Когда мы врем, мы не только потеем. Правда о детекторе лжи
Хотим ли мы всегда говорить только правду, правду и еще раз правду? Вряд ли. Зато, вероятно, каждый желает знать о других только ее, родимую. В цивилизованном обществе права человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Парадокс, но в Украине применение детектора лжи до сих пор законодательно не урегулировано. Сирия. Cудебный процесс. Жена обвиняется в супружеской неверности и лжи. В доказательство женщина лижет три раза раскаленную сковороду. После чего судьи внимательно рассматривают язык: ни одного волдыря – женщина сказала правду. Если бы она солгала, это вызвало бы сухость во рту из-за адреналина, гормона страха. Пока что единственный показатель лжи – это боязнь быть уличенным. В наше время выявлением таких симптомов занимаются при помощи полиграфа.
Что такое полиграф и с чем его едят?
Слово «полиграф» означает «многопишущий» (от греч. polys – «многий» и grapho – «пишу»). Это прибор, способный одновременно регистрировать изменения нескольких физиологических параметров (кровяное давление, частота пульса, дыхание, электрокожная активность и др.), в то время как обследуемому лицу задаются вопросы, относящиеся к специфическому факту. Записи (полиграммы), полученные в ходе проверки на детекторе лжи, расшифровываются специалистом, полиграфологом.
Полиграфные обследования проводятся в частном, правоохранительном и государственном секторах приблизительно в 80 странах, в том числе Украине. Тем не менее у нас не практикуется применение детектора лжи во время судебных дознаний и при приеме на работу в госаппарат. Прецедент создал мэр Киева Леонид Черновецкий, инициировавший ежегодные такие проверки.
Соответствующий законопроект «О государственной службе» он подал на рассмотрение в Раду. Однако последний так и не был принят как нарушающий права человека, святую святых. Ведь технике свойственно ошибаться, а результаты можно и сфабриковать. Тестирование на полиграфе в Украине распространено разве что в частном порядке. Что и говорить, за океаном такому изобретению доверяют куда больше.
В США, где развит культ технократии, эту проверку проходят сотрудники министерств и ведомств, ЦРУ, ФБР, налогового управления, министерства энергетики, администрации по контролю за соблюдением законов о наркотиках и многих других разведывательных и федеральных правоохранительных агентств. Без детектора лжи ни один американец не представляет судебного процесса.
Хотя законом предусмотрен отказ стороны от прохождения «правдивой» экспертизы, и в некоторых штатах применение детектора не дозволено, все равно часто лай-тестер становится чуть ли не единственным средством установления объективной истины. Кроме того, применяется такое чудо техники американскими штатными и местными правоохранительными агентствами, федеральными и окружными прокурорами, общественными защитниками, адвокатами, отделами пробации и надзора за условно-досрочно освобожденными, государственными и частными компаниями.
Можно ли полагаться на технику? Все зависит от точности и научности исследования.
Насколько точен полиграф и можно ли его «надуть»?
Исследования показывают, что точность полиграфов составляет 70 процентов. В случае же проведения компетентным полиграфологом точность проверки на детекторе лжи достигает 89 %. В настоящее время полиграф способен зафиксировать изменение потоотделения ладоней, кровяного давления и дыхания, причем чувствителен даже к малейшим сдвигам. Для регистрации изменений глубины и частоты дыхания на область грудной клетки и желудка помещаются пневматические трубки.
Изменение кровяного давления регистрируется при помощи специального манжета, который оборачивается вокруг плеча, а показатель потоотделения ладоней – при помощи металлических электродов, прикрепленных к пальцам руки. В некоторых случаях также регистрируется электрическая активность головного мозга (вызванные потенциалы).
Современные детекторы могут фиксировать до 50 физиологических параметров: покраснение лица или его отдельных частей, подрагивание губ, расширение-сужение зрачков, учащенное моргание и другие изменения, которые могут свидетельствовать о лжи. Например, приборы фиксируют изменение расширения капилляров. Это простейший рефлекторный ответ, так называемый «стыд» или «краска смущения», – реакция на шокирующий вопрос. Некоторые модели полиграфов позволяют анализировать человеческую речь.
Считается, что если подо-зреваемый сообщает заведомую ложь, у него изменяется состояние голосовых связок, которые производят несколько искаженный звук за счет нерегулярного изменения основной частоты вибрации. Другие детекторы реагируют на изменения температуры вокруг глаз. Принцип их действия основывается на том, что когда человек испытывает психический дискомфорт – лжет либо лукавит – внутриглазное давление повышается, наблюдается прилив крови к глазным яблокам, из-за чего повышается температура окологлазного пространства.
Разрабатываются также и новые технологии детекции лжи, использующие методы психосемантики (анализ семантических полей тестируемого) и психозондирования (анализ подсознательных реакций на неосознаваемое предъявление тестовых стимулов). Кроме того, компьютерный полиграф, по уверению изготовителей, обладает феноменальной степенью точности, достигающей ста процентов, и используется совместно со сверхэффективными аксессуарами к полиграфу, позволяющими полиграфологу выявлять противодействия, к которым обследуемое лицо может прибегать в попытке повлиять на результат проверки на детекторе лжи.
Однако бывшие работники спецслужб в воспоминаниях делятся своим опытом обмана детектора. Главное – не волноваться, думать о приятном и воспринимать тестирование с иронией. Процедура достаточно длительная, обычно занимает два-три часа, состоит из трех фаз: предтестовой беседы, собственно обследования и анализа полиграмм. Наиболее продолжительной фазой обследования является 45-90-минутная предтестовая беседа, во время которой полиграфолог заполняет необходимые документы и обсуждает тестовые вопросы. Это делается для того, чтобы обследуемый полностью понял каждый вопрос перед прохождением обследования.
Специалист говорит, дескать, все мысли нам и так известны, даже не пытайтесь врать. Прямо как в фильме «Кин-Дза-Дза»: «А если ты подумаешь, что эта штуковина не транкликатор, это будет последней мыслью в твоей чатланской башке». И здесь многое зависит от внушаемости человека, насколько он психологически устойчив. Обследование проводится в тихой комнате при закрытых дверях в присутствии полиграфолога и обследуемого, без посторонних лиц, – с целью предотвращения воздействия факторов, отвлекающих обследуемого. Полиграфолог закрепляет на теле обследуемого необходимые датчики и задает вопросы, требующие односложного ответа. Однако не стоит паниковать – полиграф не читает мысли и не обнаруживает ложь, а всего лишь регистрирует физиологическую активность и изменения ее параметров.
В доказательство ненадежности такой техники коллега автора єтих строк прошла испытание, наврав при этом с три короба. Ложь заключалась в том, что она не замужем. «Тем, кто окажется в схожей ситуации, – пишет корреспондент, – советую вспомнить систему Станиславского. Чтобы полиграф не уличил вас во лжи, нужно свято верить в ту неправду, которую ты говоришь». Она уверяет, что любая актриса (или актер) средних способностей запросто сможет повесить лапшу на уши любому полиграфу.
По крайней мере, ее неправдивые ответы полиграмма зафиксировала «совершенно такими же, как и правдивые – разноцветными кривыми». «Правда, – замечает журналистка, – полиграфолог сказал, что поскольку я не прошла предварительного собеседования и повторного испытания, в достоверности данных на все сто процентов он не уверен». Все зависит от отношения тестируемого ко лжи. Полиграф выявляет не ложь, а только возбуждение, которое с определенной долей вероятности может свидетельствовать о лжи.
По физиологическим реакциям нельзя точно установить природу вызвавшего их процесса (положительная или отрицательная эмоция, испуг, боль, какие-либо ассоциации и т.д.). Вопреки распространенному мнению, тестирование на полиграфе не является строго научной стандартизированной процедурой. Существуют многочисленные сомнения и критические замечания относительно научной достоверности получаемых результатов. В отличие от научных, строго стандартизированных тестов, перечень вопросов для тестирования на полиграфе не является фиксированным.
Для успешного тестирования полиграфолог каждый раз должен подобрать и сформулировать вопросы таким образом, чтобы вызвать нужную реакцию у конкретного испытуемого. А потом суметь правильно интерпретировать все многообразие физиологических проявлений, которые очень сильно отличаются у разных людей. В этом случае неизбежны ошибки, вызванные пресловутым человеческим фактором.
Как видим, ни одно техническое средство не может быть панацеей от пороков общества. Чудеса прогресса, как всегда, ограничены гением человека, создавшего их. И покуда это так, будут процветать взяточничество, коррупция и кумовство на государственных должностях, подтасовка фактов в судах.
Дмитрий Тимошенко , Новый день