Рассказы о том, как дельфины относятся к мёртвым, заставляют задуматься: быть может, китообразные понимают, что они смертны?
Например, афалины, живущие к западу от Греции, кажется, по-разному реагируют на смерть в зависимости от того, как умер их компаньон — внезапно или после долгой болезни.
Интерпретация такого поведения сопряжена с трудностями. Во-первых, смерть в дикой природе наблюдается человеком крайне редко. Во-вторых, есть опасность переноса человеческих эмоций на животное. Тем не менее удалось установить, что гориллы, шимпанзе и слоны ведут себя так, словно соблюдают траур, если можно так выразиться. Есть вероятность, что к этому ряду присоединятся и дельфины — особенно в связи с открытием у них специализированных нейронов, отвечающих за эмпатию и интуицию.
Хуан Гонсальво из НИИ «Тетис» (Италия) наблюдает афалин в заливе Амвракикос с 2006 года. В июле 2007-го он и его коллеги из организации «Земной патруль» обратили внимание на мать рядом с мёртвым новорождённым. Она подняла труп над поверхностью в очевидной попытке заставить его дышать. «Это повторялось снова и снова, с разной степенью отчаяния, в течение двух дней, — отмечает г-н Гонсальво. — Всё это время мать с ним не расставалась». Учёные слышали, как она издавала звуки, прикасаясь к детёнышу рылом и грудными плавниками. «Мать, казалось, не могла поверить в его смерть, наступившую так внезапно», — говорит специалист, осознавая, впрочем, всю опасность наделения животных человеческими эмоциями. Дело в том, что у новорожденного был большой синяк на нижней челюсти: по-видимому, его убил другой дельфин.
Через год г-н Гонсальво наткнулся на стадо, окружившее двух- или трёхмесячного дельфина, который испытывал трудности с плаванием. На его теле были заметны пятна — вероятно, результат воздействия загрязнения воды пестицидами или тяжёлыми металлами. Взрослые особи пытались помочь ему оставаться на плаву, но он продолжал тонуть и умер примерно час спустя.
Учёный ожидал, что мать останется рядом с ним, но она покинула труп вместе с остальными. «Ситуация выглядела так, словно дельфины понимали, что смерть неизбежна, они были готовы к ней», — полагает г-н Гонсальво, но тут же признаёт свои выводы спекулятивными и основанными на небольшом наборе данных. Собственно, поэтому он пока не решается их публиковать.
Ингрид Виссер из Фонда исследований косаток (Новая Зеландия) тоже считает, что дельфины икосатки относятся к мёртвым младенцам так, словно их снедает горе. Она признаёт: интерпретация может быть неправильной, и животные могут даже не знать, что детёныш умер. «Однако мы знаем, что китообразные имеют веретенообразные нейроны, которые по крайней мере у людей связаны с ощущением горя», — подчёркивает специалист.
Нечто подобное она наблюдала, когда гринды выбрасывались на берег: живые особи, проплывая мимо, останавливались и подходили поближе, словно намеревались удостовериться в печальном факте. «Мы пытались их заставить двигаться мимо, не останавливаясь, но они боролись за право вернуться к мёртвым, — отмечает г-жа Виссер. — Не знаю, понимают ли они смерть, но обязательно подходят».
Карен Маккомб из Университета Сассекса (Великобритания), специализирующаяся на слонах, приветствует наблюдения г-на Гонсальво. «Невозможно знать, что происходит в голове животного: это вне нашей досягаемости. Но мы накапливаем примеры, и когда-нибудь они сложатся в более чёткую картину», — резюмирует эксперт.