Лохотрон с доставкой на дом

Бог шельму метит — даже не знаю, к кому в данном случае эта сентенция относится в большей мере. Судите сами, ваш покорный слуга, специализирующийся на разоблачении всякого рода лохотронов и афер, получил на днях по почте интересное письмецо, в котором говорилось, что А.С.Виноградов, проживающий в Кировограде по такому-то адресу, вышел в финал пятого розыгрыша призов издательства «Ридерз дайджест» с призовым фондом 800 тыс. гривен (вот счастье-то привалило!). От меня оргкомитету требовалась лишь малая толика участия — заполнить и отправить в Киев на некий абонентский ящик регистрационные документы. Нужно ли говорить, что все находившиеся в конверте бумаги были прочитаны дважды и крайне внимательно — в поисках подвоха; ибо ни я сам, ни мои родственники ни сном ни духом не ведали об участии А.С.Виноградова в каких-либо конкурсах, проводимых разными непонятными «ридерздайджестами».

Из текста письма следовало, что А.С.Виноградов оказался в числе счастливчиков — 1% от жителей моего региона, то бишь Кировограда, которые были отобраны, согласно тайной и неизвестной широкой общественности внутренней статистике издательства «Ридерз дайджест», для розыгрыша призового финала. Первый приз — 350 тысяч, остальные 450 тысяч фонда разделены на 1002 приза категории «два-четыре». И чтобы поучаствовать в финальной дележке этих денег, нужно мигом бежать на почту и отправить на а/я издательства в специальном, приложенном к письму конверте выданный мне паспорт финалиста.

Далее красивая сказка закончилась и началась грубая проза — мелким шрифтом на обороте конверта излагались особые условия участия в финальном розыгрыше. Оказывается, «подписавшись» на финал, человек автоматически соглашается на приобретение книги — иллюстрированного атласа мира для детей. Его стоимость — 119,9 гривен. Но можно оплатить и частями: 39,90 + 40 + 40. Конечно же, оплата производится только после получения заказа. Да, и еще. Клиент, заказавший атлас, в течение 10 дней с момента получения письма-приглашения дополнительно участвует в розыгрыше легкового автомобиля известной западной марки.

Давайте будем думать о людях хорошо и предположим, что авторами этой акции двигало не банальное желание «развести лоха», а вполне цивилизованное — склонить адресата к приобретению выпущенного издательством атласа мира, придумав для этого историю про конкурсы с призами. Но кое-что мешает безоглядно поверить в эту версию.

Во-первых, ни в одном из полученных в письме документов не указаны какие-либо реквизиты организатора рассылки. Ни телефонов, ни адресов, ни имен, ни фамилий! То есть нельзя проверить сам факт существования организации, ее репутацию, стаж работы и т.д.

Во-вторых, не сказано, когда состоится финальный розыгрыш! То ли завтра, то ли в следующем году, или, может быть, 31 декабря 2356 года. С таким подходом можно всем гражданам, клюнувшим на промоушн-акцию атласа, прислать еще одно письмо, в котором извиниться, написать, что уже поздно, финал состоялся, а суперприз и автомобиль выиграли 105-летний пенсионер из Одессы и 11-летняя студентка киевского вуза. И заодно предложить поучаствовать в новом конкурсе и купить новую книгу. Авось в этом случае повезет.

Хотя, с другой стороны, не наполнив письма информацией о себе и конкурсе (думается, сознательно), организаторы маркетингового хода а-ля лохотрон снизили риск побеседовать о своем поведении с правоохранителями. По присланным документам невозможно доказать, имели место обман или злоупотребление доверием при завладении чужими деньгами. То есть мошенничество. Да и у получателя есть выбор: заказывать книгу или нет. Тут уже действуйте на свой страх и риск: нужен вам атлас — участвуйте в конкурсе, ждите результатов розыгрыша призов. Если верите в существование снежного человека.

Готов заключить пари — подобные письма получило большее число кировоградцев, чем 1% от жителей региона (нужна массовость, иначе работать невыгодно). А всего по Украине сколько человек обнаружили в своих почтовых ящиках пухленький конверт бордового цвета? Десятки тысяч. Полиграфия и рекламные проспекты атласа выполнены очень качественно, судя по всему, на реализацию плана рассылки издательство потратило немалые деньги. Отсюда следует очень наивный вопрос: неужели нельзя было эту сумму потратить на ЦИВИЛИЗОВАННУЮ рекламу вашего иллюстрированного атласа для детей? Да написали бы честно и открыто: не желаете ли приобрести такую-то и такую-то книгу? Но честно почему-то не получается. Впрочем, думаю, подавляющему числу читателей «УЦ» уже давно понятно почему…

P.S. А все-таки жаль, что эта акция — «развод». Так хочется выиграть 350000 гривен или автомобиль!

Рисунок: Евгений Кран caricatura.ru

Александр Виноградов, «УЦ».

Читайте также: