На большой дороге: будни страхового комиссара

При составлении схемы ДТП какой-нибудь случайно не учтенный пустяк может стать причиной крупных неприятностей, вплоть до уголовной ответственности. В таком случае клиентов страховых компаний выручают аварийные комиссары. О том, как не оказаться в сложной ситуации и на что следует обращать внимание при оформлении ДТП, рассказал аварийный комиссар одной из столичных страховых компаний. Зачем они нужны

Аварийный комиссар – это представитель страховой компании, обязанности которого – установление причин наступления страхового случая. Частично его работа дублирует работу инспекторов ГАИ. К тому же, аварийному комиссару приходится фиксировать повреждения автомобиля на момент аварии, пробег и другие нюансы, которые могут повлиять на оценку нанесенного ущерба. Все подробности имеющегося страхового случая фотографируют.

Но не нужно воспринимать аварийного комиссара только как надзирателя. Часто его работа помогает клиенту страховой компании избежать больших неприятностей. В первую очередь, по причине не совсем точного составления схемы ДТП, или неточного внесения в схему дорожных условий, состояния дорожного покрытия, наличия открытых канализационных люков или стоков.

Такие ошибки случаются не из-за злых намерений гаишников или их некомпетентности. Просто ежедневно им приходится оформлять множество аварий, и второпях инспектор может прозевать какую-то деталь, которая впоследствии может сыграть существенную роль в установлении виновного.

– В моей практике были случаи, когда сотрудники ГАИ забыли задокументировать следы подтекания тормозной жидкости в автомобиле одного из участников ДТП, – рассказывает Андрей Сидоренко. – А однажды в схему ДТП не внесли место обсыпания почвы, которое произошло в момент столкновения автомобилей.

Задача аварийного комиссара – увидеть и зафиксировать с помощью фотокамеры все эти детали, а также требовать их занесения в схему ДТП. Кроме того, находясь в шоковом состоянии после аварии, водитель может дать неверные свидетельства, неправильно сформулировать обстоятельства страхового случая. Потом объяснить в суде, что в действительности все было иначе, практически нереально, поскольку судьи внимательнее всего изучают первые свидетельства водителя. И здесь снова понадобится помощь аварийного комиссара.

Когда приезжает комиссар

Он выезжает на место ДТП практически всегда. Исключение могут составлять те случаи, когда по звонку клиента сразу понятно, что он виновник ДТП: разворачивался через двойную осевую или не придерживался дистанции и повредил автомобиль, ехавший впереди. Но достаточно часто человек, только что попавший в аварию, не может ясно рассказать, что произошло. Конечно, тогда на место ДТП выезжает аварийный комиссар.

Теоретически, попав в аварию, клиент страховой компании может сказать гаишникам, что не будет ничего писать и подписывать до приезда своего аварийного комиссара. Если, разумеется, он уверен, что тот приедет в ближайшее время. Но дело в том, что время его приезда непредсказуемо – все зависит от дорожной ситуации или других причин. Например, был случай, когда клиент попал в аварию за 500 м от офиса своей страховой компании. А аварийного комиссара на месте ДТП пришлось ждать 2 часа.

Водительские ошибки

Сегодня существует ряд типовых причин ДТП. Среди них – несоблюдение дистанции движения, отвлечение от управления автомобилем, когда водитель регулирует магнитолу или ищет что-то в салоне. Классическими становятся столкновения с маршрутками, когда они резко тормозят или выезжают с остановки. Не обходится и без нарушений ПДД – неправильный проезд перекрестка, движение на запрещающий сигнал светофора.

Но можно оказаться в аварийной ситуации, которую создал другой водитель. В этом случае полезными будут несколько рекомендаций.

Часто водитель пытается избежать столкновения с автомобилем или маршруткой, которые неожиданно отъехали от обочины, и «бьет» непричастную к созданию аварийной ситуации машину. В итоге подлинный виновник спокойно покидает место ДТП, а водитель, который пытался избежать столкновения, становится виновным. Видя, что столкновение неминуемо, не меняйте полосу движения, если не уверены в безопасности такого маневра. Впрочем, это не означает, что так нужно действовать всегда. Когда на вас едет автомобиль по встречной, нужно думать, как спасти свою жизнь, а не как «стукнуть» виновника.

Одна из распространенных ошибок при возникновении аварийной ситуации – водитель сначала сигналит, а уже потом тормозит. Следует поступать наоборот. Так больше шансов не попасть в аварию.

Что делать незастрахованному

Со страхователями все понятно. А как быть тем, у кого нет страховки? Могут ли они заплатить и воспользоваться услугами аварийного комиссара для своего же спокойствия? Говорят, что смысла в этом нет. Достаточно походить вокруг машины и сфотографировать ее со всех ракурсов, зафиксировав все следы ДТП. Этого хватит для того, чтобы впоследствии проконсультироваться с адвокатами, которые занимаются разбором дорожных аварий. И если была ошибка по установлению виновного в ДТП, это решение можно будет обжаловать в суде.

Практически срок судебных разбирательств составляет примерно два месяца. Как правило, за этот период удается уладить все юридические вопросы. Бывает, что дело разбирают дольше, но это единичные случаи. Правда, в этом случае придется тратиться на адвокатов. А застрахованному услуги аварийного комиссара и юристов ничего не стоят – как правило, это учтено в договоре страхования.

Первые действия после ДТП

• Не менять место расположения автомобилей, которые столкнулись.

• Вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ.

• Если есть пострадавшие, вызывать «скорую помощь».

• Позвонить по телефону в свою страховую компанию и сообщить об аварии.

• Использовать медпрепараты только из авто-аптечки.

• Если есть возможность, сфотографировать место ДТП со всех возможных ракурсов еще до прибытия инспекторов ГАИ и аварийного комиссара.

Кстати

В работе аварийных комиссаров встречаются и курьезные случаи. Об одном из них, с которым имел дело коллега, рассказал Андрей Сидоренко. У человека было два застрахованных по полному КАСКО автомобиля – личный «Жигули» и служебный УАЗ. Зимой он ехал на «Жигули», его занесло на повороте – и машина вылетела с дороги, увязнув в снегу. Недолго думая, водитель пошел за служебным авто, чтобы вытащить свой автомобиль. На том же повороте его снова заносит – и он УАЗом точь-в-точь «припечатывает» свой «жигуль». Приезжают гаишники, спрашивают, кто владелец «Жигули». Водитель говорит, что он. Тогда инспектор интересуется, где владелец УАЗа. Водитель сознается, что это тоже он. Немая сцена, занавес. Говорят, в страховой компании еще долго не могли без смеха вспоминать этот случай. Но что показательно – убыток по «Жигули» возместили: формально его владельцем была теща страхователя.

“КИЯНИ”

You may also like...