На заметку белорусским революционерам

«Революции пожирают своих героев» – это выражение пока что нельзя применить к украинским реалиям. Поскольку у нас оранжевый фестиваль так и не стал революцией. А вот в Белоруссии все может быть совсем иначе. Ведь на смену Лукашенко идет не один из бюрократов, на время отстраненный от «кормушки», а человек, посторонний для власти и бюрократического аппарата, тонко настроенного под принципы и методы Лукашенко. А значит, в случае его прихода к власти, Белоруссию ожидает самая настоящая революция. От которой обычно страдают и сами революционеры… Взять, к примеру, Октябрьскую революцию, плавно переросшую в гражданскую войну и последующее установление советской власти. Которая в 30-х годах сделала «врагами народа» миллионы человек. В том числе и тех, кто, собственно, советскую власть и «устанавливал», работая в органах госбезопасности.

В Белоруссии борьба с «врагами народа» имела особо парадоксальные формы. Так, репрессиям подверглись все руководители республиканской послереволюционной госбезопасности. Из 26 руководителей белорусских чекистов с 1918 года по наши дни – 15 человек были расстреляны или погибли в результате сталинских репрессий. Первым умершим естественной смертью руководителем белорусской госбезопасности был Баскаков Михаил Иванович, занявший пост министра госбезопасности БССР в 1952 году. Революция сожрала 15 своих наиболее преданных героев…

Этот «опыт» следует учитывать и современным белорусским оппозиционерам. Наши государства (Белоруссия и Украина) слишком разные. Да и белорусская оппозиция куда более пропольски настроена, нежели была украинская. А значит, российская реакция на возможную «оранжевую» власть в Минске еще более предсказуема: Белоруссия лишится абсолютно всех преференций от России, без которых вряд ли сможет существовать. Результатом всего этого может стать не просто финансовый кризис, подобный тому, признаки которого уже проявились в Украине , но и полный крах белорусского государства. А тогда уж не останется никаких препятствий для появления в тихой и спокойной стране очередного Сталина. Учитывая если не любовь, то традиционное смирение большинства белорусов с авторитарными методами правления…

Итак, немного истории.

В период с 1918 по 1952 года госбезопасность Белоруссии возглавляли 15 человек. Ни один из них не умер «тихой смертью в теплой постели». Большинство – расстреляно. Некоторые – погибли в лагерях или никаких сведений о своей судьбе не оставили. Не смотря на полученные ордена и многочисленные «заслуги» перед Революцией…

Яркин Виктор Иванович, председатель ЧК БССР в 1918-19 годах. В 1914-15 годах находился в ссылке в Ярославской губернии за участие в революционном движении. После мобилизации участвовал в боевых действиях на Западном фронте. В марте 1918 года назначен председателем Западной областной ЧК (Смоленск). С января 1919 – председатель ЧК БССР. В мае 1919 года откомандирован на чекистскую работу в Поволжье.

До 1937 года работал на разных должностях в госбезопасности СССР и в транспортной сфере. 26 февраля 1937 года арестован. Выездной комиссией Верховного суда СССР 28 октября приговорен к ВМН, то есть – расстрелу. Приговор приведен в исполнение на следующий день в Минске. Был реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 19 января 1967 года.

Ротенберг Александр Иосифович, председатель ЧК БССР в 1920-21 годах. Работал в органах госбезопасности с 1918 года. После руководства белорусской госбезопасностью занимал разные посты в этой системе, и в 1923 году ушел в отставку с должности председателя ГПУ Крыма. До 1939 года находился в запасе УНКВД СССР по Московской области. Сведений о дальнейшей судьбе не выявлено.

Ольский (Куликовский) Ян Каликстович, председатель ГПУ БССР в 1921-23 годах. Родился в 1898 году в имении Бутримовичи Трокского уезда Виленской губернии (теперь – Литва). Поляк. В 1917-18 годах принимал участие в Октябрьском восстании в Петрограде, находился на партийной и советской работе в Вильно, служил в Красной Армии.

С 1919 года в органах государственной безопасности. В 1921-23 годах председатель ЧК БССР, затем председатель ГПУ БССР. До 1937 года работал в органах госбезопасности и на руководящих должностях в сфере общественного питания. Награжден орденом Красного Знамени.

Арестован 30 мая 1937 года как участник шпионской и террористической польской организации. 27 ноября 1937 года Военной Коллегией Верховного суда СССР осужден и приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 19 ноября 1955 года.

Пинталь Станислав Францевич, председатель ГПУ БССР в 1923-24 годах. Принимал участие в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года в Петрограде, служил в Красной Армии (участвовал в боях на Западном фронте), являлся комиссаром по польским делам Западной области. В органах государственной безопасности с 1920 года. В 1923-24 годах – председатель ГПУ-ОГПУ БССР.

До 1937 года работал на разных должностях в органах госбезопасности СССР. Награжден орденом Красного Знамени.

Арестован 19 июля 1937 года в Чимкенте и этапирован в Москву. Постановлением НКВД СССР, Прокуратуры СССР и председателя Военной Коллегии Верховного суда СССР от 9 декабря 1937 года за принадлежность к «Польской организации войсковой» приговорен к ВМН – расстрелу. Реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 7 марта 1956 года.

Медведь Филипп Демьянович, председатель ГПУ БССР в 1924-25 годах. С 1918 года в органах госбезопасности. Член Контрольной коллегии ВЧК (работал непосредственно под руководством Ф. Э. Дзержинского), председатель Тульской губернской ЧК. В 1919-24 годах – начальник OO ВЧК на Западном фронте, член Коллегии ВЧК, зампредседателя Московской ЧК, начальник Московского губернского политуправления. В 1924-25 годах – председатель ГПУ БССР и одновременно полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Западному краю.

В декабре 1934 года арестован и 23 января 1935 года Военной Коллегией Верховного суда СССР за преступно-халатное отношение к служебным обязанностям, приведшим к гибели Кирова, осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в поселке Оротукан Магаданской области. 27 ноября 1937 года Постановлением Комиссии НКВД СССР, Прокуратуры СССР и председателя Военной Коллегии Верховного суда СССР повторно осужден и приговорен как участник «Польской организации войсковой» к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 17 декабря 1957 года.

Пиляр Роман Александрович, председатель ГПУ БССР в 1925-29 годах. С 1920 года в органах госбезопасности – особоуполномоченный OO ВЧК на Западном фронте, начальник отделения, помощник начальника OO СОУ ВЧК при СНК РСФСР заместитель начальника КРО ОГПУ при СНК СССР.

В 1925-1929 годах — председатель ГПУ БССР и одновременно полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Западному краю. В 1929 году назначается полномочным представителем ОГПУ при СНК СССР по Северо-Кавказскому краю, затем — по Средней Азии (с 1934 года — начальник УНКВД СССР по Средней Азии) и в этом же году — начальником УНКВД СССР по Саратовской области.

За участие в операции «Синдикат-2» по захвату Б. В. Савинкова и разгрому его подпольной организации в 1924 году награжден орденом Красного Знамени. Арестован 15 мая 1937 года как участник «Польской организации войсковой» и агент польских разведорганов. Постановлением Комиссии НКВД СССР, Прокуратуры СССР и председателя Военной Коллегии Верховного суда СССР от 2 сентября 1937 года приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 14 июля 1957 года.

Рапопорт Григорий Яковлевич, председатель ГПУ БССР в 1929-31 годах. В органах госбезопасности с 1918 года. С декабря 1929 по март 1931 года – председатель ГПУ БССР, одновременно полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Белорусскому военному округу и начальник OO БВО. В 1936-1937 годах — начальник инспекции по качеству Наркомата пищевой промышленности СССР.

Арестован 16 июля 1937 года. Военной Коллегией Верховного суда СССР 8 февраля 1938 года приговорен по обвинению в шпионской деятельности и принадлежности к антисоветской организации правых к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 февраля 1938 года в Москве. Реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 22 сентября 1956 года.

Реденс Станислав Францевич, председатель ГПУ БССР в 1931 году. С 1918 года в органах госбезопасности – секретарь председателя ВЧК, председатель Одесской, Харьковской, Крымской губЧК.

В марте-августе 1931 года — полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по БВО и одновременно председатель ГПУ БССР. До 1940 года работал на разных должностях в системе органов госбезопасности. Награжден орденом Ленина. Арестован 22 ноября 1938 года «как польский шпион и активный участник контрреволюционной заговорщицкой организации в органах НКВД». 21 января 1940 года Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 12 февраля 1940 года. Реабилитирован определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 16 ноября 1961 года.

Матсон Герман Петрович, председатель ГПУ БССР в 1931-32 годах. В органах госбезопасности с 1918 года. В 1931-32 годах – председатель ГПУ БССР одновременно полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по БССР и начальник Особого отдела Белорусского военного округа.

В 1932-34 годах – полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР в Татарии, затем – начальник Отдела мест заключения ГУЛАГа НКВД СССР.

С 1935 года — директор «Холбонстроя» Главзолота Восточно-Сибирского края. Арестован 19 июля 1937 года органами прокуратуры Восточно-Сибирского края. 16 июня 1938 года Военной Коллегией Верховного суда СССР за участие в латышской контрреволюционной фашистско-националистической организации и в заговоре правых приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Москве в тот же день. Реабилитирован определением Военного трибунала Московского военного округа от 18 июля 1988 года.

Заковский Леонид Михайлович, председатель ГПУ БССР в 1932-34 годах. В 1913-16 годах за участие в революционном движении находился в ссылке в Мурманском крае, откуда совершил побег.

С апреля 1932 года по июль 1934 года – полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по БССР и одновременно председатель ГПУ БССР. С июля по декабрь 1934 года – нарком внутренних дел БССР.

До 1937 года работал на разных должностях в системе органов госбезопасности СССР, в том числе заместителем наркома внутренних дел СССР. Арестован 30 апреля 1938 года по обвинению в шпионаже и правотроцкистской деятельности. 29 августа 1938 года приговорен Военной Коллегии Верховного суда СССР к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Не реабилитирован.

Леплевский Израиль Моисеевич, народный комиссар внутренних дел БССР в 1934-36 годах. В органах государственной безопасности с 1918 года. В 1934-36 годах – народный комиссар внутренних дел БССР. В 1936-1937 годах – заместитель народного комиссара внутренних дел СССР, затем народный комиссар внутренних дел УССР, начальник 6-го отдела ГУГБ НКВД СССР. Награжден орденом Ленина, дважды орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Арестован 26 апреля 1938 года. Приговорен Военной Коллегией Верховного суда СССР 28 июля 1938 года за участие в антисоветской организации правых к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Москве в тот же день. Проверка обоснованности осуждения Леплевского не проводилась.

Молчанов Георгий Андреевич, народный комиссар внутренних дел БССР в 1936-37 годах. В 1917-19 годах – на фронтах гражданской войны: служба в штабе Верховного главнокомандующего войск Красной Армии Юга России В. А. Антонова-Овсеенко, помощник начальника наблюдательного отдела Главного Управления полевого штаба Восточного фронта, затем – личный адъютант председателя РВС Северо-Восточного фронта Туркестана.

В органах государственной безопасности с 1919 года. В 1936-37 годах – нарком внутренних дел БССР и по совместительству начальник Особого отдела Главного управления госбезопасности НКВД СССР по Белорусскому военному округу. Награжден орденом Красного Знамени.

Арестован 7 марта 1937 года как член контрреволюционной организации правых и изменник Родины. 9 октября 1937 года по Постановлению Военной Коллегии Верховного суда СССР приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован Главной военной прокуратурой Российской Федерации в 1996 году.

Берман Борис Давидович, народный комиссар внутренних дел БССР в 1937-38 годах. Генерал-майор госбезопасности. С 1921 года в органах госбезопасности. В 1937-38 годах – народный комиссар внутренних дел БССР и одновременно начальник OO ГУГБ НКВД СССР по БВО. Избирался делегатом 16 съезда КП(б) Б, членом ЦК КП(б) Б, депутатом ВС СССР.

Арестован 24 сентября 1938 года в должности начальника 3-го управления НКВД СССР. 22 февраля 1939 года Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 февраля 1939 года. Согласно Постановлению Главной военной прокуратуры от 26 апреля 1957 года, оснований для реабилитации не имеется.

Во время руководства Берманом НКВД БССР на территории Беларуси были проведены наиболее масштабные репрессии в отношении населения республики. В материалах архивного уголовного дела на наркома внутренних дел БССР Наседкина приводится тот факт, что в январе 1938 года на совещании у наркома внутренних дел СССР Ежова Берман назвал цифру репрессированных по Белоруссии – 60 тысяч человек.

Наседкин Алексей Алексеевич, нарком внутренних дел БССР в 1938 году. Принимал участие в Московском Октябрьском восстании в 1917 году в составе отряда борьбы с юнкерами.

В органах госбезопасности с 1927 года. С 22 мая по 16 декабря 1938 года – нарком внутренних дел БССР. Награжден орденом Красной Звезды. Арестован 16 декабря 1938 года. Постановлением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 15 января 1940 года приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Москве 26 января 1940 года. Не реабилитирован.

Цанава (Джанджгава) Лаврентий Фомич, народный комиссар внутренних дел БССР в 1938-41 годах. Министр Государственной безопасности БССР в 1943-51 годах. В 1912-21 годах учился в гимназиях и русской средней школе, принимал участие в подпольном революционном и партизанском движении за установление в Грузии советской власти. В органах государственной безопасности с 1921 года.

В 1938-1941 годах – нарком внутренних дел БССР, затем – нарком госбезопасности БССР. В 1941-43 годах – начальник Особого отдела Западного фронта, Центрального фронта, затем – руководитель оперативно-чекистской группы НКВД БССР, заместитель командующего 2-го Белорусского фронта.

В 1943-51 годах – нарком госбезопасности БССР, затем министр госбезопасности БССР. В 1951-52 годах – замминистра госбезопасности СССР. 11 марта 1952 года уволен в запас МГБ по болезни. Был награжден 13 орденами Советского Союза, двумя иностранными орденами, 13 медалями.

Арестован 4 апреля 1953 года. 12 октября 1955 года умер в Бутырской тюрьме. Решения по уголовному делу нет.

Таким образом, судьба 15 руководителей белорусской госбезопасности красноречиво свидетельствует: если в стране происходит настоящая революция, в первую очередь, от нее страдают те, кто ее и осуществлял и преданно выполнял ее приказы. А нынешним белорусским революционерам следует сто раз подумать, прежде чем совершить хоть один необдуманный шаг. Ведь Белоруссия – это не Украина. И в Белоруссии месячным рок-концертом и «стоянием» революционных масс дело вряд ли ограничится…

Дмитрий Фомичев, специально для «УК».

You may also like...