Новые штрафы для нарушителей ПДД: а вот и сюрпризы!
Отныне на владельцев транспортных средств может быть наложен штраф за нарушение, которое они не совершали. Появятся новые категории транспортных средств, такие как А1, В1, С1, С1Е, СЕ, D1, D1E, DE, Т. А многие водители столкнутся с необходимостью прохождения курса обучения, сдачи экзаменов и получения водительских удостоверений с новыми категориями. О подписанном во вторник законе, которым вносятся изменения в законодательные акты, регулирующие дорожное движение, написано много. Основное внимание прессы уделялось суммам штрафов, которые выросли в десятки, если не сотни, раз, и системе баллов. Я бы хотел обратить внимание на другие сюрпризы, которые могут ожидать нас после вступления изменений в силу.
Представьте себе: у вас даже нет водительского удостоверения, вы в жизни не сидели за рулем. И вот, одним не совсем прекрасным утром к вам приходит постановление о наложении штрафа в размере 510 гривен – за нарушения правила пользования автомагистралями, или, скажем, за разговор по мобильным телефону за рулем. Что интересно, в данной ситуации все будет по закону – в случае, если кто-то ездит по доверенности на оформленной на ваше имя машине. Да, именно так: отныне на владельцев транспортных средств может быть наложен штраф за нарушение, которое они не совершали.
Теперь в случае фиксации нарушения средствами фото- или киносъемки предполагается, что дело будет рассмотрено заочно, а постановление о наложении штрафа отсылается владельцу транспортного средства. В таком случае владелец может сообщить об этом в ГАИ, но уже после получения постановления. То есть, сначала заочно привлекаем невиновного к ответственности, а потом разбираемся. В первую очередь, на это стоит обратить внимание владельцам автомобилей, продавшим «по доверенности» и забывшим об их существовании: не удивляйтесь, если завтра к вам начнут приходить уведомления о штрафах.
Но астрономические штрафы – не единственный «сюрприз» изменений в законодательстве. Несмотря на то, что введение системы штрафных баллов пока откладывается (Кабмину поручено подготовить соответствующий законопроект), новый закон предусматривает более широкое применение неденежных способов наказания. Так, новой редакцией кодекса введено понятие «общественные работы». Установлен и своеобразный «обменный курс»: в случае уклонения от общественных работ, нарушитель может быть подвергнут административному аресту из расчета – один день ареста за каждые пять часов общественных работ.
Еще одним сюрпризом для водителей стала легализация изъятия водительского удостоверения при совершении нарушений, за которые полагается лишение прав. Конечно, права отбирали и раньше, причем в массовом порядке, и министр с гордостью отчитывался о количестве «попавшихся» водителей. Но тогда это было полное беззаконие, а сейчас основания и методика такого изъятия жестко регламентированы. На рассмотрение дела в суде теперь выделяется три месяца, а не два, как раньше. Остается надеяться, что временное разрешение, которое выдается взамен прав, будет выдаваться на тот же срок, а не на месяц, как в былые времена.
Отметим и позитивные стороны. Во время приснопамятных «отработок» было множество жалоб на то, что работники ГАИ высасывают обвинения в создании аварийной ситуации из пальца, а суды, не тратя время на разбирательства, штампуют постановления об изъятии прав. Лафа закончилась: одного протокола, составленного инспектором ГАИ, теперь будет недостаточно. Факт создания аварийной ситуации теперь должен подтверждаться пояснениями нарушителя, показаниями потерпевшего, свидетелей, лица, для которого создана аварийная ситуация, технических устройств, средств фото- и видеонаблюдения и другими документами.
В прежние времена работники ГАИ очень любили изымать номерные знаки. Теперь закон предусматривает возможность изъятия талона о прохождении технического осмотра, если автомобиль неисправен. Также допускается эвакуация и блокировка автомобиля, но в строго в определенных случаях: неисправность автомобиля, проблемы с номерным знаком и номерами агрегатов, незаконная установка мигалок и сирен, совершение ДТП, езда без документов, управление в нетрезвом виде, нарушение правил перевозки опасных и крупногабаритных грузов, а также иностранцев.
При этом эвакуация и доставка на штрафплощадку производится только в случае, если остановленное транспортное средство создает серьезные препятствия для дорожного движения. Обратите внимание: применение блокираторов и эвакуаторов в случае нарушения правил остановки и стоянки, столь популярное у городских властей и приближенных к ним коммерческих структур, по-прежнему остается незаконным. Согласно новой редакции кодекса, решение о блокировании или эвакуации принимает работник ГАИ, осуществляет эвакуацию также Госавтоинспекция.
Порядок задержания и хранения задержанных транспортных средств должен определить Кабмин (а не местные советы, как сейчас стало модным). Что еще приятно: установлен предельный срок задержания автомобиля на штрафплощадке – трое суток, после чего он должен быть возвращен владельцу по его обращению. Что касается оплаты, кодекс содержит лукавую оговорку о том, что за «обращение» и «возвращение» автомобиля плата не взимается. Но не обольщайтесь: штрафплощадки берут немалые деньги отнюдь не за это, а за «доставку» и «хранение».
Сюрпризы ждут пешеходов и велосипедистов. Если раньше переход дороги в неположенном месте или перед приближающимся транспортом карался штрафом в размере 1,70 – 8,50 грн, то теперь придется раскошелиться на сумму 51-85 грн. Дополнительно введена норма, согласно которой за создание аварийной ситуации пешеходу или велосипедисту придется заплатить 170-255 грн., либо провести до двадцати часов на общественных работах. В то же время законодатели не поддержали предложение ужесточить наказание и ввести штрафы за «прочие», незначительные нарушения.
Существенно изменен порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Раньше практически все дела по нарушениям правил рассматривались судом. Теперь количество дел, решения по которым выносит суд, сокращено. В его компетенции остались серьезные нарушения: проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 50 км/ч, непредоставление преимущества автомобилям оперативных служб, создание аварийной ситуации, совершение ДТП или самовольное оставление места происшествия, управление в нетрезвом виде.
Также к компетенции суда отнесены нарушения правил остановки и стоянки, которые привели к затруднению движения и к созданию угрозы безопасности движения (а за такое нарушение грозит штраф 510-680 гривен, или общественные работы на 30-40 часов). И, что очень важно: наконец-то предусмотрена возможность и установлен порядок апелляционного обжалования решения судьи по делу об административном правонарушении. Раньше решение судьи было окончательным, обжалованию не подлежало, и отменить его было весьма проблематично. Остается надеяться, что все эти новшества разгрузят местные суды и позволят им более ответственно подходить к рассмотрению дел, предусматривающих крупные суммы штрафов и наказание в виде лишения права управления.
Рассмотрение дел и наложение взысканий по остальным нарушениям вновь, как и в старые добрые времена, производят работники милиции. По наиболее «популярным» дорожным нарушениям штрафы будут выписывать работники ГАИ, имеющее специальное звание (то есть инспекторы). При выявлении ими нарушения, непосредственно на месте составляется письменное постановление о наложении взыскания. Если нарушитель не соглашается с фактом нарушения или назначенным наказанием, дополнительно составляется протокол. Наконец-то в новой редакции кодекса предусмотрено, что постановление и протокол составляются в двух экземплярах, один из которых вручается нарушителю под роспись, что делает практически невозможным внесение исправлений, дописывание мифических «свидетелей» и прочие манипуляции, которыми, чего греха таить, иногда баловались правоохранители.
Оплата всех штрафов производится исключительно через кассу банка, «расчет на месте» не предусмотрен. Похоже, таким образом законодатель обезопасил возвращающихся с дежурства работников ГАИ, которые, с нынешними суммами штрафов, могли бы стать лакомой добычей для грабителей. Как и раньше, на оплату штрафа законом дается 15 дней, после чего постановление передается в исполнительную службу.
Допускать этого не рекомендуется: при принудительном взыскании сумма штрафа удваивается, плюс к этому с нарушителя взыскиваются затраты на учет нарушений. В то же время следует отметить, что сохранено положение о трехмесячном предельном сроке исполнения наказания. Это значит, что штраф, по каким-то причинам не взысканный в течение трех месяцев с момента вступления в силу постановления, взысканию не подлежит. Для тех, кто любит считать чужие (в смысле, бюджетные, то есть свои) деньги, сообщаю: суммы штрафов распределяются следующим образом: половина идет в государственный, половина – в местный бюджет.
Еще один сюрприз. Отныне в ПДД легализовано применение специальных технических средств контроля состояния здоровья, причем не только для выявления состояния алкогольного опьянения, но и для установления факта применения препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции. Так что ждем появления на дорогах приборов для определения скорости реакции и сосредоточенности. Медицинское освидетельствование отныне требуется только в случае несогласия водителя на прохождение освидетельствования с использованием технических средств или с результатами такого освидетельствования.
Cюрприз для особо хитрых. Некоторые особо хитрые товарищи, управляя автомобилем в состоянии опьянения, возили с собой бутылку водки. В случае остановки их сотрудниками ГАИ они демонстративно выходили из машины, кидали ключи на капот и делали хороший глоток из свежеоткупоренной бутылки. Как говорится, на этот случай в законодательстве теперь предусмотрен болт с левой резьбой. А именно, за употребление спиртного, наркотиков или медицинских препаратов, не входящих в состав аптечки, после совершения ДТП или остановки автомобиля по требованию работников ГАИ, отныне полагается лишение права управления на срок 2-3 года, или 10-15 суток административного ареста.
Прохождение технического осмотра автомобиля теперь обойдется дороже: отныне он включает этап «проверки технического состояния». Эта проверка проводится субъектами предпринимательской деятельности, имеющими разрешение ГАИ МВД Украины, а стоимость ее должен установить Кабмин. Помимо этого, во время техосмотра вам припомнят неоплаченные штрафы: при их наличии в прохождении техосмотра могут отказать.
По всей видимости, множество сюрпризов ожидают нас в ближайшие месяцы, когда Кабинет Министров будет приводить свои постановления в соответствие с новым законодательством. Во-первых, будет разработан законопроект, предусматривающий начисление и учет штрафных баллов. Во-вторых, по всей видимости, появятся новые категории транспортных средств, такие как А1, В1, С1, С1Е, СЕ, D1, D1E, DE, Т. Весьма вероятно, в недалеком будущем многие водители столкнутся с необходимостью прохождения курса обучения, сдачи экзаменов и получения водительских удостоверений с новыми категориями.
Напоследок – сюрприз для «особо приближенных». Законом «О милиции» отныне запрещается расположение на территории милицейских подразделений каких-либо субъектов предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности и рода занятий. То есть «придворные» страховые компании, эксперты, «эвакуаторщики» и отделения банков с высокими комиссионными как минимум выедут из милицейских помещений.
Изменения в действующее законодательство вступят в силу в течение 30 дней с момента публикации. Окончательного текста пока нет: главное юридическое управление ВР проводило технико-юридическую доработку. Готовимся к новым сюрпризам…
А пока все, кто желает лично ознакомиться с изменениями в законодательстве, могут сделать это, загрузив пятидесятистраничный текст законопроекта ко второму чтению на сайте Верховной Рады. А также ознакомившись со стенограммой заседания:
http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_2?id=&pf3516=1061-5&skl=7
http://www.rada.gov.ua/zakon/new/STENOGR/24_09.htm
Сергей Дибров, Sokol-law