В Украине, маскируя убийства под селекционный отстрел, истребляют краснокнижных животных

Отстрел животных, занесенных в Красную книгу Украины, запрещен законодательством. Но это, как оказалось, не спасает их от смертельных пуль охотников и браконьеров. Возможность обходить соответствующие запрещающие статьи закона, по утверждению экологов, дают специально разработанные подзаконные акты. Такой вполне официальной лазейкой, позволяющей зарабатывать на отстреле краснокнижных представителей украинской фауны довольно большие деньги, является инструкция о селекционном отстреле вместе с положением о ценах на охотничьи трофеи. Эти документы родились в мудрых головах чиновников государственных природоохранных ведомств.

«Краснокнижными у нас являются медведи и зубры, – отметил директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко, – но в Украине их цинично отстреливают».

В первую очередь страдает поголовье зубров. В 1992 году погибли последние 10 из 110 особей, обитавших на Черниговщине. Полностью уничтожены их популяции на Ровенщине и Ивано-Франковщине. А из 205 голов цуманской осталось всего 30. Из 225 буковинских зубров – меньше сотни. Сокращается и уладовская популяция в Винницкой области. Чиновники говорят, мол, виноваты браконьеры. Экологи утверждают, что под селекционный отстрел маскируют коммерческие «царские охоты». И, самое главное, никто за это не несет никакой ответственности.

Селекционный отстрел, если верить соответствующей инструкции Госкомлесхоза Украины, «осуществляется в отношении больных и раненых животных, старых особей с явными признаками деградации, двухгодичного недоразвитого молодняка, животных с нехарактерным для вида окрасом и… недоразвитыми рогами». Количество зубров за последние 15 лет уменьшилось в Украине вдвое, но даже в страшном сне не приснится, что все они были безрогими, хромыми, старыми и немощными! Чтобы собственными глазами увидеть фамилии людей, получающих особое удовольствие от убийства ровесников мамонтов, мы – в составе рейдовой бригады, которую возглавил помощник народного депутата Александра Голуба Владимир Сесин, – посетили Винницкую область, где на сегодняшний день сохранилась одна из самых многочисленных в Украине популяций зубров.

Хмельницкая «крепость»

Незваный гость, говорят, хуже татарина, поэтому, когда наша рейдовая бригада, вооруженная фото– и видеотехникой, без какого-либо предупреждения пожаловала в ГП «Хмельницкий лесхоз», главный охотовед Александр Гилюк, оставшийся на хозяйстве (директор лесхоза Виктор Полищук, по словам последнего, уехал в командировку в Киев), узнав, кто мы и что нам нужно, побледнел, как полотно, и потерял дар речи… На краешке его рабочего стола лежали именно те документы (с наклеенными на обложках журналов фотографиями зубров), которые мы мечтали увидеть. Растерявшись, Гилюк дал нам их, потом исчез, а вернувшись – забрал и наотрез отказался показать еще раз без санкции директора или, по крайней мере, начальника Винницкого областного управления лесного хозяйства Виктора Попельнюка.

Тратим несколько часов на телефонные переговоры. «У нас все законно, но я – человек маленький, поэтому ничего не покажу: нужно было договариваться с руководством», – настаивает Гилюк, «кормя» нас обещаниями подготовить письменный ответ на запрос нардепа. На журналистов, которые – по закону – должны беспрепятственно получать любую информацию, не имеющую грифа «секретно», никто не обращает внимания.

Следующий адрес – Винницкий лесхоз, который раньше был лесоохотничьим хозяйством и до реорганизации занимался зубрами. Его директор Иван Ивацко только разводит руками: мол, ничем помочь не могу – вся документация по селекционному отстрелу передана в Хмельник. Тот самый, где нам указали на дверь. Правда, по словам местного охотоведа господина Зубаря, сильные мира сего на зубров таки охотились. Помощник Путина Сергей Ястржембский, который в России занимает первое место по количеству ежегодно добываемых трофеев, был в Винницкой области в 1999 году. Домой уехал не с пустыми руками. Охотился на зубров и еще один известный россиянин – Сергей Караганов.

Но нам не помогло и посещение обллесхоза – чиновники смущенно улыбались: все документы в Хмельнике. А потом вспомнили, что их должны хранить не более трех лет, поэтому бумаги за 1992–1993 годы посмотреть вообще невозможно. Но ведь мы их видели! В журнале, пока господин Гилюк звонил руководству!

На следующий день – снова Хмельник. Но ни одного чиновника, имеющего хоть какое-то отношение к нужной нам документации, не то что нет на месте – все мобильные телефоны «вне зоны досягаемости»! Исчезли со стола Гилюка и таинственные журналы… Подобные совпадения – дело редкое, поэтому в воздухе запахло сговором. Главный вопрос: что же в этих журналах, которые должны быть «прошиты и пронумерованы», остается открытым. Даже после посещения господина Попельнюка, который вообще пытался не пустить корреспондентов «БЦ» в свой кабинет!

Обещанный письменный ответ тоже вряд ли что-то прояснит. Если все законно, то почему журналистам мешали выполнять их прямые профессиональные обязанности? Можно предположить, что чиновники из упомянутого облуправления вкупе с хмельницкими лесхозовцами скрывают фамилии тех, кто жал на спусковой крючок. И… суммы налички, канувшей в Лету. В то время как охрана зубров, на которую должно направляться 9% вырученных от селекционного отстрела средств, пущена в государстве на самотек.

Волк козе не товарищ…

…А милиционер, чиновник или нардеп простому «дяде Ване» – тем более! – убеждал нас руководитель Хмельницкого райотделения Украинского общества охотников и рыболовов Антон Кащеев: мол, зубров на Виннитчине действительно беспощадно уничтожают. В первую очередь силовики (речь идет о случае, произошедшем несколько лет назад, когда от выстрелов руководителя местного райотдела милиции погибли 6 или 7 зубров, а виновного «наказали» повышением по службе), представители власти и отдельные народные избранники. Но что здесь могут сделать фактически бесправные общественные организации, которым к тому же и дальше жить рядом с этими людьми?!

«Первых зубров, приобретенных на средства общества в Беловежской пуще, мы завезли сюда в начале 80-х, – вспоминает главный охотовед Винницкой областной организации УООР Василий Вивсяный, – построили им деревянный вольер, кормили, присматривали, как за малыми детьми. Потом на волю выпустили, поголовье увеличивалось. Но когда облсовет решил создать собственное охотничье хозяйство, у нас забрали эти угодья, поэтому контролировать судьбу зубров мы уже не можем».

Возможно, действительно идет селекционный отстрел, в чем нас настойчиво убеждали в Хмельницком лесхозе и областном управлении лесного хозяйства? «Какой там селекционный! – сердито сплюнув, говорит местный егерь. – Стреляют те, что на джипах ездят и, напившись до беспамятства, наводят дула ружей на егерей, если мы ненароком застаем их за этой черной работой!» Даже если разрешения есть, вряд ли любители такой «царской охоты» удовлетворятся старым больным животным. Им медального зубра подавай!

Кто стрелял в конце весны? Какие-то киевские бизнесмены – Сергей и Виктор (в Хмельнике, хотя у этих людей якобы имелись все разрешения, нам их фамилий не назвали!) приехали на черном «мерсе», который в народе называют «кубиком». Застрелили двух самцов, выложив за каждого по 35 тыс. грн. (это не учитывая размера взяток за возможность получить лицензию), забрали трофеи – и были таковы.

Кроме черного, в конце января был еще синий джип, на нем приезжали браконьеры. Этим не только трофеи подавай, но и мясо! 800–900-килограммового зубра обычно пускают на… колбасу. А в 2004 году, наперебой рассказывают егеря, француз какой-то стрелял. Официально. А вместе с ним – за компанию, чтобы тому веселее было, – тогдашний винницкий губернатор Виктор Коцемир. Неофициально. Говорят, на зубров охотился и сам Данилыч, но увидеть его фамилию в журнале корреспонденту «БЦ» не удалось. Видимо, недаром на его защиту грудью встал весь здешний лесхоз.

Как утверждают члены Хмельницкого УООР, цифры, которыми козыряют сотрудники лесхоза, далеки от действительности: в последние годы поголовье зубров не превышает 60 особей. Ежегодно самки приносят до 20 телят. Даже если допустить, что часть животных погибает, арифметика все равно хромает: трудно поверить, что умирает столько же зубров, сколько рождается. Члены областного УООР называют другие цифры – 70–80 особей, но это тоже меньше, чем показывают в статотчетности лесхозовцы.

Звонок «другу»

Убедиться в существовании четко налаженной системы организации коммерческой охоты проще всего через Интернет: мировая паутина мгновенно «выплевывает» около сотни сайтов, предлагающих свои услуги в этой сфере. Там есть контактные телефоны турфирм-посредников, прайсы на трофеи…

Сайт «Кий-Авиа» даже уточняет, что «оплата за дичь происходит после охоты, непосредственно на территории охотничьего хозяйства», а цены «могут меняться в зависимости от хозяйства, выбранного охотником». Спектр предлагаемых для отстрела животных – на любой вкус: от сравнительно недорогих зайцев, куниц и лис до охоты на кабана и селекционного отстрела зубров! Что-то подобное предлагает и сайт «Сафари-Украина». Разница только в ценах на трофеи. А на «Украинском сервере охотника» можно найти даже подробные инструкции по их выделке!

Дабы убедиться, что подобная информация не чей-то злой розыгрыш, набираем первый попавшийся на глаза номер – московского «Кортан-клуба» (фирма организует охоту на зубров в России, Беларуси и Украине).

– Сейчас можно идти на кабана! – милым женским голосом сообщили на другом конце провода.

– А экзотику какую-нибудь пострелять? Зубров, например? – переспрашивает «охотник». – И сколько это будет стоить?

– Не проблема, но нужно время, чтобы связаться с партнерами в Украине, которые непосредственно организуют все на месте. Одна особь обойдется в 100 тысяч рублей…

– Это на медаль – не какой-то там хромой дохляк?! – допытывается наш агент.

– Ну, господа! – возмутилась женщина. – Вы за такие деньги хотите медального?! Готовьте как минимум вдвое больше…

Звонок по номеру, указанному на «Украинско-турецком сайте», дал аналогичный результат. Зубра? В Украине? Без проблем! Посредник лишь уточнил приблизительное число охотников и количество животных, которых они планируют «завалить», – одно или «по зубрику на брата». О том, что сезон их селекционного отстрела давно закончился, никто из них даже не вспомнил…

Интересно, догадываются ли чиновники, начиная с «маленького человека» наподобие главного хмельницкого охотника господина Гилюка и заканчивая представителями Минприроды и Госкомлесхоза, как на фоне всего этого выглядят их заверения в том, что у нас «все происходит по законодательству»?! И не пора ли вмешаться в ситуацию соответствующим государственным органам, призванным наводить порядок там, где это законодательство служит всего лишь ширмой для преступной деятельности?

P. S. Когда материал был готов к печати, Владимир Сесин сообщил, что на следующий день ему все же удалось увидеть журнал, в котором подшита документация строгой отчетности по селекционному отстрелу зубров. Эту папку (а она почему-то очень «похудела» за ночь), придерживая локтем, с утра принес на работу господин Гилюк…

Лариса Вышинская. фото Владислава Мокриди, Киев – Хмельник – Винница – Киев, Без цензуры

You may also like...