НЕ УКРАДИ В СУПЕРМАРКЕТЕ

Как известно, проблемой многих украинских предприятий является воровство. С этой «чумой» сталкивается каждый собственник бизнеса. Воруют везде, все и много. Но особенно данная проблема актуальна для сетей супермаркетов продуктов питания и сопутствующих товаров нашего города. Ведь в них воровство происходит как извне, так и изнутри (собственным персоналом).Обобщая опыт, накопленный за годы работы на одесском и украинском рынке, компания GIN Consulting Group, со специалистами которой мы беседуем, выдает интереснейшую информацию относительно воровства в супермаркетах и представляет категории воров, наиболее часто встречающихся в торговом бизнесе.

Вор вору рознь

1. Пожалуй, самой интересной категорией являются лица, занимающие высокие посты в госуправленческих структурах (прокуроры, депутаты, чиновники различного уровня).

Уникален следующий факт: хранители закона и порядка воруют так называемые мелочи, которые по стоимости каждый из них может легко оплатить: жвачки, шоколадки, презервативы, бритвенные станки. Другими словами, они прихватывают то, что находится в прикассовой зоне супермаркета и легкодоступно. Объясняют свои действия собственной забывчивостью: «Ой, забыл», «По привычке положил в карман» (интересно только, что это за привычка?) и т.д. Но случается, что интерес данной категории лиц вызывает элитное спиртное, например, хороший французский марочный коньяк.

Отличительной особенностью данной категории лиц является то, что при «задержании» они стараются немедленно заявить охране о занимаемом положении и показать соответствующий документ. Впоследствии (при профессиональной работе охраны) подобные действия срабатывают не в их пользу. Иллюзия вседозволенности в связи с занимаемым положением толкает чиновников на банальный факт воровства. Естественно, что охрана все решает оперативно, на месте, и подобные случаи остаются конфиденциальной информацией, не предающейся всеобщей огласке.

2. Вторую категорию лиц можно условно определить как «клуб богатых людей».

Их среднемесячный доход позволяет беспрепятственно совершать любую покупку, начиная от батончика «Сникерс» и заканчивая новым автомобилем, например, класса Audi A8. Для данной категории воровство — своего рода развлечение, так называемый экстрим. Подобный «клуб» обычно создают богатые леди, мужья которых, зарабатывая для семьи, могут даже не подозревать о необычном «увлечении» своих жен. Видимо, устав от салонов красоты, кинотеатров, бутиков, ресторанов, в поисках новых развлечений их фантазия становится настолько изощренной, что «вынести товар из магазина, не заплатив на кассе» является престижным увлечением. Бывали случаи, когда «дамочки» упрашивали охрану, предлагая любые деньги за товар, не проводить его по кассе, иначе их авторитет в глазах таких же «подруг» неумолимо может упасть. Однако не только богатые леди нашего города развлекаются подобным образом. Развлечение некоторых состоятельных бизнесменов называется: «Как накрыть стол за час, ничего не заплатив». Становится понятным, что такие ребята, подобно акулам, рыщут по супермаркетам в поисках «добычи». Видимо, инстинкт добытчика настолько силен, что трансформируется в них уникальным образом. Многие из них хорошо осведомлены о функциях и правах внутренней охраны супермаркета. Поэтому в случае «неудачи» они ведут себя достаточно агрессивно и могут подать в суд о «незаконности» действий со стороны охраны.

3. Воры, которые живут подворовывая, или «воры-профессионалы».

Воровство для такой категории лиц — профессия. Неискушенному человеку очень сложно отличить их от обычных покупателей. Воровство оставалось бы долгое время незамеченным, если б только не опытный глаз охраны, которая привыкла иметь дело с подобной публикой.

Сезон для «воров-профессионалов» начинается в период похолодания и заканчивается с наступлением лета. Секрет прост: зимой больше одежды, а значит, больше возможности спрятать под ней товар. Бывали случаи, когда находчивость воришек доходила до того, что приходилось прятать не очень приятный для тела товар, например, сырое мясо, под нательную одежду, «за шиворот». В зимнее время многие из них с определенной целью ухитряются нашить множество внутренних карманов на верхней одежде.

4. Самой печальной и опасной для общества категорией воров являются дети.

Опасной еще и потому, что психика детей не стабильна и легко ранима, поэтому охране приходится с ними тяжелее всего. Особенно учитывая нынешнюю ситуацию в стране, когда беспризорные и бездомные дети не редкость, а употребляемый ими словарный запас застанет врасплох любого взрослого мужчину. Удивительно, что «армию» маленьких воров составляют дети из вполне благополучных семей. Причину данного факта мы не будем рассматривать, так как можем глубоко уйти в специфику детской и семейной психологии.

5. Самой же разрушительной для предприятия категорией является собственный персонал.

Следует учитывать, что персонал имеет наиболее легкий доступ к товару. Персонал ворует по-крупному, что называется «оптом». На их фоне все вышеперечисленные категории выглядят как легкий ветерок в сравнении с тайфуном. Убытки от воровства персонала для супермаркета могут быть катастрофическими. Персонал ворует, объедает (в прямом значении слова) и вредит предприятию, на котором работает. Следует оговорить, что под персоналом следует понимать всех наемных работников, начиная от директора и заканчивая уборщицей. Причем воровство на высшем уровне детерминирует воровство на нижних уровнях (обратная зависимость наблюдается значительно реже). Особенно легко становится воровать, когда существуют коалиции, например, продавец — кассир — охранник. Подобная цепочка может долгое время оставаться незамеченной, особенно если в коллективе сложилась негласная норма «не выдавать».

Можно привести пару примеров того, как происходит воровство. Например, кассир, пробивая по кассе товар, может «забыть» отдать покупателю чек. Продавец под видом покупки «обеда» для себя может занести в раздевалку попутно еще какой-либо товар. Охранник в «сотрудничестве» с кассиром при проведении инкассации не проведенные по кассе деньги может разделить между собой и кассиром. Вариантов множество. В упоминаемых случаях как нельзя лучше применима поговорка «Голь на выдумку хитра». Ошибкой собственника является уверенность, что работа с персоналом дело не столь важное и по отношению к процессу торговли второстепенное. Обычно приходится дорого платить за осознание подобного рода ошибки.

Противокражные действия

И если в предыдущих случаях профессиональная работа охраны и установка современного противокражного оборудования решит проблему воровства покупателями, то в случае воровства персоналом только этими методами проблема не разрешится. Если ничего не предпринимать для того, чтобы разрешить проблему, данный вид бизнеса может стать убыточным.

Принято считать, что персонал — один из главных ресурсов в борьбе с конкуренцией. И, действительно, персонал становится крайне важным ресурсом, если им управлять умело. В противном случае персонал становится врагом собственного предприятия. Возникает вопрос: что предпринять, какие нужны действия, чтобы персонал был действительно мощным ресурсом, а не наоборот?

Как уже упоминалось, с персоналом необходимо профессионально работать. Причем работа должна вестись комплексно. Многие украинские предприятия начали создавать в штате департаменты по управлению человеческими ресурсами, которые в корне отличаются от привычных отделов кадров. HR-менеджеры — это люди, которые знают и умеют вести кадровую политику, приводящую компанию к успеху. Но подобные департаменты возможны не на всех предприятиях, часто их появление зависит от масштаба деятельности компании.

Важно отметить еще один факт. Профессия HR-менеджера достаточно новая для нашего рынка. Многие HR-менеджеры не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы профессионально организовать работу с персоналом компании. Заблуждением многих собственников является мнение, что начальник отдела кадров может занять новоиспеченную должность и проводить подобную работу. Печальный опыт показывает, что начальник отдела кадров, в силу ряда причин, не может полноценно выполнять функции HR-менеджера.

Как же справиться с возникшей проблемой? Очень могут помочь консалтинговые компании, которые оказывают качественные, квалифицированные услуги по работе с персоналом. Однако собственника все равно ожидают подводные камни. Не каждая консалтинговая компания может оказать качественные услуги. Это зависит от уровня квалификации работающих в ней специалистов, от опыта работы компании, от направленности ее деятельности, от позиционирования компании и внутрикорпоративных ценностей.

Если в ответ на обращение собственника с подобной проблемой (проблемой воровства среди персонала) консалтинговая компания предлагает двухдневный тренинг или тестирование персонала на «чистоплотность», об уровне качества работы данной компании говорить не приходится.

При возникновении обсуждаемой нами проблемы не поможет ни «лечение» тренингами, ни диагностика при помощи тестов, ни любые другие методы, если их использовать разрозненно. Компания — целостный организм, подобно организму человека. Как вы думаете, грамотный, квалифицированный врач будет лечить один орган, если болен весь организм? Поможет ли вам анальгин от несварения желудка? Сразу вспоминается старый анекдот, когда больной обратился к хирургу с болью в животе, а врач предложил ему отрезать ухо: Примерно также работают некоторые компании в Одессе, предлагая «одноразовые» услуги.

Что же может послужить причиной возникновения «эпидемии» воровства на предприятии среди персонала? В чем мы видим причину появления данной проблемы?

Обычно проблема заключена непосредственно в самой компании. Начинать «лечение» необходимо с определения таких базовых элементов корпоративной философии, как разработка и продвижение миссии, стратегических целей, задач, разработка кадровой политики, стандартов работы, разработка корпоративной культуры.

Перечисленные понятия давно у всех на слуху, но мало кто понимает их важность и необходимость. Можно строить дом на песке, но, согласитесь, песочный дом простоит не долго. Не надо быть строителем, чтобы понимать: любое строительство начинается с закладывания фундамента.

Опыт «GIN Consulting Group» показывает, что во многих компаниях нашего города корпоративная стратегия существует в устной форме и, в основном, среди руководящего персонала. Но знает ли о ней весь персонал? Если в компании имеется проблема воровства, значит для персонала столь «громкие» понятия чужды, один пустой звук. Сотрудники не понимают: зачем они работают, зачем работает их компания, зачем компания делает то, что она делает. Если персонал не понимает глобальных целей компании, в лучшем случае он будет безразлично «отсиживаться» на работе, получая обещанную зарплату. В худшем варианте персонал становится паразитом на теле компании.

Статистика утверждает, что 80 % персонала ворует из-за того, что предоставляется возможность украсть. Уважаемые собственники бизнеса, не задумывались ли вы над тем, каким образом создается подобная возможность на вашем предприятии?

В беседе принимали участие и делились информацией: Наталия ГУНЬКО, директор компании, Людмила ЮРЧЕНКО, бизнес-тренер, консультант компании

Газета Биржа

You may also like...