Мерзость бытия: мошенники, обманывающие стариков

Говорят, обмануть старика – все равно что ударить ребенка. Потому что доверчивость первых сродни безобидности вторых. И тем противнее вновь и вновь слышать истории о циничных и бессовестных мошенниках, наживающихся на наивности пожилых людей.

Мерзко это! Особенно сейчас, когда престарелые горожане, напуганные повышением цен, безработицей, грозящей их взрослым детям, и прочими «прелестями» кризиса, изо всех сил стараются сэкономить, купить что-то подешевле. Этим и пользуются подлецы, беззастенчиво влезая в худой карман российского пенсионера.

Владимир Андреевич, позвонивший недавно в редакцию, во всем винит себя. Мол, сам не понимаю, что на меня нашло! Когда мартовским будним днем в дверь его квартиры позвонили, одиноко проживающий 75-летний мужчина гостей совершенно не ждал и к визиту посторонних готов не был. Да и чувствовал себя неважно: накануне гулял с внуком и простыл под пронизывающим ветром.

В дверях стояла миловидная, пышущая здоровьем женщина. Не дав старику опомниться, она затараторила, что является представительницей фирмы (название она, естественно, не сказала), и ее начальство решило, дабы поправить пошатнувшийся в кризисе бизнес, развозить некоторые продукты по домам, расположенным в районе Кузьминки. Пенсионерам, конечно, предоставляются скидки! Рынка, мол, рядом у вас нет, а в магазинах все очень дорого.

– Яблочки у нас есть очень хорошие, да картошечка рассыпчатая, немороженая, – скороговоркой разливалась торговка. – Мы подъезд ваш весь обходим, заказы записываем, а потом все принесем. Вы один живете, да? Значит, тяжело, наверное, по магазинам-то ходить. Овощи, поди, тяжелые! Сколько чего возьмете?

От такого «сервиса» любому трудно отказаться, что уж говорить о простуженном пенсионере! Владимир Андреевич, не заподозрив ничего худого, согласился приобрести шесть килограммов картошки (раз уж на дом принесут, можно и впрок купить) да пару кило яблок. Обрадованная договоренностью дама умчалась на лифте вниз. Тут бы уже насторожиться! Мужчина проживает на пятом этаже девятиэтажки, что же продавщица дальше, на этажи вверх заказы принимать не пошла?

Буквально через несколько минут – вновь звонок в дверь. Открыв, Владимир Андреевич с немалым удивлением увидел, что в руках у предлагавшей ему недавно овощи женщины отнюдь не картошка да яблочки, а трехлитровая банка.

– Мед башкирский принесла! – радостно сообщила незваная гостья, лихо просачиваясь с поклажей сначала в коридор, а потом и на кухню. – Вижу, вон как вы простудились где-то! Мед при насморке – наилучшее средство! И всего-то за три тыщи отдам!

Ошалевший от чрезмерного внимания и заботы представительницы торгового бизнеса мужчина тщетно пытался вставить в ее щебетание хотя бы несколько слов.

О том, что три литра меда ему одному не одолеть, да и денег таких нет, заболел, за пенсией не ходил еще… Известие об отсутствии наличных средств несколько тормознуло поток медового красноречия. Подумав секунды три, не больше, женщина с грустью и лиризмом заявила, что, так и быть, отдаст банку за полцены, то есть всего за полторы тысячи.

– Ну где мои мозги были! – удивляется Владимир Андреевич. – Я, как зомби, пошел в комнату, достал практически последние деньги – оставалось только на обещанную картошку и яблоки – и безропотно протянул купюры даме. Потом весь день ходил вокруг этой здоровенной банки, немым укором возвышающейся на кухонном столе. Все думал: куда ее поставить? Холодильник маленький, на балконе не прибрано… К вечеру только пришло озарение: а зачем я ее купил, собственно? Внуки мед не любят, а у меня диабет, сладкого вообще не ем. А яблок с картошкой я так и не дождался.

И ладно бы еще мед оказался вкусным и действительно башкирским! Открыв трехлитровую громадину, Владимир Андреевич надумал разложить содержимое по маленьким баночкам, справедливо решив, что мед – продукт долгого хранения, авось не испортится. Увы, нечто отдаленно похожее на мед лежало только наверху. Остальное – слипшаяся масса цвета детской неожиданности, да к тому же странно пахнущая – к пчелиному производству явно никакого отношения не имело. Чего уж напихали в эту банку мошенники, жженого сахара или подкрашенного клейстера, пенсионер выяснять не стал. Правда, псевдомед, несмотря на настойчивые просьбы родственников, не выбросил. Банка у него до сих пор стоит на подоконнике. Немым укором. На вопрос, обращался ли в милицию, Владимир Андреевич лишь вздохнул: «Нет, стыдно, знаете ли…» Действительно стыдно. Должно быть. И не обманутому старику, а предприимчивой даме, не постеснявшейся хитростью выцыганить последние сбережения у больного старика.

«Ах, обмануть меня не трудно – я сам обманываться рад». Совсем по другому поводу написал классик эти строчки! Психологи называют несколько причин стариковской доверчивости. Одни утверждают, что те в силу возрастной рассеянности легко поддаются на уговоры, теряя бдительность. Другие считают, что пенсионеры, не уверенные в своих силах, склонны полагаться на посторонних в надежде, что кто-то поможет решить их проблемы.

– По внешнему виду человека легко определить его состояние: одинок он или нет, пребывает в депрессии или, напротив, доволен жизнью, – комментирует психолог Илья Суровцев. – Опытные обманщики всегда находят, на каких чувствах сыграть: испуг, жадность, доброта, желание сохранить здоровье… Я даже примерный портрет жуликов вам нарисую: мужчины и – чаще всего – женщины старше 25 лет. То есть с определенным жизненным опытом и познаниями в психологии. Очень обаятельные и артистичные. Масштабы обмана зависят в первую очередь не от обстоятельств, а именно от таланта мошенника.

Видимо, на не менее талантливого афериста нарвалась недавно и жительница района Царицыно Ирина Васильевна. В домофон (!) позвонил мужчина, представившийся судебным приставом. «Ну как не впустить?! – всплескивает руками пожилая женщина. – Все-таки страж порядка!» Но он же, уважаемая Ирина Васильевна, не сказал, что идет к гражданке такой-то, даже своей фамилии не назвал! Пришедший, правда, сунул под нос подслеповатой пенсионерке нечто похожее на удостоверение, но к тому моменту, как женщина нашла и надела очки, уже убрал красную книжечку в карман. Просить показать документы снова хозяйка не стала, постеснявшись (!) и будучи слишком взволнованной визитом.

– У вашей дочери недостача на работе, – строго произнес мужчина. – Она должна 10 тысяч рублей. Деньги у вас есть? Иначе я должен забрать у вас имущество на эту сумму – телевизор или стиральную машину.

Дочь Ирины Васильевны работает кассиром в продуктовом магазине. Старушка, обескураженная известием, достала из-под матраца свои «гробовые» – сбережения, которые копила несколько лет, и отдала непрошеному гостю. Обман выяснился вечером, когда с работы вернулась дочь. Никакой недостачи у нее, естественно, не было. Но и в этом случае в милицию обращаться не стали.

Обман стариков на тему якобы проштрафившихся родственников – вещь в столице весьма распространенная. Еще одну историю рассказал студент Илья В., возмущенный, как, по его словам, «лихо обули деда».

Однажды утром 80-летнему москвичу позвонили по телефону. Неизвестный мужчина сообщил пенсионеру о том, что его внук стал виновником аварии. Чтобы замять дело, нужны отступные. Старик, не долго думая, согласился. И пошел на встречу с «доброжелателем», прихватив с собой 20 тысяч рублей, которые собирал тому же внуку на компьютер. Встреча состоялась в сквере парка Победы, часов в восемь вечера, когда уже стемнело. Подошедший к пенсионеру человек сказал, что дело нужно решать срочно, взял деньги и был таков. Рассмотреть мошенника расстроенному пенсионеру не удалось. Обман вскрылся после того, как старик рассказал «виновнику» аварии, что уладил его проблемы.

– Черт с ним, с компьютером! – шумит Илья. – Деда жалко! Он теперь с давлением слег. Я хотел заявление в милицию написать, но дед мой не помнит ничего, ни фамилии звонившего, ни как он выглядел. Неприметный, говорит, такой, шапка, куртка черная. Таких в Москве полно!

А 74-летняя горожанка Елена Викторовна лишилась двух тысяч прямо в районной поликлинике. Пока ожидала приема врача. К сидящим на стульчиках людям не спеша подошла миловидная женщина лет пятидесяти. Минут десять – пятнадцать она нараспев рассказывала о «приборе-массажере от всех болезней», который продается только пожилым и только в городских поликлиниках.

– У меня с собой как раз пенсия была, – вздыхает Елена Викторовна. – Зачем я эту дрянь купила, сама не знаю. Какая-то пластмассовая штука, в коробке – ни инструкции, ни чеков, ни данных об изготовителе. Но уж больно женщина та заманчиво рассказывала, как я с помощью «прибора» быстро поправлюсь, причем сразу и от артроза, и от гипертонии!..

Удивительно, но факт: пожилые люди далеко не всегда доверяют близким, а вот постороннему подчас верят сразу и безоговорочно. Однако уберечься от мошенников можно в любом возрасте. Психологи дают категоричный совет: двадцать раз подумать, прежде чем открыть дверь постороннему, проверить информацию, поступающую по телефону, и, если чувствуете, что процесс в разговоре с предлагающему что-то купить человеком ускользает из-под контроля, – остановитесь!!!

Наталия Покровская, Московская правда

You may also like...