Автостраховщики «игнорируют» здоровье водителей – пострадавшие граждане получают гроши
Львиная доля возмещений, выплачиваемых страховщиками по «автогражданке», приходится на разбитые авто: пострадавшие граждане получают гроши Страховые компании стремительно наращивают объемы выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Согласно данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (М(Т)СБУ), за шесть месяцев текущего года объем возмещений, выплаченных страховщиками, пострадавшим в ДТП, вырос в 2,6 раза — до 193,490 млн. грн.
Однако по статистике львиная доля страховых компенсаций пошла на оплату материальных убытков граждан, а проще говоря — ремонт разбитых авто. Выплаты по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП составили всего 2,3% от общего объема возмещений по «автогражданке»
ПО ДАННЫМ ГАИ, только за текущее полугодие на дорогах Украины произошло 23 тыс. ДТП, в которых погибло 3340 человек, травмировано — 28,5 тыс. Согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев каждый из пострадавших в дорожно-транспортном происшествии имеет право на страховую выплату.
Лимит ответственности по жизни и здоровью вдвое превышает страховые суммы, предусмотренные по материальному ущербу, и составляет 51 тыс. грн. на каждого пострадавшего. Причем франшиза в данном случае отсутствует (по имущественным рискам она составляет 510 грн.).
Компании обязаны компенсировать расходы потерпевших на лечение и приобретение медикаментов, а также возмещать финансовые потери граждан, связанные с временной или стойкой потерей трудоспособности. Если же ДТП закончилось летальным исходом, претендовать на выплату могут родственники пострадавшего — страховщики должны возместить ритуальные расходы, а также убытки семьи, связанные с потерей кормильца.
Однако на практике за выплатой по ущербу жизни и здоровью обращаются лишь немногие пострадавшие. «Количество таких выплат в нашей компании незначительно. За первое полугодие 2008 года их было около десяти, за аналогичный период прошлого года таких выплат вообще не было», — рассказал «k:» Андрей Куртасов, директор департамента урегулирования убытков СК «Провидна».
«В первом полугодии 2007 года в компанию поступило четыре заявления на выплату страхового возмещения за вред, нанесенный жизни или здоровью граждан. За аналогичный период 2008 года — 14 заявлений», — отмечает, в свою очередь, начальник отдела урегулирования убытков по ОСГПО СК «Украинская страховая группа» Татьяна Воронцова. Не удивительно, что удельный вес возмещений по ущербу жизни и здоровью остается смехотворно малым и в среднем по рынку не превышает 2,5% в общем объеме выплат компаний.
Любопытно, что тот же показатель по «зеленой карте» почти в десять раз выше. По данным МТСБУ, доля выплат по ущербу жизни и здоровью иностранных граждан, пострадавших по вине украинских водителей, ставших виновниками ДТП за рубежом, по итогам шести месяцев 2008 года достигла 24%.
Такую ситуацию страховщики объясняют элементарной страховой безграмотностью населения. «Зачастую пешеход или пострадавшие лица, находившиеся в авто, не знают ни о законе, ни о своих правах. Соответственно, они не подают в СК заявления на возмещение ущерба. Нет заявления — нет и возмещения», — отмечают в НАСК «Оранта».
Но списывать все исключительно на «дремучесть» обывателей было бы неверно. Нормы закона об «автогражданке», регламентирующие выплаты по жизни и здоровью, выписаны так, что процедура их получения становится для потерпевших настоящей головной болью. Пакет документов, который жертва происшествия обязана предоставить в СК, довольно увесист.
К заявлению должны прилагаться справка о ДТП и документы, подтверждающие размер нанесенного ущерба, а также справки от учреждений здравоохранения и специализированных учреждений, устанавливающих временную потерю трудоспособности или инвалидность. В случае смерти потерпевшего, наследникам необходимо собрать массу справок для того, чтобы подтвердить, какую часть доходов утратила семья в связи с потерей кормильца и какую сумму родственники потратили на похороны.
Причем СК могут возмещать только «обоснованные» ритуальные расходы (какие статьи затрат относятся к этой категории по сей день не писано ни в одном из нормативных документов). «Кроме прочего, по закону страховщики имеют право требовать «другие документы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию». Поэтому компании, как правило, настаивают на предоставлении решения суда.
Кроме того, пользуясь условиями пункта 37.3. закона об «автогражданке», СК имеют полное право требовать от лечебных учреждений информацию о диагнозе, прогнозе состояния здоровья, данные судебно-медицинской экспертизы, а также могут направить пострадавшего на медицинское обследование. Одним словом, потерпевшего (либо его семью), могут «замордовать» так, что не захочется никаких возмещений», — констатирует руководитель проекта Strahnadzor.ua Тимур Шакиров.
Даже подтверждение расходов на лечение — задача не из легких. «Официально медицинское обслуживание в Украине бесплатное, как и медикаменты в больнице. А нетрудоспособность оплачивается на основании «больничного листа». Так что в наших реалиях страховая компания почти ничего не должна пострадавшему», — отмечает Шакиров. Конечно, жертве ДТП ничего не стоит обратиться в коммерческое медучреждение.
В этом случае подтвердить расходы на лечение — проще простого. Однако тот же закон оговаривает, что возмещению подлежат лишь «обоснованные выплаты». Обосновать же необходимость вызова частной «неотложки» вместо обычной «скорой помощи» и размещение в палате стационара со всеми удобствами — задача практически невыполнимая. Поэтому большинство граждан стараются не связываться со страховщиками, получая компенсацию от виновника ДТП наличными прямо на месте аварии.
Не легче обстоят дела с расчетом суммы потерянной прибыли в связи с наступлением инвалидности или потерей кормильца. Подсчитать недополученные доходы для сотрудников бюджетных организаций не так уж и сложно. Размер возмещения будет эквивалентен средней заработной плате, рассчитанной в соответствии с трудовым законодательством. Гораздо сложнее вычислить искомую сумму для частных предпринимателей и работников коммерческих фирм. «Если речь идет об утрате кормильца или его временной нетрудоспособности, то ущерб будет определяться согласно справкам о доходах такого человека.
Значительная же доля работодателей устанавливает «официальную» заработную плату сотрудников на минимальном уровне. Это ограничивает возможности пострадавших по возмещению реального ущерба», — сетует Татьяна Воронцова. В результате средняя выплата по жизни и здоровью сегодня составляет всего 5 тыс. грн., тогда как по имущественному ущербу — 6,65 тыс. грн.
Тем не менее страховщики прогнозируют, что в перспективе суммы выплат по ущербу жизни и здоровью граждан будут постепенно увеличиваться. Уже сегодня компании отмечают рост числа заявлений от потерпевших и объемов выплат. «Сумма возмещений, выплаченных нашей компанией по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП, в первом полугодии 2008 года составила 2,42 млн. грн. (14,2% от общего объема выплат). Всего за этот период к нам поступило 477 заявлений от потерпевших. В первом полугодии 2007 года заявлений было 176, объем выплат по ним — 632,21 тыс. грн.», — рассказывает начальник отдела отчетности и анализа страховых выплат УСК «Дженерали Гарант» Александр Винцевич.
Эксперты также отмечают, что сроки подачи претензий по этому виду растянуты по времени. Даже спустя несколько лет можно доказать, что то или иное заболевание является следствием когда-то произошедшей аварии. А потому, как только с «автогражданкой» помимо водителей освоятся еще и пешеходы, заявления в компании посыплются с удвоенной силой.28.08.2008
ТАТЬЯНА ОЧИМОВСКАЯ, Комментарии
Tweet