Генпрокуратура и милиция нашли причину, которая мешает им перестать «брать»
Прокуратура, МВД и СБУ указывают на массу недостатков в новом антикоррупционном законе и утверждают, что пока не будут завершены административная и регуляторная реформы, ждать результатов от борьбы с коррупцией не стоит.
Правоохранительные органы Украины отчитались перед парламентским комитетом Верховной Рады по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией о результатах выполнения нового закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».
«Делу» удалось ознакомиться с этими материалами.
Общий вывод, который сделали в сводном отчете Генеральная прокуратура, Служба безопасности, Министерство внутренних дел и другие правоохранительные органы, – разгул коррупции нельзя уменьшить, пока не будут проведены административная и регуляторная реформы.
«Главным является искоренение причин, которые подталкивают к коррупции, в первую очередь в наиболее пораженных секторах. Именно это, а не репрессивные правоохранные меры, является определяющим в минимизации проявлений коррупции. Поэтому крайне важным становится завершение реформ на государственном уровне. В первую очередь речь идет о регуляторной и административной реформах, внедрение которых должно уменьшить влияние чиновничества на бизнес».
Также в Генеральной прокуратуре отмечают, что не менее важны кардинальные изменения в системе земельных правоотношений, в частности, разграничение земель государственной и коммунальной собственности, а также принятие комплекса мер по их охране.
В прокуратуре, СБУ и МВД одновременно отмечают ряд недостатков, которые содержит Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» – ключевой документ, который регулирует их антикоррупционную деятельность, вступивший в силу с 1 июля 2011 года.
Один из наиболее серьезных законодательных пробелов, с которыми столкнулись следователи и прокуроры – отсутствие возможности привлечь к ответственности чиновников, которые предоставили недостоверные данные о своем имуществе, доходах и расходах – в законодательстве нет нормы о наказании за это нарушение.
Кроме того, как отмечаю в Службе безопасности, новым законом не предусмотрена обязанность лиц, уполномоченных на выполнение функции государства, декларировать доходы своих близких родственников (членов семьи). Хотя форма декларации такую обязанность предусматривает.
«Это создает условия для сокрытия имущества и доходов, полученных незаконным путем, и неоднозначной трактовки норм закона в административном процессе», – утверждают в СБУ.
Большие сложности вызывает и то, что после вступления в силу закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» в украинском законодательстве появилось несколько статей, на основе которых следователь может классифицировать подкуп чиновника. Статья о получении взятки (ч. 1 ст. 368 УК), ч. 1 ст. 8 закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» об ограничениях относительно получения подарков, ст. 172-5 Кодекса Украины об административных нарушениях (нарушение установленных законом ограничений относительно получения подарка) и ст. 172-2 этого Кодекса (превышение служебного положения).
Все эти нормы описывают одно и то же, и следователь на собственное усмотрение может выбирать, какую санкцию применить к коррупционеру.
Также большой проблемой для правоохранительных органов является отсутствие в законах нормы, которая позволила бы разрывать трудовые отношения с чиновником-коррупционером. В настоящее время Кодекс законов о труде не предусматривает оснований и механизмов разрыва трудового соглашения с такими сотрудниками.