ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ

Промышленный шпионаж имеет многовековую историю и упоминается уже в древних манускриптах. Но, большинство бизнесменов продолжают считать, что им он не угрожает. Рассуждают примерно так: промышленный, — следовательно связанный с производством, а отечественный бизнес большей частью занят перепродажей или оказанием услуг — значит, «это не о нас». Шпионаж обычно ассоциируется с разведчиками, спецслужбами, тайными операциями. Казалось бы: при чем тут бизнес? Очень даже при чем! В действительности, термин «промышленный шпионаж» вовсе не означает, что его жертвами становятся исключительно крупные предприятия — государственного уровня. Этим термином принято обозначать попытку получения информации о конкурентах, хищение коммерческой тайны и «ноу-хау», ведение недобросовестной конкуренции. И совершенно неважно — крупная это корпорация или небольшая фирма. Конкуренты есть у всех, разница лишь в методах, которые они используют. Популярности заблуждений на этот счет служит еще и то, что долгое время мы жили в стране с нерыночной экономикой. На капиталистическом Западе сильная конкуренция это данность, в условиях которой люди привыкли делать бизнес. Для того чтобы обойти конкурентов активно использовался промышленный шпионаж, который очень быстро стал суровой реальностью.

Промышленного шпионажа внутри СССР практически не существовало. Все попытки узнать тайны и секреты исходили из-за границы. А государство очень ревностно хранило свои секреты, поставив на службу государственный аппарат. Надо признать, что система была действительно эффективной. Те, кто работал в госучреждениях, не понаслышке знают о «первых отделах» и их задачах по защите секретов. Система исправно работала и каждая попытка «шпионажа» становилась прерогативой КГБ. Но после перестройки система начала быстро разрушатся. Возможно это делалось преднамеренно. И в один прекрасный момент вдруг оказалось, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». А люди за долгие годы привыкли, что об их безопасности заботятся другие. Долгое время находясь под «крышей» государства наш человек разучился сам себя защищать. И вот результат. Сегодня, за редкими исключениями, в коммерческих фирмах забота о безопасности отсутствует. Наверняка кто -то скажет; «неправда — у нас полно секьюрити». Это еще одно из заблуждений. Охрана лишь часть безопасности, а никак не ее замена. И перед охранниками стоят совершенно другие задачи. Как не надо путать солдата со следователем так и не надо путать охрану с безопасностью.

Но все же вернемся к вопросу — кто может стать жертвой промышленного шпионажа? Отвечу просто — практически любой бизнесмен. Более того: крупной фирме разглашение информации может нанести существенный, но все же поправимый ущерб. А для небольшой фирмы такое разглашение станет смертельным и приведет к банкротству. Это как на охоте — выстрел из ружья лишь ранит слона, а вот зайца может разорвать в клочья. И это не пустые слова. Как считают западные специалисты, утечка 20 % коммерческой информации в 60 % приводит к банкротству фирмы. Ни одна даже преуспевающая фирма США не просуществует более трех суток, если ее чувствительная информация, составляющая коммерческую тайну, станет известной конкурентам («Организация и современные методы защиты информации» под ред. Диева С.И.).

Тот, кто наивно считает, что у него нет информации, которую нужно защищать, очень сильно ошибается. Получение прибыли — это уже предпосылка стать жертвой, потому что быстро найдутся люди, которые не хотят «напрягаться», когда есть прекрасная возможность «обчистить» других. Причем, сделать это без особого труда.

Наличие конкурентов — очень серьезная предпосылка. Если Вы думаете, что все будут соблюдать правила джентльменской игры, то Вы очень ошибаетесь. Конкуренты попытаются сделать все возможное и невозможное, чтобы захватить весь рынок и стать монополистом. А как это сделать? Очень просто — больше узнать о сопернике и его достоинства превратить в его же недостатки. В условиях, когда о своей защите никто не заботится, такая работа не составит особого труда. Кстати, интересный факт из моей практики — на десяток обращений с просьбой собрать информацию о конкурентах приходится примерно одно — защитить свою информацию от шпионажа. Иногда это доходит до абсурда. Бизнесмен просит провести сбор и анализ информации, а на предложение защиты его информации и проведение контрразведывательных мероприятий говорит: «Да кому я нужен, никто обо мне ничего собирать не будет». Смешно, не правда ли? Человек хочет знать больше о конкурентах, а допустить у них такое же желание не может.

Вообще существует очень простой способ определить: есть ли на предприятии конфиденциальная информация. Психологи называют это «ролевыми играми». Вам нужно представить себя на место злоумышленника (преступника, конкурента или другого недоброжелателя). А представив, подумать: какую именно информацию Вы хотели бы узнать, и что будет Вам полезно в осуществлении своих «грязных» планов. Если Вы представили и пришли к выводу, что ничего — не расстраивайтесь. У Вас просто плохо развито воображение, потренируетесь еще. Привлеките к этому делу близких родственников и знакомых, возможно, они обладают лучшими аналитическими способностями и смогут помочь..

Возникает справедливый вопрос. Если это явление так развито — почему мы не ничего не слышим о нем? Действительно, криминальные хроники пестрят сообщениями о покушениях на бизнесменов, взрывах автомобилей, офисов и домов, случаях мошенничества и т.п. историями. Но практически никогда нам не сообщают о промышленном шпионаже. Значит ли это, что его нет? Наоборот, промышленный шпионаж относится к категории, которые юристы называют «латентными» (скрытыми). Этому способствует ряд причин.

Во-первых, зачастую сама жертва не подозревает, что стала объектом покушения со стороны промышленных шпионов. Во-вторых, в условиях, когда законодательство изобилует многочисленными пробелами и новые отношения остаются без должного регулирования, очень сложно привлечь кого-либо к ответственности, ведь в праве существует принцип nullum crimen nullum poena sine lege (лат.) или «нет преступления и наказания без закона». В –третьих, даже если преступление было зарегистрировано, то практически нет специалистов, которые могли бы его расследовать. Такие преступления имеют особую специфику. Ну, и, наконец, в- четвертых, те, кто стали жертвами промышленного шпионажа, не спешат заявить об этом широкой общественности, справедливо опасаясь за свое реноме и не желая «выносить сор из избы».

Вообще-то в отношении к промышленному шпионажу можно выделить три этапа:

1. Беспечность и наивность. На этом этапе бизнесмен спокойно живет и работает, будучи в полной уверенности, что у него все в порядке, а его бизнес в безопасности. Состояние это может продолжаться очень долго, пока не произойдет катастрофа. Тогда наступает вторая стадия.

2. Технофобия. Выяснив, что сегодня можно узнать практически любую информацию при помощи технических средств, бизнесмен хватается за голову и начинает подозревать наличие «жучков» даже в столовой ложке. При попытке защитится, он выясняет, что защита информации при помощи техсредств дело не дешевое. Да к тому же уровень защиты напрямую зависит от вложенных средств, а 100 % гарантии защиты вообще не существует. Вот тут наступает третья стадия.

3. Пессимизм. Наслушавшись о возможностях современной техники, подсчитав стоимость защиты, бизнесмен приходит к неутешительному выводу — если захотят, что-то узнать, все равно узнают. А защита нам не по карману. Поэтому лучше ничего не делать, авось да пронесет.

И в результате действительно ничего не делается. На самом же деле, несмотря на сложившийся миф, большинство информации добывается не техническими средствами, а оперативной работой. Никто не станет взрывать бронированную дверь, если в помещении открыто окно, или ключи от двери лежат под ковриком. Также и в шпионаже. Зачем тратить деньги на подслушивающую аппаратуру и рисковать, когда можно просто незаметно расспросить работников фирмы обо всех секретах. Или же зайдя в кабинет на время «позаимствовать» документы. В условиях, когда на предприятии меры безопасности отсутствуют, такой способ намного более эффективен, к тому же прост, дешев и безопасен.

Все же допустим, что у Вас действительно пока нет сверхважной информации и Ваш уровень мало кому интересен. Значит ли это что можно благополучно забыть о проблеме? Отнюдь. Умные люди чистят зубы не тогда, когда они болят, а для того, чтобы они не болели. Так же и в безопасности. Подготовьтесь заранее. Начните реализовывать первоначальные меры сразу. И потом Вам будет намного проще. Principiis obsta говорили древние — противодействуй в начале.

Анатолий Брединский, «Безопасность для всех»

Читайте также: