Как защититься от… медиков?
Все законы и нормативные акты, касающиеся работы украинского здравоохранения, подготовлены и написаны без участия потребителей. Наша медицина работает сама на себя, “не видя” пациента. Попадая в руки эскулапов, больной может рассчитывать только на Божью помощь. Ведь даже положения деклараций, которыми руководствуются в своей работе отечественные врачи, попахивают цинизмом: “Пациент имеет право умереть достойно”. Клиент всегда прав! Это “железная” заповедь для любой компании из сферы услуг. Парадоксально, но в медицине, которую отчасти также можно отнести к данной категории, этот закон перевернут с ног на голову. Тут всегда прав врач. И не только во время постановки диагноза, назначения курса лечения и методов терапии. Но и в вопросах элементарной профессиональной порядочности.
К сожалению, в Украине выработан достаточно устойчивый алгоритм, обобщающий тенденцию: чем более в денежном эквиваленте общественная формация согласна платить за медицинское обслуживание – тем выше уровень жизни. И наоборот – чем лучше живут граждане, тем дороже становятся врачебные услуги. А так как совершенству пределов нет, то здоровье можно “совершенствовать” почти до бесконечности. Чем и пользуются дельцы индустрии оздоровления. Особенно, в сфере так называемой “косметической” медицины – стоматологии. Дантисты в ряде случаев, искусственно создавая видимость болезней (расстройства здоровья), провоцирую пациентов на лечебные процедуры.
Конечно, это личное право людей тратить деньги, на что им заблагорассудится. Кто-то хочет нарастить себе волосы на голове, кто-то хирургическими методами борется с целлюлитом, кто-то исправляет неправильный прикус, желая получить “голливудскую” улыбку. Специалисты и медики, которые принимаются за подобную работу, несут ту же ответственность, что и остальные их коллеги по врачебному цеху. То есть должны быть верны основному принципу клятвы Гиппократа: не навреди! Однако на практике все происходит иначе. Особенно, когда от блеска денег у халтурщиков-стоматологов затмевает разум и совесть.
Позволим себе осветить один достаточно показательный случай, который может приключится с каждым.
Родители Алины У., девушки семнадцати лет из Луганска, последовали совету лечащего стоматолога клиники – ООО “Мерон” (г. Луганск) и согласились на установку дочери брекет-системы.
Неискушенным читателям поясним, что таковой является ортодонтическое приспособление для выравнивания зубного ряда. К зубам пациента сверхпрочным клеем приклеиваются металлические пластинки, которые последовательно и жестко соединяются металлической проволокой.
После установки проволока через определенные промежутки времени (раз в неделю-две) подтягивается в строго заданном направлении, и тянет за собой зубы, постепенно выравнивая их и устанавливая в необходимом порядке.
Процедура занимает до года и более (в зависимости от сложности процедуры). Пациент вынужден регулярно посещать специалиста для подтягивания проволоки и замены сношенных деталей, так что о длительных командировках, поездках и отпуске приходится забыть.
Пациент обязан строго следить за чистотой зубов на протяжении процедуры, так как наличие значительного числа сложных мелких деталей во рту является фактором, существенно усложняющим уход.
Пациент обязан также следить за диетой, так как отдельные продукты питания (например, мороженое или сладости) по описанным выше лечебно-гигиеническим соображениям являются абсолютно противопоказанными.
Металлические детали при длительном ношении без замены системы склонны к естественной коррозии, что помимо металлического привкуса во рту приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, через нарушение кислотно-щелочного баланса во рту, и не только.
Наконец, система как-никак является инородным телом и ее постоянное ношение далеко некомфортно. (Кто не носил, представьте себе кучу проволок во рту, стягивающих зубы, натирающие губы и приводящие к застреванию пищи).
К этому следует добавить, что ношение брекет-системы доставляет определенный психологический дискомфорт, связанный как минимум с тем, что каждому любопытному необходимо отвечать на глупые вопросы. Также в ряде случаев возможно нарушение дикции.
Система сама по себе, полезна, действенна, в ряде случаев просто необходима даже по жизненным показателям и ее использование принято во всем мире.
Так что все выше описанные негативные факторы как бы оправданы в силу сознательного выбора пациентом способа лечения. Осознал необходимость лечения – сознавай и неотвратимость неудобств…
Однако вернемся к нашему случаю.
За установку брекет-системы Алины У. на счет ООО “Мерон” были заплачены деньги авансом (более 1000 долларов США). И во исполнение договора было установлено систему на зубы верхней челюсти пациентки.
В клинике пообещали, что регулировка установленной системы и доустановка на нижнюю челюсть будут сделаны в следующий раз. Алина У., не сомневаясь в аккуратности врачей, отправилась домой.
Однако, все последующие визиты в клинику ООО “Мерон” Алины У. оказались безрезультатными. Сначала, как вежливо сообщили пациентке, доктор заболел. Потом – что ушел в отпуск. Потом – что… уволился, как говорится, с концами. А нового специалиста аналогичного профиля вообще не предвидится.
После очередного визита Алине У. и ее родителям директор ООО “Мерон” Лобков Вадим Владленович посоветовал дальше разбираться со своими проблемами самим, а клинику оставить в покое.
Естественно, о возврате денег и слушать не захотели. Несмотря на то, что, по всем международным врачебным канонам, клиника была обязана не только возвратить деньги, но и оплатить затраты на многочисленные поездки, затраты на снятие старой системы (самому ее снять возможно разве только клещами вместе с зубами!), затраты на восстановление отдельных нарушенных функций здоровья, моральный вред от хамского отношения и более чем годичного безрезультатного и дискомфортного ношения бесполезных скоб и проволок! Просто на минуту представьте себя на месте пациента!..
Закон Украины “О защите прав потребителей” дает именно такие возможности защиты прав через судебную систему. Иск, кстати, не оплачивается государственной пошлиной.
В некоторых зарубежных странах правовая система и практика рассмотрения подобных споров позволяет взыскать несколько десятков миллионов долларов. Именно жесткая материальная ответственность является гарантией того, что такие случаи на Западе являются крайне редкими проявлениями при полной противоположности ситуации у нас. Как можно оставить человека без помощи и поддержки (тяжелое положение которого возникло именно впоследствии деятельности клиники), нарушив клятву Гиппократа?!
Надеемся, что ответ на этот вопрос должны дать территориальные органы Министерства здравоохранения Украины, которые, к слову, принимали деятельнейшее и активнейшее участие при выдаче разрешительной документации клинике не предоставление стоматологических услуг.
Кроме того, должностные лица клиники совершили ряд преступлений, за которые предусмотрены наказания (включаю лишение свободы и права занятия врачебной деятельностью).
Таковые преступления прямо предусмотрены ст. 139 Уголовного Кодекса Украины (непредоставление помощи больному медицинским работником), ст. 140 Уголовного Кодекса Украины (ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским либо фармацевтическим работником).
Ссылка на увольнение ранее лечащего врача приниматься во внимание не может, так как пациент лечится в клинике, которая является, как юридическое лицо единым и целостным носителем обязательств перед пациентом (в обмен на обязательства последнего оплатить деньги за качественные, как ожидалось услуги).
Одно из преимуществ существования юридических лиц в описанных и подобных случаях – именно организация коллектива сотрудников, что дает возможность предоставить помощь пациенту и днем и ночью, вне зависимости от кадрового состава клиники, болезни врача, творческого запоя последнего, увольнения, смерти и т.д., факт существования юридического лица должен быть дополнительной гарантией защиты и реализации прав пациентов. Однако в данном реальном случае эта система не сработала. Более того, наоборот, была попытка истолковать проблему с увольнением врача во вред пациенту.
Организация подбора кадров – проблемы клиники, а не пациента. Клиники для того и существуют, чтобы целостно организовать такой уровень медицинской помощи, исключающий невозможность ее предоставления через естественные факторы кадровых замен.
Но о наличии преступных деяний в действиях должностных лиц клиники квалифицированное заключение должны дать органы прокуратуры (в способность и возможность чего мы верим с трудом), а потом и суд.
К клинике должны быть вопросы и у территориального органа защиты прав потребителей (который имеет возможность о обязанность вступится за потребителя (пациента).
Хотя украинская законодательная система построена таким образом, что пациенту трудно обвинять в ошибках и халатности, недобросовестности врача, защитить, а точнее, обелить которого готово целое медицинское войско в лице руководителей медучреждений, членов высоких медкомиссий.
Алексей Святогор, адвокат, Киевская правозащитная организация потребителей, специально для “УК”