Пощади соседа или основы безопасной стрельбы

На охоте несчастных случаев – огромное количество, но широкой огласки они не получают. Многие испытали их на своей шкуре, получив дробью по ногам на заячьей охоте, или были «обсыпаны» свинцом на утиной. А ветки, срезанные пулей у головы охотника при загоне лося? Или загонщики, спасающиеся от беспорядочной стрельбы с номеров. Результат чего – беспечности или глупости? Ответ один: непонимание того, что ружье накладывает огромную ответственность на его владельца. Публикации о правильном обращении с ружьем и мерах безопасности на охоте вызывают повышенный интерес читателей. Накопленный опыт безопасной стрельбы из охотничьего оружия должен быть «в крови» каждого охотника.

Любому охотнику, получившему охотничий билет и лицензию на ружье в установленном порядке, безусловно, должны быть известны прописные истины: не стрелять по неясно видимой цели, вдоль линии стрелков на коллективной охоте, применять при загонных охотах на копытных только пулевые патроны, при подходе загонщиков разрядить ружье.

Прежде чем приступить к рассмотрению наиболее характерных случаев неправильного обращения с ружьем, хочу, чтобы красной линией прошло основное правило для каждого владельца огнестрельного оружия: никогда даже незаряженное и открытое ружье не направляйте в сторону людей! Это должно быть «в крови» каждого охотника.

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Причиной неожиданного для охотника выстрела может быть следующее:

– слишком легкие спуски, т.е. усилие нажатия на спусковой крючок гладкоствольного ружья меньше одного килограмма. Причина этому – неправильный угол заточки шептала или боевого упора. Имея определенные навыки, усилия спуска курков можно отрегулировать самостоятельно, но, если есть малейшие сомнения, лучше обратиться к специалисту;

– длинная ложа, когда стрелку, особенно при быстрой вскидке, приходится тянуться вперед и прилагать усилия несколько большие, чем обычно, для удержания ружья в вытянутых руках, которые невольно могут передаться на указательный палец правой руки;

– неудобная шейка ложи или несоответствующий комплекции охотника вертикальный погиб, отсутствие четкого положения правой руки (для правши) на шейке приклада, когда при попытке «донести» затыльник до плеча происходит невольное нажатие на спуск;

– большой холостой ход спускового крючка;

– замерзшие руки и, как следствие, невосприятие величины усилия нажатия на спуск.

Все вышеперечисленное, кроме последнего, относится к подгонке ружья под стрелка, на что в первую очередь и должен обратить внимание серьезный охотник.

НЕ ПОДСТРЕЛИ СОСЕДА, НЕ ПОРАНЬ СЕБЯ

В первую очередь это относится к ходовым охотам, чаще методом вытаптывания дичи двумя или несколькими охотниками. Хотя совет держать ружье на предохранителе и снимать его в момент вскидки, не подлежит сомнению, на практике даже опытные стрелки вряд ли его будут придерживаться. Постоянная готовность к выстрелу, основное условие таких охот, не должна нести угрозу как для себя, так и для напарников. В таких случаях лучше не держать указательный палец на спуске, а направить его вдоль спусковой скобы. Даже при падении охотника не произойдет нажатия на спусковой крючок, хотя под ноги тоже надо поглядывать. Когда дичи много, ружье находится в обеих руках. При бедности угодий удобнее и относительно безопаснее переносить ружье, удерживая его правой рукой за шейку и положив цевьем на локтевой сгиб левой руки. Понятно, что стволы при любом способе ношения направлены в «свой» сектор стрельбы, а не на соседей. Как только охота закончилась даже на время, возьмите себе за правило сразу же разряжать ружье. Будет надежнее, если двустволка окажется «переломленной», а полуавтомат с открытым затвором. О том, чтобы антабки и ружейный погон были исправны, напоминать нет необходимости, как и то, что переносить ружье на плече нужно только стволами вверх или в чехле.

В СТВОЛАХ ТОЛЬКО ПАТРОНЫ

Заряжая ружье, проверьте, нет ли в стволе посторонних предметов, грязи, снега. А перезаряжая после выстрела, особенно если он показался неполноценным либо слишком сильным – не осталось ли в канале стволов пыжа или трубки гильзы. Изредка может попасться патрон с толстой закраиной головки гильзы, мешающей закрытию ружья. Если рычаг затвора не встал на место, в первую очередь проверьте работу затвора без патронов, а затем качество гильзы и запрессовки капсюля. Некачественный патрон лучше «оставить» в болоте, чем, насилуя ружье, пытаться дослать его в патронник, подвергая себя опасности выстрела при незапертом ружье.

В ЗАСИДКЕ НА УТОК

Не ставьте заряженное ружье на сидушку (лавочку), оперев его на стенку шалаша. Если затыльник ружья и окажется на доске лавочки, то непременно придерживайте двустволку за цевье, а конец ствола должен быть выше головы охотника. Если засидка свободная, или вы схоронились за кустом, сидя на кочке, ружье можно держать на коленях, придерживая левой рукой за цевье. Если утки подлетают с одной стороны, то сидячее положение достаточно удобно для быстрой вскидки ружья. Многие ветераны утиной охоты применяли широкий крюк-подвеску под ружье, одеваемый на ремне на шею. Лежа на нем передней частью колодки, ружье было в относительной готовности к вскидке, оставляя руки охотника отчасти свободными. Подвеска из алюминия шириной 5–7 см обшивалась кожей. Независимо от наличия приспособлений, самое безопасное положение правой руки – на шейке ложи. Тогда исключается поспешное, порой неконтролируемое движение руки, что может повлечь непроизвольное нажатие на спуск.

ПО СЛЕДУ С РУЖЬЕМ НАГОТОВЕ

Индивидуальные охоты заставляют быть в постоянной готовности к выстрелу. Порой нет и мгновения, чтобы передвинуть предательски щелкающий предохранитель, конструкция которого (особенно флажкового типа) бывает весьма неудобна. Здесь нужно быть особо внимательным, чтобы исключить нечаянный выстрел. Держа ружье снятым с предохранителя, в то же время защищайте спуски, прикрывая их вместе со скобой указательным и средним пальцами правой руки, располагая ладонь на шейке приклада. А преодолевая заросли и препятствия, используйте для их защиты ладонь целиком.

ФАКТОР НЕОЖИДАННОСТИ

В девяти случаях из десяти охотник ответит, как надо правильно обращаться с ружьем в различных ситуациях. Когда же неожиданно появится дичь, то в девяти случаях охотник «теряется» и вспоминает о безопасном обращении с оружием в лучшем случае после первого выстрела, а то лишь когда его «обложит» по матушке товарищ по охоте. И в этом уже на сто процентов виновно отсутствие автоматизма, обретаемого на тренировках, вплоть до домашних.

НЕОСТОРОЖНОСТЬ, БЕСПЕЧНОСТЬ, ГЛУПОСТЬ?

Дурная привычка закрывать «переломку» о сапог может закончиться простреленной ступней. Московские любители стендовой стрельбы помнят, как неудачно «подготовился» к выстрелу, казалось бы, умелый, но молодой стрелок. Простреленный окровавленный башмак некоторое время валялся на круглой площадке стенда «Локомотив», напоминая о необходимости серьезно относиться к любому ружью. Один из бывших тренеров сборной Союза, закончив серию на траншее, надел на МЦ мягкий тряпочный чехол и поставил его в ружейную пирамиду. Затем решил спустить курки. Нажатие на спуск, выстрел, простреленная крыша пирамиды плюс испуганный взгляд незадачливого стрелка. Похожий случай произошел с одним из членов сборной СССР. На соревнованиях, неудачно отстреляв серию, он в комнате отдыха поставил свой Меркель-303 в пирамиду и также «неудачно» спустил пружины замков. Здесь налицо не только оплошность стрелка, но и упущение судьи, позволившего спортсмену уйти с площадки с неразряженным ружьем. Более тяжкие последствия произошли на «Большом призе Москвы», когда заслуженный стрелок, показывая гостю из Румынии его ошибку, вскинул ружье и произвел случайный выстрел у головы последнего. Намного плачевнее закончилось «обучение» в одной из московских спортшкол. Вскидка ружья закончилась выстрелом в голову со смертельным исходом. Произошло это не на площадке, а в учебном классе. Беспечность тренера и недостаточно опытного стрелка привели к трагедии.

А на охоте плачевных случаев никак не меньше, только широкой огласки они не получают. Многие испытали их на своей шкуре, получив дробью по ногам на заячьей охоте, или были «обсыпаны» свинцом на утиной. А ветки, срезанные пулей у головы охотника при загоне лося? Или наглотавшиеся снега загонщики, спасающиеся от беспорядочной стрельбы с номеров. Результат чего – беспечности или глупости? Ответ один: непонимание того, что ружье накладывает огромную ответственность на его владельца. И неосторожность на охоте и на стенде должна быть полностью исключена.

Юрий Константинов, тренер, мастер спорта, «Российская охотничья газета»

You may also like...