Как правильно судиться с коммунальными службами?

Сегодня есть все основания полагать, что коммунальные службы желают завладеть нашими деньгами без нашего на то согласия, не предоставляя взамен соответствующих услуг.

Ведь любые услуги (в т.ч. и коммунальные) предоставляются по договору, в котором одна сторона (поставщик) обязуется поставить определенные в договоре услуги, количество и качество которых также оговаривается, а другая сторона (потребитель) обязуется оплатить их в определенном размере. Именно договор – это тот документ, который фиксирует равноправные и цивилизованные отношения между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями. Ни один государственный орган или орган местного самоуправления не вправе заставить нас, помимо налогов, платить ту или иную сумму денег, пока мы не поставили свою подпись под договором, в котором мы добровольно берем на себя обязательство оплачивать определенной структуре предусмотренные этим договором суммы. Любые попытки принудительного взыскания с нас этих сумм в отсутствие договора нельзя расценивать иначе, чем бандитизм определенных структур, поддерживаемый целым рядом государственных и местных органов власти. Никто, кроме нас самих – ни прокуратура, ни суды, ни правоохранительные органы, ни местные власти – не защитят наше собственное право на наши собственные заработанные деньги. Поэтому будьте готовы сражаться за свой кошелек.

На Вас подали иск…

Одна из особенностей менталитета бывших советских граждан: после получения документов из судебных либо правоохранительных органов – панический страх, нежелание связываться с государственной машиной, после чего ноги сами несут гражданина в ближайший филиал Харьковских теплосетей – платить по счетам с непомерными претензиями, заключать кабальные договора о рассрочке и т.д. Интересная деталь: если договора о поставках услуг коммунальщики заключают крайне неохотно, то договора о рассрочке оплаты – с превеликим удовольствием, принуждая потребителей подписывать их всеми правдами и неправдами. Что неудивительно: договор о рассрочке платежей содержит одностороннее признание потребителем всех заявленных коммунальщиками претензий, одностороннее обязательство полностью их удовлетворить (т.е. оплатить все счета) в оговоренный срок, а также заплатить пеню в случае просрочки платежей по данному договору. То, что коммунальные службы и курирующие их местные органы власти работают по принципу «минимум услуг, минимум ответственности – максимум денег», неудивительно. Вот только Вы как потребитель должны этому противодействовать, если не хотите, чтобы с Вас содрали три шкуры.

Итак, стандартная ситуация: Вы в силу объективных причин не платили за отопление (водоснабжение, канализацию и т.д.) несколько месяцев, в свое время субсидию оформить не удалось, после чего Вам начали приходить из соответствующей коммунальной службы (например, КП «Тепловые сети») всевозможные «страшилки»: «досудебное уведомление», «претензия», «требование» и т.д. Все эти документы никакой юридической силы не имеют, но впечатление на некоторых граждан производят. Именно с этой целью они и посылаются – авось какой-нибудь слабонервный гражданин или гражданка испугаются и понесут свои кровные денежки… в закрома. Но вот Вам приходит действительно серьезная бумага – из суда. Как правило, это должен быть полный комплект документов, связанных с открытием гражданского производства по делу по иску все того же КП «Теплосети» к гражданину Петрову о взыскании суммы задолженности. В комплект входят: повестка из суда, определение (ухвала) об открытии дела, копия искового заявления КП «Теплосети» с приложенными документами.

Прежде всего – не пугайтесь, а внимательно изучите полученные документы, и прежде всего исковое заявление, и только после этого принимайте решение. Если Вы не считаете себя достаточно грамотным и подготовленным для этого, обратитесь к соседям, знакомым, родственникам – кому Вы доверяете и кто, по-Вашему, может дать дельный совет. Заплатить за услуги теплосетей вы всегда успеете – например, после окончания судебного разбирательства, если вы его проиграете (в этом случае Ваш долг увеличится всего лишь на 1% от суммы «задолженности», декларируемой теплосетями – на Вас возложат оплату судебной пошлины). А вот если Вы грамотно будете защищаться, проиграть Вы не должны – вероятность этого будет очень небольшой…

Содержание иска

Типовое исковое заявление содержит утверждения о том, что Истец является поставщиком тех или иных жилищно-коммунальных услуг (это могут быть услуги централизованного отопления и подогрева воды, поставок холодной воды и т.д.), гражданин, скажем, Петров П.П. является потребителем этих услуг, в течение определенного периода времени эти услуги оказывались и оказываются (прилагается расчет задолженности с учетом произведенных платежей), а вот гражданин Петров эти услуги не оплачивает. В силу чего истец требует взыскать с ответчика N-ю сумму денег, равную сумме задолженности.

На первый взгляд, для обычного гражданина – вроде бы все правильно — надо платить, а если нет денег, идти на поклон в соответствующую коммунальную службу: не погубите, родные! Но это все выглядит таковым только на первый взгляд. Помните: суд за Вас не защитит Ваши права, но он – именно то место, где Вы сами можете их отстоять. Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты:

1) Истец избегает ссылаться на те положения законов и нормативных актов, которые предусматривают обязательное наличие договора. Он приписывает Вам статус «потребителя», в то время как в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О теплоснабжении», потребителем тепловой энергии является физическое или юридическое лицо, которое использует тепловую энергию НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА.

2) Истец приписывает Вам возникновение с Вашей стороны обязательств на основании каких-то невразумительных условий, хотя такие обязательства могут возникнуть с Вашей стороны только на основании договора.

3) Гражданский процессуальный кодекс требует доказательства каждого утверждения истца, а именно:

— что Истец является юридическим лицом (необходимо предоставить копии свидетельства о госрегистрации, Устава предприятия);

— что Истец является поставщиком услуг (обязательна копия лицензии на осуществление этой деятельности, документы, подтверждающие, что именно КП «ХТС» является единственным поставщиком тепла в данном городе, районе, микрорайоне);

— что Истец находится в сложном финансовом положении, не позволяющем заплатить несколько десятков гривен пошлины (!?) (выписка с расчетного счета Истца в банке);

— что потребителю оказан именно заявленный объем услуг (любые доказательства, подтверждающие, что именно гражданину Петрову, проживающему по такому-то адресу, за отчетный период поставлено конкретное количество тепла, нагрето такое-то количество воды на столько-то градусов, на что затрачено столько-то килокалорий).

4) Отсутствуют ссылки на решения уполномоченных местных органов власти об установлении тарифов и норм потребления, по которым производится расчет, а также тексты этих решений. Иногда копии текстов предоставляются, но без ссылки на официальную публикацию (т.е. истец мотивирует свои требования ссылками на неопубликованные, а значит недействительные нормативные акты).

5) Если Вы не платили более трех лет, Вам все равно предъявляются претензии, выходящие за рамки срока исковой давности.

Этот список можно продолжать и дальше – залогом является и слабость юридической позиции коммунальных служб, оказывающих т.н. «бездоговорные» услуги, и вопиющая некомпетентность юристов этих предприятий. Ваша задача – использовать промахи Ваших оппонентов, а заодно и судьи (которые также нередко случаются), чтобы сохранить содержимое своего кошелька для себя и своей семьи.

Линия защиты – 1

Как уже говорилось Выше, вся эта судебная возня рассчитана на менталитет постсоветского обывателя, который не захочет связываться с судами и скорее расстанется со своими кровными деньгами (увы! такая психология!), нежели постарается разобраться – а с какой, собственно, стати?

Любой суд – это, прежде всего процедура, знание которой – великая сила, а соблюдение ее – смертная мука для Ваших оппонентов. Поэтому еще до назначенного судьей дня предварительного разбирательства Вам следует показать свою «вредность» в юридическом отношении.

1) Подайте заявление в суд о том, что Вы требуете фиксации судебного процесса с помощью звукозаписывающего устройства. В новом Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) Украины осуществление этой процедуры предусмотрено по требованию одной из сторон процесса. Очень дисциплинирует Ваших оппонентов и судей, мешает им «давить» на Вас не по процедуре, исправлять собственные ляпы и ошибки. Вот образец.

2) Заявите суду ходатайство об истребовании у Истца документов, необходимых для фиксации фактов, заявленных Истцом – согласно ст. 60 ГПК Украины каждая сторона (Истец в том числе) обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается. Если Ваш оппонент вдруг эти документы предоставит – рекомендую ознакомиться (в порядке процедуры ознакомления с делом), ибо им есть что скрывать. На моей памяти не было НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ, чтобы КП «ХТС» добровольно выдало эти документы В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ. Образец ходатайства – см. здесь.

3) Если, как уже описывалось выше, Вам предъявлены требования по оплате более чем за 3-летний срок (например, рассчитаны Ваши «долги» за период с 01.01.2001 г.), необходимо дать заявление в суд о применении срока исковой давности. Согласно ч. 3 ст. 267 Гражданского кодекса, исковая давность применяется судом только по заявлению одной из сторон, сделанному до вынесения решения. Т.е., если Вы не подсуетитесь – суд будет рассматривать Ваши долги за весь срок, в т.ч. и 5-летней давности. Ниже – образец такого заявления.

Обратите внимание: все указанные документы необходимо составлять в 2-х экземплярах, их лучше всего подавать не судье, а в канцелярию суда с обязательной отметкой о приеме на втором экземпляре с указанием даты приема. После этого их следует озвучить на ближайшем судебном заседании (для чего и делается запись).

Линия защиты – 2

Если Вы проживаете с семьей, члены которой также числятся ответчиками по иску, необходимо получить доверенности от других взрослых членов семьи. Доверенности могут быть заверены по месту жительства либо по месту работы доверителя. Родители могут представлять интересы несовершеннолетних детей без доверенности. Кроме того, любой из членов вашей семьи может, однажды явившись в суд, заявить о том, что доверяет Вам представлять свои интересы – после занесения записи об этом в протокол ему появляться в суде не надо, все полномочия на ведение дела от имени Вашего родственника переходят к Вам.

Очень часто в коридорах судов (и даже в приемной судьи) ответчиков поджидают представители соответствующих коммунальных служб и еще до судебного разбирательства запугивают их, предлагая «решение» вопроса путем признания с Вашей стороны всей суммы «долга» и подписания кабального для Вас договора о реструктуризации. Рекомендую избегать таких контактов. Помните: Вы пришли в суд защищать Ваши права, и будете общаться с оппонентом только на официальном судебном заседании.

Вам, как гражданину, не очень сведущему в юридических тонкостях, следует знать минимальный набор фраз, составляющих суть Вашей позиции в суде: «Я не потребитель услуг, указанных Истцом, потому что со мной не заключен договор. Поэтому считаю, что все претензии Истца безосновательны и противоречат законодательству». Полезно будет изложить все это на бумаге по вышеописанной форме (N-ський районний суд м. Харкова, Суддя Іванова О.О., Справа № …………, Відповідач – Петров П.П. и т.д.), озаглавив этот документ как «Возражения против иска» (Заперечення проти позову), и подать его опять-таки через канцелярию суда.

С этой позицией, не отступая от нее ни на йоту, смело выступайте в суде. Старайтесь сводить к этому же все ответы на вопросы, которыми представители Истца и, вероятно, судья будут пытаться вас сбить. Например, они будут пытаться добиться от Вас признания в том, что, невзирая на отсутствие договора, вы потребляли оказываемые услуги: «Вы же открывали кран с горячей водой?», «У Вас же было зимой тепло?» и т.д. Избегайте каких-либо прямых ответов.

Помните:

– во-первых, это Истец должен доказать, что он оказывал Вам услуги, и Вы ему помогать в этом не намерены (о чем Вы можете честно сказать, если такой вопрос Вам задал представитель Истца);

– помните, что все сказанное Вами может быть использовано против Вас. Поэтому уместно (особенно если вопрос о том, пользовались ли Вы и Ваши близкие горячей водой, поступил от судьи) сослаться на ст. 63 Конституции Украины, согласно которой никто не может принуждаться к даче показаний против себя и своих близких родственников;

– наконец, можно на все вопросы отвечать просто: «Я ничего не помню». Тем более что, например, представитель теплосетей тоже никогда не сможет точно сказать, сколько гигакалорий тепла было подано, например, в Вашу квартиру или дом такой-то в период с 1 по 31 октября 2005 года и какими документами это количество подтверждается.

Касательно языка судопроизводства. В соответствии с законодательством, судопроизводство в Украине (независимо от местности) должно вестись на государственном языке. Если у Вас проблемы с украинским (что характерно для жителей Востока и Юга Украины), Вы вполне можете просить суд предоставить Вам право излагать свою позицию на русском языке. Если Вам непонятны или малопонятны украиноязычные аргументы истца и реплики судьи – также просите перевода на доступный Вам язык – суд обязан это обеспечить. Но: очень важная вещь – независимо от Ваших политических взглядов, если Вы владеете украинским языком, обязательно воспользуйтесь этим! Если при этом окажется, что представитель коммунальной службы пользуется в судебном заседании исключительно русским языком (что случается сплошь и рядом в силу низкой квалификации), требуйте перевода (пусть приходит в суд с переводчиком, или его выделяет суд), заявляйте о нарушении Ваших языковых прав и так далее.

Помните: когда на кону стоят Ваши деньги (порой – большие деньги, несколько тысяч гривен), необходимые Вам и Вашей семье как средства к существованию, не стоит отказываться от своих преимуществ лишь из боязни прослыть украинофилом (даже если вы живете в Донецкой области).

Возможные исходы

Опыт показывает, что даже половины или трети вышеописанных действий в подавляющем большинстве случаев вполне достаточно, чтобы дело завершилось, не начавшись. Как правило, это происходит так: нарвавшись на «вредного» клиента, представители коммунальных служб просят перенести слушание, после чего не являются в назначенный день, и судья закрывает дело. Основные причины:

– уязвимость юридической позиции Истца по поводу необходимости оплаты «бездоговорных» услуг;

– нежелание судьи и Истца ввязываться в юридические тонкости далеко не очевидного дела;

– нежелание Истца предоставлять документы, которые могут еще более обнажить незаконность его «деятельности» (или, точнее, бездеятельности);

– возможность подачи апелляции «вредным» ответчиком в случае принятия явно незаконного решения в пользу теплосетей.

Возможен, конечно, и другой вариант – суд все-таки выносит решение о том, чтобы Вы заплатили. Этот вариант маловероятен, но вполне возможен. Но опять-таки, рекомендуется не пугаться, а действовать дальше – строго в соответствии с действующим законодательством.

Во-первых, даже в случае такого проигрыша Вы ничего не проиграли – суд обяжет Вас платить ту же самую сумму (с добавлением нескольких десятков гривен госпошлины), выплаты которой от Вас добивались, но спустя несколько месяцев (а иногда такие дела тянутся и более года) после предъявления к Вам претензии. Сумма может оказаться и значительно меньшей, если судья – не «беспредельщик» и хотя бы применил срок исковой давности (согласно Вашему заявлению).

Во-вторых, решение суда вступает в законную силу не сразу. Подав апелляцию, вы тем самым приостановите его действие до окончания разбирательства во второй инстанции. Существует еще множество процедурных «зацепок», освоив которые можно, даже проигрывая один суд за другим (в нашем «правовом» государстве это вполне возможно, несмотря на то, что Вы тысячу раз правы), тем не менее годами уклоняться от «наездов» грабителей-коммунальщиков. А там, как говорил Ходжа Насреддин, либо ишак сдохнет, либо падишах…

Но это уже тема отдельного разговора.

Вместо эпилога

ВНИМАНИЕ!

Харьковскими общественными организациями: «Выбор-2006», «Резонанс», «Антикриминальный выбор», Профсоюзом предпринимателей объявлена гражданская кампания по защите жителей города от непомерно высоких тарифов и беззакония в коммунальной сфере.

Для оказания консультационной, юридической и прочей помощи, обмена информацией о беспределе городских чиновников в области ЖКХ открыта «горячая линия»: телефоны – 757-48-85, 730-04-42.

Евгений Соловьев,

Председатель Харьковской областной общественной организации «Выбор-2006»

При содействии

Харьковской областной общественной организации «АНТИКРИМИНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Харьковской областной общественной организации граждан «РЕЗОНАНС»

УКРИНФОРМБЮРО

Читайте также: