вместе с телефоном.
Вот чего нельзя ни в коем случае делать в подобной ситуации! Если вы дали кому-то свой телефон, будьте внимательны, не позволяйте этому человеку отдаляться, поторопите: «Мне уже пора идти».
История вторая. Коля сидел с друзьями на лавочке возле областной больницы. Ребята сначала немного выпили, а потом пошли знакомиться с девушками, сидевшими на соседней лавочке. Через час после знакомства (это было уже после полуночи) Коля попросил у Светы телефон. И девушка согласилась дать телефон малознакомому подвыпившему парню. Это было, по меньшей мере, неосторожным с её стороны. Пока Коля разговаривал, Света всё время была рядом, но потом отвлеклась…
История третья. Артём и Олег познакомились с Катей на центральном рынке. Артём попросил у девушки телефон, но та предложила ему позвонить с таксофона. Затем села в маршрутное такси, следом за ней сели и ребята. Пока ехали, немного общались. На конечной остановке попутчики разошлись было в разные стороны. Но потом парни догнали Катю и Артём повторил просьбу. На этот раз Катя не смогла отказать.
Все три случая закончились для владельцев сотовых благополучно, грабители же получили заслуженное наказание. Но это скорее исключение из правил.
Когда у тебя просят аппарат, чтобы позвонить, лучше спросить номер телефона и информацию, которую надо сообщить абоненту. Но не передавать трубку незнакомому или малознакомому человеку. Так вы легко поможете собеседнику, который хочет попросить открыть дверь подъезда, встретить его на остановке или перезвонить на какой-то номер. Если же он настаивает, уверяя, будто разговор серьёзный, отвечайте, как это сделала сначала Катя: «Есть таксофон, звоните с него». Или объясните, что вы очень торопитесь.
Кстати, во всех описанных случаях в руках у подростков были телефоны стоимостью около шести тысяч рублей, а у Светы – даже дороже. Девушкам телефоны подарили родители, Роме дала мама на время пребывания в больнице. Дорогие аппараты гораздо чаще привлекают грабителей. Хотя для некоторых украденный мобильник – всего лишь возможность приобрести дозу наркотиков. Тогда его цена – одна – две сотки.
Кому это выгодно?
По словам судьи Свердловского районного суда Иркутска Натальи Полозовой, которая выносила приговоры во всех трёх случаях, около половины дел, рассмотренных ею в прошлом году, связаны именно с мобильными телефонами.
Приём телефонов б/у является легальным бизнесом. Но ни для кого не секрет, что в большинстве случаев в пункты приёма приносят краденые сотовые. Ну кто пойдёт сдавать куда-то свой старый аппарат? Единицы. У большинства владельцев обязательно найдутся дети, родители, племянники, которым можно подарить или отдать в пользование устаревшую модель.
Идея-то хорошая, как с автомобилями: прежде, чем купить новую «тачку», продаёшь старую. Если не хватает финансов, чтобы приобрести её в магазине, берёшь с рук, б/у. Но реализация идеи, мягко говоря, слабовата. Представьте, если бы мы могли продавать свои старые машины без техпаспорта? А документы на телефон в пунктах приёма почти никогда не спрашивают. И зарядное устройство к нему не требуют.
Между тем, если тебе разрешили бесплатно взять кусочек сыра, хочется обычно взять больше. Сотовые многие сдают не только без документа на сам аппарат, но и без предъявления удостоверения личности либо по чужому паспорту. Бывают совсем смешные ситуации: когда мужчина сдаёт телефон по паспорту женщины, например. Суд часто сталкивается с такими случаями. Судья при этом выносит, как правило, частное определение: скупщику рекомендуют прекратить незаконные действия. Но пока правила приёма ходового товара не будут ужесточены, бесполезно ожидать сокращения числа краж и грабежей.
Насколько выгодна скупка телефонов? После инцидента возле областной больницы Коля попросил друга сдать краденый аппарат в магазин, что тот и сделал. Вырученные при этом 3500 рублей друзья потратили вместе. Пункт приёма тоже не остался в накладе: через пару дней телефон был продан уже за 4700 рублей.
Кроме того, если милиция конфискует у вас купленный в магазине б/у телефон (вдруг выяснится, что он ворованный), шансов вернуть свои деньги практически никаких. Зато скупщики ничего не теряют.
«Лёгкие» деньги
Кража мобильника – это возможность получить «лёгкие» деньги, которая часто оборачивается тяжёлыми последствиями. Чаще всего подростки таким образом «зарабатывают» себе на развлечения. У многих деньги вымогают друзья-«авторитеты». Ещё одна значимая мотивация к преступлению – спор, престиж, стремление показать, что ты не дрейфишь. «А я тоже так могу!» К сожалению, на эту удочку попадаются порой и неплохие ребята.
Так было в случае с Артёмом (история третья). Он учился в школе на «пятёрки», учителя его хвалили, парень планировал поступать в престижный московский университет. Но игра в «крутого» серьёзно испортила его планы. И школу пришлось сменить в середине одиннадцатого класса (тяжело учиться там, где все знают, что ты натворил), и про университет забыть – ведь с условным сроком туда не берут.
Этот процесс был непростым для судьи Натальи Полозовой. Она видела, что парень искренне раскаивается в своём проступке. Но сильнее чувства раскаяния было для него желание уйти от ответственности. Не потому ли главные участники процесса сменили свои показания: и сам подсудимый, и его друг-свидетель, и даже потерпевшая?
Всё было так: Артём взял у Кати телефон и долго разговаривал. Потом они с другом зашли в подъезд. Катя была вынуждена пойти за ними следом. В подъезде Артём положил телефон в карман пиджака и сказал, что ему должны перезвонить. Когда же девушка потребовала вернуть мобильник, Артём ударил её по лицу и побежал. Друг последовал за ним. Благо, в это время живущий неподалёку мужчина выгуливал во дворе собаку. Он-то и задержал грабителя. Милицию вызвала женщина, которая случайно вышла на балкон.
Для Кати эта история закончилась в общем-то благополучно, не считая синяка под глазом. Сотовый телефон ей был возвращён. Может, поэтому на суде девушка отрицала, что Артем её ударил, утверждала, что оговорила его. А может быть, ей стало его жалко. Но показания, которые она и Олег давали в ходе следствия, а также показания мужчины, задержавшего Артёма, и сотрудников милиции (они видели у девушки синяк), – всё это в совокупности убедило суд в обратном. Так что наказание было неотвратимым.
С Мишей, Колей и его другом Славой, который продал ворованный аппарат (истории первая и вторая), всё оказалось проще. Миша и Коля имели плохие характеристики со школы, состояли на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних. Слава к тому же уже обвинялся в продаже краденого телефона. Когда он с тем же попал в зал суда во второй раз, снисходительности ожидать было бесполезно.
Не лейте слёзы – пишите жалобы
Что делать, если у вас украли телефон? Прежде всего свяжитесь с оператором и заблокируйте SIM-карту, чтобы с вашего мобильника никто не позвонил, например, в Латинскую Америку. Обратитесь в милицию в том районе, где произошло преступление. Напишите заявление, предъявите документы на телефон. Обязательно укажите IMEI – идентификационный номер вашего сотового. Он нанесён и на сам аппарат, и на коробку из-под него, поэтому не надо её выбрасывать. IMEI фиксируется в базе данных того оператора связи, которым вы пользуетесь. А вместе с ним в базе оказываются и все ваши данные: ФИО, номер паспорта, адрес. Когда телефон попадает в чужие руки, вашу SIM-карту выбрасывают и вставляют свою. В базу поступают новые данные о владельце. Не важно, каким оператором связи вы пользуетесь, такие базы есть у каждого.
Теперь видно, что найти телефон не должно составлять труда. Даже если увезти его за пределы вашего родного города, сотовый сам будет маяком для милиции. Так почему же его почти никогда не находят? Причина не в сбое работы техники. Уж скорее – в сбое работы милиции, которая не хочет заниматься пропавшими сотовыми (если это не связано с убийством или другим тяжким преступлением). Часто милиция предлагает пострадавшим поиском украденного мобильника заниматься самостоятельно. Пройтись по всем пунктам приёма телефонов, найти там свой, а потом уже обратиться в милицию, чтобы она краденое изъяла и торжественно передала вам. И это всё вместо того, чтобы просто отправить необходимый запрос в сотовую компанию.
Что тут можно посоветовать? При общении с милицией нужно быть очень настойчивым, требовать, чтобы ваш телефон нашли, в противном случае – жаловаться в прокуратуру. Может быть, тогда вам повезёт войти не только в статистику совершённых, но и раскрытых телефонных грабежей…
Ольга Сакович, Восточно-Сибирская правда